Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 36. Приёмы создания героического характера. Герои Гоголя и древнеэпические герои

Цели: выявить приёмы создания героического характера в повести «Тарас Бульба»; сопоставить героев Гоголя с древнеэпическими героями.

Методические приемы: беседа по вопросам, комментарии учителя, пересказ текста, элементы характеристики героев.

Оборудование: иллюстрации к повести «Тарас Бульба», репродукции, диапозитивы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

- Что представляет собой легендарное место - Запорожская Сечь?

- Почему она стала родным домом для казаков?

- Как вы понимаете характеристику, данную Гоголем: «Эта странная республика была именно потребностию того века». Что означает слово «республика»? (Республика - страна с выбранными на определённый срок органами власти.)

- Расскажите о быте и нравах в Запорожской Сечи.

- Каковы обычаи и законы Сечи, характер запорожцев?

- Какие черты в запорожцах привлекают, а какие отталкивают?

- В чем смысл подробного описания общественного устройства Сечи?

II. Слово учителя о Запорожской Сечи

В общественном устройстве Сечи нет сословной вражды и зависимости людей друг от друга, нет имущественных оков. Эта военная организация вольного народа противопоставлена Гоголем миру вражды и рабства: «Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников».

Описывая политическое устройство Сечи, Гоголь подчеркивает демократизм казачьего общества: «...гетьманы, избранные из среды самих же Козаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи». Неугодный или провинившийся в чем-то перед народом начальник сразу же переизбирается (сцена избрания нового кошевого: кошевой беспрекословно явился на собрание и после смещения «поклонился очень низко и скрылся в толпе», в четвертой главе он говорит: «Я слуга вашей воли... Уж умнее того нельзя выдумать, что глас народа - глас Божий»), Народ избирает правителей, защищающих их интересы. Таков Тарас, который, будучи полковником, защищает права народа, таков выбранный командиром Остап.

Воинская служба в Сечи - это не принуждение, а добровольное служение своему Отечеству. Сечь сурово карает за нарушение ее законов, законов свободного народа: Гоголь описывает жестокие наказания за кражу, за невыплату долга, за убийство.

Самое главное, что появляется в обществе равных, - чувство товарищества. «Первый долг и первая честь козака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны братья, чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища...» - говорит старый Касьян Бовдюг.

Гоголь не идеализирует казаков. Сечь населяют самые разные люди: бывшие преступники, образованные и необразованные, богатые и бедные, желающие самоутвердиться и любящие воевать. Но всех их объединяет товарищество и православная вера. Вера требует поста и воздержания, но казаки не хотят и слышать о них, безудержность натуры запорожцев отвергает любые ограничения. По той же причине все имущество казаков хранится у куренных атаманов.

Жизнь Сечи состоит из крайних проявлений человеческого характера. Недаром ее описание начинается с картины бражничества, а заканчивается перечислением убитых казаков. Золотой середины казаки не знают. Мирное существование для Сечи - редкость. Обычное состояние Запорожья - беспрерывные битвы. Казаки моментально переходят от бешеного разгула, веселости к готовности биться не на жизнь, а на смерть. Гоголь подчеркивает суровость казаков, их мужество, широту натуры, ее размах. В сцене танца запорожцы выказывают свой «самый вольный, самый бешеный» нрав.

В походе казаки очень жестоки - это войско мстителей (зачитаем примеры жестокости запорожцев из главы V). Казаки отвергают тактику осады. Кошевой говорит: «Брать крепость, карабкаться и подкапываться, как делают чужеземные немецкие мастера <.. .> и неприлично, и не козацкое дело». Казаки прямолинейны, им не по душе какие-либо тонкости.

В таких сценах, как удалая пляска запорожцев, выборы кошевого, коллективная атака, проявляется «общий характер», делающий разрозненных людей одним целым. В этих эпизодах - высочайший уровень художественного обобщения, пример воистину гомеровского эпоса (с ним сравнивает гоголевскую повесть В.Г. Белинский).

III. Пересказ эпизода «Запорожцы в бою». Приемы создания героического характера

- Что в описании Гоголем запорожцев позволяет делать вывод, что перед нами необыкновенные люди, героические характеры? (Гоголь выделяет в запорожцах главные, объединяющие их черты: казаки любят родную землю, им присуще чувство братства, товарищества, верность долгу, преданность родине и общему делу борьбы за национальную независимость.)

- С помощью каких приемов создается эпический масштаб образов запорожцев? (В описании казаков Гоголь широко использует фольклорные мотивы. Запорожцы напоминают богатырей былин и сказок. Образы казаков и их подвиги гиперболизированы, что ещё больше приближает повесть к произведениям устного народного творчества: «Там, где прошли незамайновцы -так там и улица! Где поворотились - так уж там и переулок! Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи!»)

- Какова цель такого широкого использования приемов устного народного творчества? (Обращение Гоголя к приёмам народного творчества в изображении боя не только даёт представление о силе и храбрости казаков, похожих на Илью Муромца, Добрыню и других богатырей, но и помогает выразить народную точку зрения на происходящие события, передать патриотические чувства казаков, отдавших, как и герои былин, все свои силы и свою жизнь защите родины, веры и правды.)

- Какие эпизоды из жизни в Сечи Остапа и Андрия роднят их с эпическими героями русской литературы?

IV. Характеристика главных героев повести «Тарас Бульба»

1. Сопоставительная характеристика Остапа и Андрия.

Примерный план

1) Первые читательские впечатления от героев-братьев.

2) Внешний облик, его значение, отражение в характере.

3) Как проявились характеры братьев в семинарии?

4) Отношения с родителями, с товарищами.

5) Как проявляют себя братья в Сечи?

6) Какие качества проявляют братья в бою?

7) Какие события являются ключевыми в судьбах братьев?

8) Оправдались ли слова Тараса о своих сыновьях (V глава)? Каковы судьбы Остапа и Андрия?

9) Каково авторское отношение к каждому из братьев?

Если в первых строках повести о братьях говорится как о едином целом: «Это были два дюжие молодца... Крепкие, здоровые лица... Они были очень смущены таким приемом отца...», то уже сцена диалога Остапа с отцом показывает, насколько Остап и Андрий разные. По ходу повествования различия все более углубляются, и в конце повести судьба каждого из братьев представляется закономерной.

Тарас отдает предпочтение Остапу, несмотря на равную храбрость братьев. Остапа отличает прямота характера и сила натуры, суровость, верность товариществу; прежде всего он - воин. Остап - человек своего времени. Этими качествами он ближе своему отцу - Тарасу.

Остап обнаруживает «наклонности будущего вождя», хладнокровие, изобретательность в бою. «Этот будет со временем добрый полковник», - говорит о нем Тарас. Андрий же «весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». Он видит в бою «бешеную негу и упоенье», в сражениях он запальчив и безудержно храбр. Тарас, знающий толк в военном деле, хвалит удаль Андрия, но ставит Остапа выше. В последние минуты жизни Остап обращается к отцу, что свидетельствует об их духовной близости.

В результате путь Остапа - это путь верного воина, товарища; путь Андрия - судьба отказавшегося от товарищества, от родины ради любви.

Ключевые вопросы, вытекающие из сопоставительной характеристики братьев:

- Является ли поступок Андрия изменой?

- Насколько однозначна оценка поведения Андрия как предательство? (Предварительное обсуждение.)

2. Образ Андрия.

- Что объединяет Андрия с Сечью? (Дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры.)

- Почему Андрий скучает во время бездействия под Дубно? (Сказывается любовь его натуры к сильным переживаниям и впечатлениям, его душе тесно в мире казаков.)

- Прокомментируйте сцену отхода Андрия ко сну (глава V). (Картину «июльской чудной ночи» мы видим глазами Андрия. Небо «все было открыто перед ним; чистота и прозрачность стояли в воздухе. Гущина звезд, составлявшая Млечный Путь... вся была залита в свету. Временами он как будто позабывался, и какой-то легкий туман дремоты заслонял на миг пред ним небо, и потом оно опять очищалось и вновь становилось видно». Андрию свойственны не только жажда подвига, безумная смелость, но и тонкая душевная организация, способность переживать прекрасное, чувствовать красоту женщины и красоту природы. Но время, в которое он жил, исключало возможность проявления этих его свойств натуры. Душа Андрия жаждала любви, а долг требовал верности Родине, товарищам.)

- Почему Андрий идет в осажденный город? Как этот поступок повлиял на судьбу Андрия? (В нем с новой силой ожили прежние чувства к полячке и заслонили всю казацкую жизнь. Андрий сделал свой выбор, и этот выбор неизбежно привел Андрия к предательству.)

- Как описывается Андрий в битве поляков с запорожцами? (Андрий испытывал в сражении с запорожцами не меньше упоения, чем раньше в бою с поляками: «А он между тем, объятый пылом и жаром битвы, жадный заслужить навязанный на руку подарок, понёсся как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае». Андрий сравнивается с псом, так подчеркиваются животные инстинкты, возобладавшие в нем.)

- Почему Андрий при виде отца не бежал, не прятался, не просил пощады, а лишь побледнел и «покорно, как ребёнок, слез с коня и остановился ни жив ни мёртв перед Тарасом»?

- Почему Андрий изменил своей отчизне? (Андрий любит полячку, он чувствует перед ней «благоговейную боязнь», теряет волю, уже не принадлежит себе, готов погубить себя для нее: «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из Козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»

Ради своего чувства Андрий готов пожертвовать всем, что связывало его с семьей, верой, миром Запорожской Сечи, родиной. Он изменил отчизне, потому что полюбил. Ничего, кроме любимой, для него уже не существовало.)

- Каково ваше отношение к поступку Андрия? (Обсуждение.)

Андрий - предатель. Это понимает он сам, понимает полячка.

Не оставляет читателю сомнений и сам автор; он заранее «хоронит» Андрия: «И погиб козак!», говорит о будущем горе отца: Тарас «проклянет день и час, в который породил себе на позор такого сына». С точки зрения Тараса, Остапа, других казаков, Андрий заслуживает смерти. Действительно, предательство достойно самого резкого осуждения.

Но все же многим из нас в душе жаль Андрия. Для него отчизну заменила любовь, действительно очень сильная, которой он был не в силах сопротивляться. Стремления человека вступили в непримиримый трагический конфликт со стремлениями его товарищей, его земляков, единоверцев. И этот конфликт не мог разрешиться иначе, как смертью героя. Поступок Андрия - измена товарищам, отчизне, но не самому себе, это его выбор. Личный выбор, ставший трагедией.

Домашнее задание

1. Подготовить характеристику Тараса Бульбы. Рассказать о его воинской доблести, о его отношении к людям (товарищам, сыновьям, врагам). В чём видит свой долг Тарас? В чём для него высший смысл жизни и счастья человека? Добр или жесток Тарас?

2. Подготовить анализ одного из эпизодов повести (по группам): 1-я группа - речь Тараса о товариществе; 2-я группа - второй бой под Дубно; 3-я группа - гибель Тараса.