Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 38. Художественные особенности повести «Тарас Бульба». Роль пейзажа в повести

Цели: углубить знания о роли пейзажа в художественном произведении; определить функцию художественной детали в повести «Тарас Бульба»; совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.

Методические приемы: беседа по вопросам, комментарии учителя, элементы анализа текста.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II. Анализ художественных особенностей повести

1. Художественная деталь в повести.

Художественная деталь - деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения.

Зачитаем фрагмент сцены пленения Тараса, когда он поднимает люльку с табаком (глава XII).

- Какое значение для характеристики Тараса имеет люлька? (Люлька для Тараса - часть его жизни, «неотлучная сопутница на морях и на суше, и в походах, и дома». Тарас поднимает люльку, рискуя свободой: «Не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!»)

- Найдите примеры художественных деталей, которые помогают глубже понять характер других персонажей повести: сыновей Тараса. Какие детали их облика, их поведения характеризуют их ярко и лаконично?

- Приведите примеры бытовых деталей, деталей интерьера в повести. Какова их роль?

2. Роль пейзажа в повести.

- Какова роль пейзажа в произведении? (Пейзаж - картины природы в художественном произведении. Литературный пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, передаёт настроение и внутреннее состояние героев произведения, выражает авторскую позицию.)

Зачитайте описания пейзажа в тексте повести (описание степи во второй главе, картина Днепра, июльской ночи и другие).

- На что обращает внимание автор при описании степи? (Обратим внимание на точность, конкретность изображения природных явлений, на разнообразие цветовой гаммы, музыку степи, смену времени суток. Язык эпизодов, в которых даётся описание степи, удивительно образный. В описаниях используется сравнение степи с зелёной девственной пустыней, зелёно-золотым океаном, с неизмеримыми волнами; яркие метафоры помогают представить сверкающую всеми красками степь.)

- С чем ассоциируется у автора степь? Какие образы помогают создать образ степи? (Образы волн, моря, океана.)

- Какая цветовая лексика помогает представить эти образы? (Зелёный, золотой, голубой, жёлтый, синий - цвета и их оттенки самые разнообразные. На их фоне можно увидеть множество живых образов: «стояли ястребы», «подымалась ... чайка», «шныряли куропатки» и др.)

- Живые картины природы автор дополняет и множеством звуков. Каких? (Птичий свист, крик... диких гусей, шелест травы и др.)

- Для чего, по-вашему, Гоголь вводит в повесть описание степи? (Степь - это символ родины и свободы. Картина степи не только создаёт определённое настроение, но и связывает два мира: дом Бульбы и Запорожскую Сечь, подготавливая читателя к встрече с гордыми и вольными запорожцами. Картины степи дополняют и представление читателей об изображаемой эпохе..

- Какова функция описания Днепра?

- Почему описание природы сопутствует описанию казаков, а при описании поляков не используется? (Это связано с казацкой вольностью, с живостью характера казаков, их естественностью, природностью. Цивилизованная жизнь поляков «искусственна», далека от природы.)

- Почему автор сравнивает казаков с птицами, а Сечь с гнездом?

Вывод: В повести «Тарас Бульба» тесная связь природы с внутренним миром персонажей показана автором с помощью различных средств выразительности. Мир человека и мир природы органично связаны между собой, потому что всё, что окружает героев повести - их родная земля. Следовательно, степь у Н.В. Гоголя является символом родины.

3. Изобразительно-выразительные средства.

- Приведите примеры тропов, встретившихся в повести. (Отметим разнообразие тропов: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, гипербол.)

- Какова роль гиперболы в повести? (Гипербола - троп, типичный для былинного жанра. Могучие, сильные характеры, изображенные Гоголем, соответствуют характерам эпических народных героев. Автор широко использует гиперболу для усиления впечатления, для заострения образа. Это способ передачи авторской мысли, построения сюжета.)

- Приведите примеры синтаксических особенностей языка Гоголя в повести, примеры риторических фигур (обращений, восклицаний, повторов).

- Благодаря каким художественным средствам достигается яркий, незабываемый колорит повести? (Прежде всего, благодаря сочному, богатому, душистому языку повести, благодаря этнографически точным словам, обилию диалектной (малоросской) лексики.)

4. Противопоставление в повести. Коллективный образ поляков.

Вся повесть построена на противопоставлениях. Некоторые из них мы уже рассмотрели. Посмотрим, какую роль играет коллективный образ поляков, чему он противопоставляется.

- Как рисуются в сражениях польские воины? (Они рисуются как достойные соперники, как доблестные витязи, проявляющие мужество и храбрость.)

- Какие средства использует писатель в сцене схватки польского рыцаря с Кукубенко? (Сравнения, анафора, инверсия, эпитеты.)

- Найдите описание польских воинов. Как и с какой целью Гоголь подробно изображает внешний вид поляков? (Описание внешнего вида польского панства противопоставляется описанию запорожцев. В польской среде подчеркнута сословная разобщенность: господа - слуги, в отличие от демократизма устройства Запорожской Сечи.)

- Как меняется внешний облик Андрия, попавшего в польскую среду? Какую роль играют внешние изменения? (У него появляется «медная шапка», «дорогой шарф на руке...», подаренный «прекрасной полячкой». Вместе с внешними атрибутами меняется и сам Андрий: он так же отчаянно сражается, но уже на стороне поляков - единоверцев и земляков своей возлюбленной.)

Вывод: В запорожцах писатель подчеркивает простоту, строгость, общность идеи. Польское панство в повести противопоставлено запорожцам. Эту мысль можно развить: единство Сечи противопоставлено разобщенности, внутренней разлаженности современного Гоголю общества.

III. Итог урока

Гоголь ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические, именно поэтому «Тарас Бульба» является не исторической повестью, а героической эпопеей. Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство - Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Это общество равноправных и свободных людей, живущих по строгим, но справедливым законам.

Сечь в повести - это поэтическая картина идеализированного общества, рождающего героические характеры. В ней воплотилась мечта Гоголя о свободной, вольной жизни, основанной на равноправии и братстве.

Домашнее задание

1. Выучить наизусть одно из описаний степи (степь днём, вечером, ночью).

2. Ответить на вопросы учебника (стр.255-256).

3. Подготовиться к сочинению.

Дополнительный материал

Роль детали в повести

Отчего погиб Тарас Бульба? Оттого погиб он, что нагнулся за люлькой, за курительной трубкой, и пока искал её в траве, «набежала вдруг ватага и схватили его под могучие плечи». Взяли казака в плен, казнили, а виной этого события послужил мимолётный жест, выражавший любовь к неодухотворённой, казалось бы, вещи. Нагнувшись, Тарас Бульба вымолвил: «Стой! Выпала люлька с табаком, не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И «нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и на суше, в походах и дома». Прежде влюблённость Тараса Бульбы в вещь была затеряна, скрыта, теперь же, потеряв одного сына, другого, Тарас не хочет, чтобы и вещица его в плен попадала. Его отношение к люльке - едва ли не родительское: Тарасу и сама вещь дорога как спутница ратной жизни, и даже имя её, название. А оно звучит каламбурно.

Трубка по-украински - «люлька», по-русски «люлька» - колыбель. И Тарас склоняется над люлькой-трубкой как над люлькой-колыбелью, а идея жертвенности отцовства, которая пронизывает произведение, находит в его жесте завершение: Тарас погибает, жизнью расплачиваясь за заботливый и нежный порыв, обращённый к вещице, в которой ему дорого всё, вплоть до её названия, о многом напоминающего.

Влюблённое, родственное отношение гоголевских героев к вещи - постоянное свойство их поведения. Они открывают в вещах идеи, и это свойство их мышления делает их чудаками. Они, кажется, очень нерациональны: стоило ли рисковать собой ради спасения трубки? Этот абсурд возникает от сознания священности вещи, её судьбы, её имени. От того, что патриотизм и самого писателя и его героев носит всепроникающий характер: Тарас хочет спасти и дорогую ему вещицу, и слово, которым она называлась.