Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 39. Развитие речи. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цель: подготовиться к написанию домашнего сочинения.

Методические приемы: объяснение учителя, просмотр и обсуждение учебного диафильма, работа над планом.

Оборудование: диафильм «Сравнительная характеристика литературных героев».

Ход урока

I. Просмотр учебного диафильма «Сравнительная характеристика литературных героев» и его обсуждение

II. Слово учителя

Один из сложных вопросов повести - вопрос об отношении к предательству Андрия. Эта проблема, очевидно, волновала и самого писателя. Об этом говорят изменения, которые он внес во вторую редакцию повести.

Во второй редакции сцены гибели Андрия углублена мотивировка поступков героев, напряженнее динамика событий, больше внимания уделяется изображению переживаний героев. Так Андрий во второй редакции во время боя представляет себе прекрасную полячку. В первой редакций Андрий показан «подлым трусом», он прячется за спины поляков, молит о своем спасении. Во второй редакции он изображается доблестным, смелым воином, который никого не боится, кроме собственного отца. В первой редакции эта боязнь объясняется тем, что он «чувствовал свою душу не совсем чистою». Во второй редакции осознание Андрием своей вины изображается не так прямолинейно (при встрече с Тарасом он сравнивается с провинившимся школьником, который неожиданно столкнулся с учителем).

Авторская позиция проясняется при сопоставлении сцен смерти Андрия и Остапа.

Андрий сознает свою вину, молчаливо признает за отцом право его наказать, но не говорит с ним. Он боится смерти («бледен как полотно»), но не просит о пощаде. Сознание своей вины не подвигает его к раскаянию. Умирает он с именем полячки на устах, оставшись при своем, не смирившись. Он уже сделал свой выбор и менять его не стал даже перед лицом гибели.

В поведении Остапа перед смертью есть сознание своей правоты, героическое самоотвержение, твердость духа (он не издает «ни крика, ни стону», несмотря на жестокие пытки). Хотя перед смертью «упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

- Батько! Где ты? Слышишь ли ты?

- Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Остап просит о духовной поддержке, и она к нему приходит. Потому что он умирает смертью героя. В этом заключается главное отличие гибели двух братьев: одного казнят как героя, а другого - как преступника.

III. Обсуждение тем сочинений и работа над планами

Примерные темы

«Остап и Андрий - братья и враги».

«Тарас Бульба - характер, рожденный временем».

«Три смерти».

«Личное и общее в судьбе героев».

«Фольклорные традиции в повести».

«История и вымысел в повести «Тарас Бульба».

«Героическое и эпическое в повести Гоголя».

«Запорожская Сечь - воплощение авторских идеалов».

Пример работы над темой «Остап и Андрий - братья и враги»

1 этап. Расшифровка темы.

Переформулируйте эту тему в вопросительное предложение. (В чем сходство и в чем различие братьев?)

2 этап. Сформулируйте ответ на вопрос.

Сходство: а) одна семья, б) окружение, в) воспитание. Различие: а) внешность, б) характер; в) отношение к войне;

г) отношение к людям.

3 этап. Подбор материала.

К каждому пункту плана подберите конкретный эпизод из текста.

4 этап. Составление плана сочинения.

1. Вступление. Остап и Андрий - главные герои повести Гоголя. Проблемный вопрос: почему братья стали врагами?

2. Основная часть (см. этап 2).

3. Вывод. Мое отношение к героям и их поступкам.

IV. Написание черновика сочинения, консультации учителя

Домашнее задание

Написать сочинение.