Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 42. А.К. Толстой. «Василий Шибанов»

Цели: расширить представление учеников о биографии и творчестве А.К. Толстого; показать значение художественных приемов в балладе «Василий Шибанов», выявить идею произведения.

Методические приемы: рассказ учителя, повторение изученного, выразительное чтение, элементы анализа текста, словарная работа.

Оборудование: портрет А.К. Толстого, издания его произведений.

Ход урока

I. Пересказ статьи учебника «А.К. Толстой»

II. Слово учителя о А.К. Толстом

Алексей Константинович Толстой родился 24 августа 1817 года. Отцом его был граф Константин Петрович Толстой; его родной брат, Фёдор Петрович, - знаменитый скульптор и медальер, живописец и рисовальщик. Оба они приходились двоюродными братьями Николаю Ильичу Толстому, отцу Льва Николаевича (и, таким образом, А.К. Толстой и Л.Н. Толстой - троюродные братья).

Подобного рода генетические связи в XIX столетии и знались, и ценились. Алексей Константинович Толстой - человек, сумевший многообразно реализовать свои наследственные дарования.

В девятилетием возрасте Алёша Толстой был представлен наследнику престола цесаревичу Александру Николаевичу, его ровеснику (будущему царю Александру II). Он стал товарищем воскресных игр наследника и затем до конца жизни сохранил с Александром II самые тёплые и дружеские отношения.

В десятилетнем возрасте он вместе с матерью и дядей совершает своё первое путешествие за границу - в Германию. Самое яркое впечатление от этой поездки - посещение в Веймаре Иоганна Вольфганга Гёте. Величественный старик был благосклонен и приветлив к своему маленькому почитателю: ласково беседовал с ним, усадив на колени, и подарил на прощание кусок клыка мамонта с собственноручно нарисованным на нём изображением фрегата.

Ещё через четыре года - новое путешествие: в Италию. Сохранился дневник этого путешествия, составленный А.К. Толстым очень профессионально (несмотря на юный возраст): живые и яркие описания Милана, Рима, Венеции, точные портретные зарисовки, живой и яркий слог. Тринадцатилетний мальчик свободно владеет несколькими языками, прекрасно знает историю, замечательно разбирается в искусстве и даже соревнуется со знатоками в определении авторства той или другой картины - и почти никогда не ошибается!

Две эпохи русской истории привлекали его особенно страстно. Самое большое количество баллад А.К. Толстого посвящено времени «Руси изначальной». Толстой откровенно любуется временами Олега Вещего и Ярослава Мудрого, отыскивая в них идеалы красоты, полноценной и гармоничной человеческой личности: Ярославна, Иоанн Дамаскин, Илья Муромец... Этот период на Руси, по мнению автора, был единственно поэтическим. Именно важнейшие для себя «первобытные русские черты» стремился найти в былинах Толстой, чтобы их воспроизвести в своих балладах.

В 1840-е годы начал работать над историческим романом «Князь Серебряный», оконченным в 1861 году. В этот же период написал ряд баллад и лирических стихотворений, получивших широкую известность и впоследствии положенных на музыку русскими композиторами («Колокольчики мои», «Средь шумного бала...», «Курган» и др.) Творчество А.К. Толстого проникнуто любовью к простой земной жизни, к родной природе, к родине.

IIL Выразительное чтение баллады «Василий Шибанов»

IV. Анализ баллады

Опираемся на вопросы и задания учебника № 1-6 (с. 266).

Примерный план анализа поэтического текста

1. Дата написания.

2. Биографический, фактический комментарий (кому посвящено, в связи с какими событиями написано?)

3. Жанровое своеобразие (стихотворение, баллада, элегия...).

4. Идейное содержание: а) ведущая тема; б) основная мысль; в) эмоциональная окраска, чувства; г) впечатление; д) отношение критики, исследование.

5. Структура стихотворения: а) словесные образы; б) основные изобразительные средства (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, антитеза, гипербола); в) речевые особенности (стиль, особенности синтаксиса); г) особенности ритмики (размер); д) рифма (перекрёстная, парная, кольцевая с мужским и женским окончанием); е) строфика (двустишье, трёхстишье).

- В чем вы видите отличие баллады А.К. Толстого от других баллад с точки зрения конфликта и героя? (Обычно в драматической балладе изображается конфликт деспота и непокорного ему человека. В балладе «Василий Шибанов» тоже, кажется, есть такой конфликт - между царем Иоанном и стремянным князя Курбского Василием Шибанов. Но на деле это конфликт между царем и непокорным ему Курбским. Главный герой баллады - Василий Шибанов - оказывается вовлеченным в этот конфликт.

Он показывает необычайную преданность своему непосредственному господину - Курбскому, осмеливается перечить самому царю, даже под пытками не выдает товарищей Курбского, «славит свого господина» (эти слова, повторяемые Шибановым, передают «заплечные мастера», то есть палачи, царю). Василий Шибанов перед лицом смерти не упрекает Курбского, пославшего его на верную гибель, не проклинает царя, приказавшего замучить его: в сердце его «любовь и прощенье», молитва Богу о прощении и Курбского, и Ивана Грозного, молитва «За нашу святую, великую Русь».

Верный слуга приносит жертвы своему господину, не думая о награде: отдает своего коня, вызывается отвезти письмо Курбского царю, понимая, чем это может для него кончиться, отказывается от «рублей в награжденье».

Василий Шибанов - воплощение необычайной, бескорыстной, искренней преданности и верности.)

V. Словарная работа

Составим краткий словарь устаревших слов, встретившихся в балладе:

Стремянный, воевода, витязь, зазнобы, опричня, окольные, дьяки, ecu, прельщенный, аз, иже, аки, лиях, заплечные (мастера).

VI. Итог урока

- Вспомните стихотворение А.К. Толстого «Илья Муромец». Что общего у этого стихотворения с балладой «Василий Шибанов»?

- Как раскрываются понятия «патриотизм», «национальный характер» в этих произведениях?

- Что позволяет лирическим произведениям А.К. Толстого считаться народными?

Домашнее задание

1. Подготовить краткий рассказ об одном из герое баллады.

2. Прочитать главы из романа А.К. Толстого «Князь Серебряный».