Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Уроки 43-44. А.К. Толстой. «Князь Серебряный»

Цели: показать значение изображения А.К. Толстым эпохи Ивана Грозного; выявить идейный замысел писателя; развивать навыки анализа текста.

Методические приемы: лекция учителя, комментированное чтение, элементы анализа текста, беседа по вопросам.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

Рассказы о героях баллады «Василий Шибанов».

II. Лекция учителя

В 1558 году царь Иван IV (Грозный) начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всем «изменников-бояр». В конце 1564 года он покинул Москву и объявил, что собирается отречься от престола. В январе следующего года он все же позволил уговорить себя вернуться на царство. Однако за это вытребовал себе особые полномочия. Вся страна была разделена на две части: одна называлась «земщиной», там продолжали существовать старинные государственные учреждения, которые, по мнению царя, только мешали ему править. Другая часть получила название «опричнина» (от слова «опричь», то есть «кроме») - здесь «земские» учреждения не действовали и власть царя была безраздельна. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Они получали в опричнине земли, а те бояре и дворяне, которые там жили раньше, но в опричнину взяты не были, насильно переселялись в земщину. Отошла в опричнину и находившаяся к западу от Кремля часть Москвы, откуда изгнали всех «земских». Благодаря этому «перебору людишек», царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками. Земским въезд на территорию опричнины был запрещен, зато опричные отряды разъезжали по земщине, безнаказанно совершая грабежи и убийства. В своих черных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на «земских» ужас. Песья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла - готовность вымести всю «измену» из государства.

Со своими опричниками Иван провел множество казней своих противников или тех, кто только ими казался, подверг жестокому разгрому Новгород и ряд других городов. Позднее он, впрочем, отменил деление на опричнину и земщину, расправился с большинством опричных предводителей, а само слово «опричнина» запретил употреблять - настолько ненавистным стало оно для тогдашнего русского общества. Но он добился главного - ему удалось стать полным самодержцем в своем государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. Правда, несмотря на все пытки и казни (при нем не только рубили головы, но также варили в кипятке, жарили заживо и резали на куски), он так и не смог выиграть войны за прибалтийские земли, а страна к концу его правления настолько была обескровлена, что местами просто обезлюдела, так что пришлось запрещать крестьянам покидать своих помещиков, чтобы те не остались совсем без рабочих рук...

III. Комментированное чтение романа и беседа по вопросам

Опираемся на вопросы учебника (с. 280, 292, 305, 306).

Домашнее задание

Письменная работа по выбору:

1. Сравнить «Песнь про... купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова и роман «Князь Серебряный» А.К. Толстого.

2. Подготовить отзыв на роман «Князь Серебряный» (см. задание 18, с. 307).