Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 45. Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте

Цели: показать соотношение вымысла и реальности в романе А.К. Толстого, прояснить главную мысль романа; показать значение народной речи в тексте романа, мастерство писателя в изображении эпохи.

Методические приемы: анализ творческих работ, изучение теоретических статей учебника, беседа по вопросам, комментарии учителя.

Ход урока

I. Чтение и анализ творческих работ

II. Работа со статьей учебника «Вымысел и реальность в художественном произведении»

1. Чтение текста.

2. Вопросы и комментарии.

- Какие персонажи романа являются реальными историческими лицами?

- Как вписывается вымышленный герой - князь Серебряный — в события исторического романа? Каково соотношение реальности и вымысла в романе?

- Какова главная мысль романа? (Главная мысль романа -о губительности деспотической власти, деспотизма вообще и для окружающих, и для самого деспота.)

III. Работа со статьей учебника «Народная речь в литературном тексте»

Чтение текста, беседа по вопросам учебника (с. 310).

Дополнительные вопросы:

- В каких прочитанных вами произведениях широко используются произведения фольклора? («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.)

- Какие известные вам произведения построены на фольклорной основе? («Песнь о Гайавате» Г.У. Лонгфелло, баллада А.К. Толстого «Илья Муромец», «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.)

Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника «Мотивы былого в лирике поэтов XIX века» (с. 310-311).

2. Прочитать лирические произведения, помещенные в учебнике на с. 312-325, подготовить выразительное чтение наизусть одного из них.