Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 12. К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева

Цели: ознакомить учеников с личностью К.Ф. Рылеева; дать понятие о жанре думы; развивать навыки выразительного чтения.

Методические приемы: анализ творческих работ, рассказ учителя, выразительное чтение.

Оборудование: портрет К.Ф. Рылеева, иллюстрации к думе «Смерть Ермака».

Ход урока

I. Чтение и анализ нескольких сочинений

II. Слово учителя о К.Ф. Рылееве

Кондратий Федорович Рылеев родился 18 (29) сентября 1795 года. После окончания кадетского корпуса он участвовал в 1814 и 1815 годах в заграничных походах русской армии. Именно в ту пору он, по собственному признанию, «заразился» свободомыслием. Русская действительность укрепила революционное убеждение будущего декабриста. Декабристы стремились очистить русскую литературу и русский язык от «пустого, рабского, слепого подражанья» иностранным образцам. Они считали, что темы и сюжеты художественных произведений должны отражать жизнь русского народа, его нравы, обычаи, предания. Поэтому в литературе декабристов наблюдается повышенный интерес к народному творчеству и к историческому прошлому родины.

К.Ф. Рылеев был одним из наиболее ярких поэтов-декабристов. Вступив в 1823 году в Северное общество, Рылеев вскоре стал одним из его руководителей.

Писать Рылеев начал рано, но как автор вольнолюбивых стихов стал известен с 1820 года, когда выступил против всесильного Аракчеева в сатире «К временщику». Для этого надо было обладать редкой смелостью, беспредельной любовью к родине.

«К временщику» - гневная обличительная речь оратора-патриота, поборника свободы. В этом стихотворении, по словам участника восстания Н. Бестужева, «Рылеев громко и всенародно вызвал временщика на суд истины».

Революционный пафос первого стихотворения Рылеева пронизывает и все дальнейшее его творчество. Многие его стихи ходили в списках по рукам: они не могли быть напечатаны. Передовая молодежь заучивала их наизусть и вдохновлялась ими на борьбу за свободу. Стихи Рылеева проникали и в широкие народные массы.

III. Слово учителя о жанре думы

Размышляя о настоящем, мечтая о будущем, Рылеев обращался к историческому прошлому русского народа. Его привлекали патриотические образы предков, героические события, которые всегда жили в памяти народа и составляли его гордость. Он написал цикл исторических произведений, названных думами.

Думы - украинские народные песни об исторических событиях и народных героях, напоминающие по своему характеру и содержанию русские былины и исторические песни. Сложенные былинным стихом, с запевом и исходом-концовкой они, так же как и былины, исполнялись сказителями-бандуристами или кобзарями нараспев, под звуки народных украинских инструментов бандуры или кобзы.

Думы возникли в XVI-XVH веках; многие из них посвящены борьбе украинского казачества с Турцией и польскими панами, повествуют о казацких пленниках в турецкой неволе, их страданиях и борьбе: «Песня про Самойла Кошку», «О побеге трех братьев из Азова» и др. Позднее думами в русской поэзии называли иногда стихотворения, посвященные значительным общественным темам. Думой назвал К.Ф. Рылеев книгу своих стихотворений, посвященных историческому прошлому России.

Не следует путать жанровое обозначение с использованием слова «дума» (так как в дальнейшем это название потеряло свой исторический характер) в названиях стихотворений, например, «Дума» М.Ю. Лермонтова, где это слово используется в обычном лексическом значении «размышление».

Каждая дума Рылеева посвящена какому-либо историческому деятелю и озаглавлена его именем: «Олег Вещий», «Дмитрий Донской», «Иван Сусанин». Думы пробуждали интерес и сочувствие к сильным, мужественным людям, совершавшим подвиги во имя родины и народа. Так, дума «Иван Сусанин» поведала о подвиге крестьянина-патриота, который завел врагов в лесные дебри и погубил их, погибнув и сам.

Дума «Иван Сусанин» получила высокую оценку Пушкина. М.И. Глинка, вдохновленный ею, создал оперу «Жизнь за царя». Общенародной известностью пользовалась дума «Смерть Ермака».

IV. Чтение статьи учебника «Смерть Ермака» (с. 84-86)

V. Чтение учителем баллады «Смерть Ермака»

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы и выполнить задания учебника (с. 88).

2. Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака».

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение из истории присоединения Сибири в XVI веке.