Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Уроки 46-47. Мотивы былого в лирике поэтов XIX века

Цели: показать разнообразие тематики лирики поэтов XIX века; показать, как отражается в лирических произведениях эпоха; развивать навыки анализа поэтического текста.

Методические приемы: выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, комментарии учителя, сообщение ученика.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

Пересказ статьи учебника «Мотивы былого в лирике поэтов XIX века».

II. Чтение и анализ стихотворений

1. В.А. Жуковский. «Воспоминание» (с. 312).

Слова «их нет» и «были» выделены курсивом потому, что в них заключается главная мысль стихотворения-миниатюры: противопоставление унынию, тоске по утраченному навсегда дорогому человеку светлого чувства благодарности, которое помогает пережить утрату и сохранить воспоминания не о мертвом, но о живом. Это глубоко гуманистическая, философская мысль. Слова «смерть» нет в стихотворении, оно жизнеутверждающе; акцентируется последнее слово - «были», преодолевающее смерть, говорящее о жизни вечной.

2. В.А. Жуковский. «Песня» (с. 312-313).

В этом стихотворении поэт выделяет курсивом ключевые слова: «прежде», «живи», «будь», «один». Эти слова «держат» все стихотворение, показывают невосполнимость утраты лирического героя. В основе стихотворения - жизненные факты, переживания поэта, потерявшего возлюбленную. Музыкальность «Песне» придают плавный ритм, чередование женских и мужских рифм (безударных и ударных последних слогов каждой строки), звукопись - аллитерации на «Л», создающие впечатление мягкой грусти, элегического настроения.

3. А.С. Пушкин. «Воспоминание» (с. 314-315).

Стихотворение Пушкина имеет то же название, что и миниатюра Жуковского, но проникнуто другим настроением. Это воспоминание о минувших днях, которые невозможно забыть, об «угрызеньях», о тоске «тяжких дум». Лирический герой не стремится вычеркнуть их из памяти: «Но строк печальных не смываю». Переживания, подобные тем, что описаны в стихотворении, - это большая, трудная душевная работа, без которой немыслимо развитие души, развитие человека как личности.

4. А.С. Пушкин. «Стансы» (с. 315-316).

Поэт призывает нового царя - Николая I - брать пример с его великого предка - Петра I. Эта историческая личность всегда привлекала Пушкина («Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого»). Поэт сопоставляет жестокость, с которой Петр устранял врагов на пути к «славным дням» своей власти, с не менее жестоким подавлением мятежа декабристов новым царем. Поэт надеется на твердость, ум, «незлобивость» Николая I, на уважение его к своей стране и ее народу.

5. Д.В. Давыдов. «Бородинское поле» (с. 316-318).

Стихотворение проникнуто чувством горечи по минувшим «дням вековечной славы», славы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Замена «меча» «плугом», замена славных подвигов унылой жизнью горестна для лирического героя. Последняя строка говорит о душевной боли: «Завидую костям соратника иль друга». Поэт противопоставляет «гомерических» (то есть подобных прославленным в гомеровском эпосе) героев своему тусклому существованию.

6. И.И. Козлов. «Вечерний звон» (с. 318-320).

Прослушаем романс на стихи Козлова.

Музыкальность стихотворению придает напевный ритм, одинаковый в каждой строке стихотворения, размер (ямб), с ударными окончаниями строк. Короткие слова, завершающие строки и стоящие внутри стихов, создают имитацию колокольного звона, перекличку колоколов: «звон», «дум», «он», «дом», «дней», «сон».

Подзаголовок «Колокола Санкт-Петербурга» был снят автором в публикациях стихотворения, потому что таким образом «Вечерний звон» приобретает более общее, философское звучание.

7. Ф.Н. Глинка. «Москва» (с. 312-322).

- Какую картину рисует поэт в этом стихотворении?

- Какова форма этого стихотворения? (Стихотворение написано в форме обращения, которое служит олицетворением. Автор словно разговаривает с Москвой, говорит ей (и читателю) о своих чувствах: восхищении, гордости, сопереживании.)

- Какие художественные приемы помогают созданию образа Москвы? Какова их роль? (Гчавный прием - олицетворение. Кроме того, Москва награждена множеством эпитетов: «матушка-Москва», «город чудный, город древний», «град срединный, град сердечный, коренной России град». Старославянская форма «град» в конце стихотворения придает торжественность образу Москвы. Другие примеры высокой лексики: «палаты», «хартия», «велик и знаменит», «на... церквах», «златую шапку», «у святых в Кремле ворот», «ты не гнула крепкой выи», «мученик», «белокаменная», «бурнопламенная», «процветай же славой вечной», «храмы».

Метафоры («опоясан лентой пашен»), сравнения («ты, как хартия, развит», «ты, как мученик, горела»), эпитеты («исполинскою рукою, «у святых... ворот») придают выразительность, зримость, размах образу Москвы.)

- Каков пафос этого стихотворения? Как создается этот пафос? (Пафос торжественно-приподнятый, публицистический: стихотворение обращено к читателям, призывает их гордиться своей страной, своей столицей. Созданию этого пафоса способствуют риторические фигуры: обращения, восклицания, вопросы; восклицательная интонация, высокая лексика, повелительное наклонение глагола: «Процветай же славой вечной...»)

- Какие достопримечательности Москвы вы здесь узнали?

- Какова история этих достопримечательностей? Расскажите о них.

8. А.Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе» (с. 323-325).

Свою «Песню» поэт прямо не характеризует, а называет через отрицание: «не веселой», «не радостной», противопоставляя песню о поражении «песням победы». В песне нашли отражение события одиннадцати месяцев героической обороны Севастополя.

Эти события показали единение всего народа в защите родной страны. На бой шли и «помещик богатый», и «мужик», и «красавицы наши». Известно, например, имя одной из первых сестер милосердия (раньше такого понятия в русской армии не было) - Даши Севастопольской.

В «Песне» встречаются многочисленные анафоры, повторы. Они играют роль стилизации под народную песню; подчеркивают, выделяют особенно значимые мысли: «А и так победили» (читай - получили отпор); перечисляют события героической обороны. Последняя строфа почти повторяет первую, изменены лишь некоторые слова первых двух строк: «Не веселую, братцы, вам песню спою, / Не могучую песню победы...» - «Пусть не радостна песня, что я вам пою, / Да не хуже той песни победы...». Но значение последней строфы другое: она прославляет героев, ставит их в один ряд с героями Бородинского боя, с героями Очакова. Этот ряд продолжает череду отважных защитников родины, которые никогда не переводились на Руси: «богатырская рать».

Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника «Л.Н. Толстой. «После бала» (с. 325-326).

2. Прочитать рассказ Л.Н. Толстого «После бала».

Уроки 48-50. Л.Н. Толстой. «После бала»

(См. уроки 38-40 по программе ВЛ. Коровиной.)

Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника «Автор и время на страницах произведений XX века» (с. 345-346).

2. Прочитать стихотворения, помещенные в учебнике на с. 347-354, подготовить выразительное чтение одного из них.