Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Уроки 51-52. Былины и их герои в поэзии XX века

Цели: показать традиции фольклорных жанров в поэзии XX века; развивать навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения.

Методические приемы: выразительное чтение, элементы анализа текста, комментарии учителя.

Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье».

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

Пересказ статьи учебника «Автор и время на страницах произведений XX века».

II. Чтение и анализ стихотворений

1. И.А. Бунин. «На распутье» (с. 347-348).

Бунин использует древние фольклорные образы, чтобы передать переживания современного ему человека, решающего вечные вопросы: как и для чего жить? Какую дорогу в жизни выбрать? Куда идти?

Образ родины обозначен образами степи, равнины, поля. В сочетании с эпитетами: «в диком древнем поле», «в незнаемых полях», «в краю глухом», «равнина дикая» - этот образ приобретает несколько мистические черты. Русь неизменна, столетия не повлияли на ее суть.

Бунин изменяет надпись на «былинном» камне: куда ни пойдешь, всюду беды, несчастья, смерть, символом которых рисуется черный ворон. Слова «и один я в поле...» хочется продолжить словами фразеологизма: «...воин». «Отважно / Жизнь зовет», несмотря на то что «смерть в глаза глядит», и идти надо. Но куда?

Со стихотворением Бунина перекликается картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Чувство необходимости выбора, стремление к жизни преобладают над сомнениями и страхом опасности.

2. И.А. Бунин. «Святогор» (с. 348-349).

Образы этого стихотворения перекликаются с образами стихотворения «На распутье»: образы родины («поле»), «рокового» камня, богатыря, коня, ворона. Смерть Святогора названа «Божией», потому что он погиб за родину. Символом верности изображен конь Святогора, который не хочет другого хозяина, «ревет по- звериному», потеряв своего господина.

Повтор слов: «Ночь за ночью идет» - показывает, что история повторяется, богатыри гибнут за родную землю, а их заслуги хотят приписать себе другие (образ Ивана). Образ ворона как символа несчастья возникает в первой строфе и вновь появляется в последней. Аллитерации на «Р» словно нарушают тишину ночной картины, нарисованной поэтом, передают чувство тревоги, горя, непокоя.

3. И.А. Бунин. «Святогор и Илья» (с. 349-350).

- Какие эпические мотивы использовал И.А. Бунин?

- Что знаем мы о Святогоре? Что это за герой? Какими качествами обладает? (Согласно былинам, Святогор был настолько могуч, что его не выдерживала земля. Но сам Святогор не мог превозмочь земной тяги, которая была заключена в суме.

Когда Святогор попытался поднять суму, он ушёл ногами в землю. Сила Святогора была намного больше, чем сила Ильи Муромца. Святогор мог положить Илью Муромца вместе с конём к себе в карман. Святогор был одним из тех богатырей, которые были привязаны к одному месту. Он не мог совладать со своей силой. Чаще всего он лежал на земле или на горе. Перед смертью Святогор передал Илье Муромцу часть своей силы.

В более поздних былинах образ Святогора приобретает отрицательные черты. Он соотносится со Змеем Горынычем, чудовищем, враждебным людям.)

Концовка стихотворения: «Выезжай на иную путину, / На иные дела!» - призыв к действию, к подвигам во имя родины, к поискам своего пути в жизни.

4. К.Д. Бальмонт. «Живая вода» (с. 351-352).

Смысл названия стихотворения в том, что былинные образы защитников родины, богатырей - живительный источник жизни народа. В детстве эти образы воспринимаются как персонажи занимательной сказки, в отрочестве - придают силы и надежды, в юности — воплощают мечту о прекрасном, в старости исцеляют страданья, возрождают надежду.

Образы богатырей тесно связаны с природой, в слиянии с ней создается образ всей русской земли.

5. Е.М. Винокуров. «Богатырь» (с. 353-356).

Комическое в стихотворении создается переосмыслением образа богатыря. Былинный богатырь Илья Муромец тридцать лет на печи сидел перед тем, как подняться и выйти на подвиги. Богатырь в стихотворении Винокурова, прочитав неутешительную надпись на камне, принимает решение вернуться домой, к теплой печке. Ирония стихотворения в измельчании богатырской силы, богатырских устремлений.

III. Ответы на вопросы № 1, 2 к теме «Былины и их герои в поэзии XX века» (с. 355-356)

Домашнее задание

1. Выучить одно из стихотворений наизусть (задание № 3, с. 356).

2. Прочитать статью учебника «Ю.Н. Тынянов» (с. 356-357).

3. Прочитать рассказ Ю.Н. Тынянова «Подпоручик Киже».