Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Уроки 58-60. Б.Л. Васильев. «Утоли моя печали...»

Цели: показать актуальность проблем романа Васильева; развивать навыки самостоятельной работы, анализа текста.

Методические приемы: сообщения учеников, комментированное чтение, пересказ текста, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Ход уроков

I. Комментированное чтение глав романа

II. Беседа по вопросам

Опираемся на вопросы учебника (с. 397,401-402,408,410,416).

К главе второй:

Диалог героев важен для дальнейшего развития событий романа; для осознания этих событий. Один из главных вопросов, которые ставит перед собой и перед читателями автор: нужна ли России революция? Аверьян Леонидович, после смерти жены разочаровавшийся в террористических методах, считает, что революция опасна для страны, потому что она приводит к ожесточению, «безумному, неуправляемому ожесточению». Он объясняет свою уверенность многовековым существованием рабства в России, царящим в ней произволом, который «порождает обиженных». Аверьян Леонидович предрекает развитие событий, которое действительно произошло после революции: «Толпы этих обиженных ринутся давить обидчиков, как только почувствуют безнаказанность».

Герой приводит цитату из «Капитанской дочки» Пушкина: «бунт, бессмысленный и беспощадный», дополняя ее: «как бессмысленна и беспощадна сама толпа...». Революция для Аверьяна Леонидовича - и есть такой бунт.

К главе шестой:

Автор дает подробное описание коронации Николая И, основанное на газетных и журнальных публикациях, чтобы показать насколько официальная пропаганда расходится с истинным положением дел, с живыми впечатлениями людей. В противовес официальным источникам информации, где коронация выглядит «торжественно и благостно», даны свидетельства очевидцев, которые увидели карикатурность церемонии.

В описание коронации включены тексты из Священного Писания, молитвы для того, чтобы показать, насколько далеки действия властей от заветов Бога, как цинично они нарушают эти заветы.

К главе седьмой:

Писатель изображает события ходынской трагедии через художественное изображение и восприятие главной героини для того, чтобы читатель почувствовал глубину и силу этой трагедии, стал как бы участником этой страшной давки.

События, которые произошли в течение 15-20 минут, описаны автором подробно, читателю кажется, что они длятся бесконечно. Читатель чувствует ужас происходящего, невозможность противодействовать бессмысленному напору толпы.

Для усиления впечатления Васильев применяет разнообразные изобразительно-выразительные средства: эпитеты («беззащитные», «молча», «странно», «ревущий», «немыслимая», «разгромленные», «хрипло», «жадно», «косматый и беспощадный», «дикий, животный ужас» и т. д.); метафоры («задыхающаяся, распаренная крутым подъемом живая человеческая волна», «хрипели последними хрипами и ругались последними словами где-то в головах этой гигантской гидры, рвущейся к самоубийству»: «Масса людей... превратилась в Живое Безголовое Чудовище»); безличные предложения, передающие безликость толпы («Надю разворачивало и вертело...», «Надю опять куда-то развернуло, прижало к чему-то странно податливому...»); сравнения («точно бежали не люди, даже не стадо, а - зверь. Косматый и беспощадный зверь...»; «за них, как за зубья шестерен, невольно цеплялись из сопредельного ряда»); цитаты («по образу и подобию Божьему» - этой цитате противопоставлено:

«Не было ни образа, ни подобия...»); повторы, ряды однородных членов, восклицательные предложения.

Эти художественные приемы иллюстрируют психологию толпы, символически изображают ее: «живая человеческая волна», «Живое Безголовое Чудовище», «косматый и беспощадный зверь»; обезумевшая толпа повязана «единой волей самоуничтожения», рвется «к самоубийству»; каждый «обречен подчиняться только общим законам».

К главе девятой:

Власти равнодушно отнеслись к трагедии на Ходынском поле, потому что не хотели «омрачать» «празднование священного коронования», маниакально следовали «предписанным расписанием празднеств», тем самым проявив полнейшее, «свинцовое» равнодушие к трагедии народа, цинизм и безответственность.

Ко всему тексту романа:

«Утоли моя печали...» - это название иконы Божьей Матери, которую Елисавета Федоровна передала в тюрьме Каляеву, убийце ее мужа, великого князя Сергея Александровича. Она обещает молиться за убийцу, потому что судить человека может только Бог. Сама Елисавета Федоровна, известная своей огромной благотворительной деятельностью, была зверски убита во время революции. Смысл названия романа - в примирении перед лицом Бога, в стремлении приблизиться к человечности, стать «по образу и подобию Божьему». Писатель объясняет причины, действительно основательные, для гнева и желания отомстить за страдания людей. Но террористы взяли на себя право казнить, убивать, тем самым лишь увеличивая зло.

Роман обращен к сегодняшним дням, к сегодняшним читателям, потому что зло террора, зло самоуверенного желания взять на себя права, принадлежащие лишь Богу, не только не уменьшилось, а расцвело пышным цветом. Писатель призывает людей одуматься и задуматься над своей и чужой жизнью.

Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника «Великая Отечественная война в лирике XX века» (с. 417—418).

2. Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений, помещенных в учебнике на с. 419-433).