Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Приложение.

Тесты

Тест по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:

а) автора;

б) повествователя;

в) Маши Мироновой;

г) Петра Гринева;

д) Пугачева.

2. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью

а) композиции;

б) эпиграфов;

в) вставных элементов;

г) прямой авторской оценки;

д) выбора героя.

3. Какие исторические личности упоминаются в повести?

а) Фридрих II;

б) граф Миних;

в) Григорий Орлов;

г) Екатерина I;

д) Елизавета I;

е) Екатерина II.

4. Назовите художественные приемы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачева.

а) прямая авторская оценка;

б) портрет;

в) эпиграфы;

г) речевая характеристика;

д) отношение других персонажей;

е) вставные элементы.

5. В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова - ...

а) единственный женский персонаж повести;

б) стоит в центре сюжета;

в) носительница высокой нравственности и чести;

г) дочь погибшего русского офицера.

6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

а) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

б) завязка 2) освобождение Гринева, женитьба на Маше

в) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении

г) развязка 4) знакомство Гринева с главной героиней повести.

7. С какой целью в повесть вводится сон Гринева?

а) характеризует Гринева;

б) предвещает развитие отношений двух персонажей;

в) характеризует Пугачева;

г) подчеркивает кровожадность Пугачева.

8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный...»?

а) автору;

б) Екатерине II;

в) Петруше Гриневу;

г) Петру Андреевичу Гриневу - автору мемуаров;

д) Савельичу.

9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.

а) Пугачев; 1) оренбургские генералы;

б) Швабрин; 2) Екатерина II;

в) «енералы» Пугачева; 3) Гринев.

10. Какие фольклорные жанры использует А.С. Пушкин для создания образа Пугачева?

а) былины;

б) загадки;

в) сказки;

г) песни;

д) пословицы, поговорки;

е) мифы.

11. Какую главу предваряет собой эпиграф:

«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. “Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?” - спросил он ласково». (А. Сумароков)

а) «Суд»;

б) «Арест»;

в) «Приступ»;

г) «Незваный гость»;

д) «Мятежная слобода».

12. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

а) проблема любви;

б) проблема чести, долга и милосердия;

в) проблема роли народа в развитии общества;

г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства.

13. Каким показан в повести Савельич?

а) забитым, безгласным крепостным;

б) послушным, рабски преданным своим господам;

в) глубоким, наделенным чувством собственного достоинства;

г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком.

14. Отметить верное суждение. Литературный характер - это ...

а) образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени;

б) художественное изображение человека;

в) персональные черты, присущие герою.

15. Какие символические образы используются А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?

а) путь, дорога;

б) могила;

в) буря, буран;

г) орел, ворон;

д) кинжал;

е) виселица.

16. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачева?

а) ум, сметливость;

б) лень, бездеятельность;

в) удальство, широта натуры;

г) склонность к пьянству;

д) память на добро, благодарность.

17. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»

а) Марии Мироновой;

б) Василисы Егоровны;

в) Екатерины II;

г) Авдотьи Васильевны.

Тест по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

1. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:

а) былин;

б) Библии;

в) древнерусских летописей;

г) стихотворения Горация.

2. В чем заключается смысл эпиграфа?

а) восстание против судьбы;

б) раскаяние, безнадежное смирение;

в) защита права человека на свободу.

3. Определите жанр произведения.

а) баллада;

б) элегия;

в) поэма-исповедь;

г) притча.

4. Какие рифмы использовал автор в поэме «Мцыри»?

а) женские рифмы;

б) мужские рифмы;

в) и те, и другие.

5. К какому литературному направлению можно отнести поэму?

а) сентиментализм;

б) реализм;

в) романтизм;

г) классицизм.

6. Что можно назвать символом свободы в поэме?

а) степь;

б) Кавказ;

в) барса;

г) девушку-грузинку.

7. Выделите черты романтизма в поэме «Мцыри».

а) бурная, неистовая природа;

б) гибель героя;

в) герой одинок и не понят миром;

г) введение сна героя в сюжет поэмы;

д) мотив борьбы, мятежа.

8. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?

а) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе;

б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу;

в) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю;

г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета.

9. Определите стихотворный размер, использованный М.Ю. Лермонтовым в поэме.

а) анапест;

б) дактиль;

в) амфибрахий;

г) ямб.

10. Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

а) побег из монастыря;

б) встреча с девушкой;

в) бой с барсом;

г) гибель Мцыри.

11. В исповеди Мцыри звучит:

а) гнев, негодование;

б) смирение, покаяние;

в) грусть, размышления;

г) утверждение своей правоты;

д) призыв отказаться от бесплодной борьбы.

12. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?

а) проявляется любовь автора к Кавказу;

б) природа Кавказа сродни натуре главного героя;

в) связь с историей России;

г) место действия отвечает романтической направленности поэмы.

13. В чем заключается основная идея произведения?

а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;

б) тоска по воле;

в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;

г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

1 Тест по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Вариант I

1. Какой из вариантов происхождения сюжета комедии «Ревизор» - верный:

а) придуман Н.В. Гоголем;

б) подарен автору А.С. Пушкиным;

в) взят из других источников (книг, газет и т. п.).

2. Отметить причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора.

а) рассказы Хлестакова;

б) страх;

в) недоразумение;

г) известие о приезде ревизора.

3. Отметить черты, характерные для чиновников - персонажей комедий.

а) взяточничество;

б) халатность;

в) страх перед начальством;

г) глупость;

д) гостеприимство;

е) использование служебного положения в личных целях.

4. Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии.

а) юмор;

б) сарказм;

в) сатира;

г) ирония.

5. Отметить, какой прием использован автором в приведенном отрывке: «Он! и денег не платит, и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов».

а) сравнение;

б) гипербола;

в) алогизм;

г) гротеск.

6. Какому персонажу комедии принадлежат слова? «И странно: директор уехал - куда уехал, неизвестно. Ну натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет, мудрено. Каж ггся, и легко на вид, а рассмотришь - просто черт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьезы, курьеры, курьеры... можно представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!»

а) Сквознику-Дмухановскому;

б) Тряпичкину;

в) Хлестакову.

7. Отметить одну из особенностей композиции комедии.

а) перегруженность комическими ситуациями;

б) частая смена действия;

в) появление фантастических персонажей;

г) две развязки сюжета.

8. Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что называется диалогом, монологом, репликой. Приведите примеры из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

9. Назовите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета: экспозиция...; завязка...; развитие действия...; кульминация...; развязка...

10. Вспомните, какой эпиграф Н.В. Гоголь предпослал комедии «Ревизор». Как вы поняли его смысл?

Вариант II

1. Отметить, какие социальные слои отображены в «Ревизоре».

а) чиновничество;

б) крестьянство;

в) духовенство;

г) купечество;

д) мещанство;

е) помещики.

2. Отметить, как построена система взяточничества в среде чиновников.

а) у каждого чиновника есть такое «право»;

б) в отношении взяток существует определенная субординация;

в) каждый решает сам, как брать взятки.

3. Отметить, к какой группе можно отнести город, изображенный Н.В. Гоголем в «Ревизоре».

а) Уникальный, вобравший все пороки России;

б) плод фантазии автора, с надуманными проблемами;

в) типичный российский провинциальный город.

4. Отметить, есть ли в комедии положительный герой.

а) нет, ни один персонаж не может быть назван положительным;

б) Мария Антоновна;

в) да, это разоблачительный смех самого Н.В. Гоголя.

5. Отметить, какой прием использован автором в приведенном отрывке:«... в бельэтаже. У меня одна лестница стоит... А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж... ж... ж... Иной раз и министр...»?

а) сравнение;

б) гипербола;

в) алогизм;

г) гротеск.

6. Какому персонажу комедий принадлежат слова? «...потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей! И там на станциях никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора...»

а) Хлестакову;

б) Тряпичкину;

в) Сквознику-Дмухановскому.

7. Отметить одну из особенностей композиции комедии.

а) малое количество персонажей;

б) частая смена лирического героя;

в) немая сцена;

г) автор видит себя одним из героев.

8. Что называется комедией? К какому виду литературных произведений относится комедия?

9. Назовите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета.

Экспозиция -...

Завязка - ...

Развитие действия - ...

Кульминация -...

Развязка - ...

10. Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чем, по вашему мнению, думают ее участники?

Тест по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»

1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?

а) последовательность излагаемых событий;

б) цикличность излагаемых событий;

в) антитеза;

г) ретроспектива.

2. Каков тип композиции рассказа?

а) рассказ в рассказе;

б) повествование от первого лица;

в) последовательное авторское изложение событий.

3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

а) отчуждение;

б) возмущение;

в) восторг;

г) пренебрежение.

4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

а) важность судьбы героя после бала;

б) особое значение сцены расправы с солдатом;

в) важность утра, следующего за балом.

5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?

а) антитеза;

б) подбор эпитетов;

в) прямая авторская оценка;

г) цветопись;

д) звукопись;

е) описание одного героя;

ж) внутренний монолог.

6. Определите основную идею рассказа.

а) судьба человека зависит от случая;

б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;

в) идея личной ответственности человека;

г) осуждение деспотизма.

7. С помощью какой художественной детали Л.Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

а) замшевая перчатка;

б) белые усы и бакенбарды;

в) блестящие глаза и радостная улыбка;

г) «домодельные» сапоги.

8. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

а) утверждает идею Л.Н. Толстого «непротивления злу насилием»;

б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей;

в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».

9. Отметить импонирующее вам утверждение:

а) автор протестует против николаевской действительности;

б) автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее;

в) автор призывает бороться с произволом.

Тест по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

1. Лейтмотивом главы «Переправа» являются слова:

а) «Берег левый, берег правый»;

б) «Переправа, переправа!»;

в) «Кому память, кому слава».

2. Но уже идут ребята,

На войне живут бойцы,

Как когда-нибудь в двадцатом Их товарищи - отцы.

Тем путем идут суровым,

Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым Русский труженик - солдат.

В этих строках автор стремится:

а) показать, что традиции русских воинов живы . б) передать тяжесть пути;

в) вспомнить старых солдат.

3. Мастерство разговорной речи в последней части главы «Переправа» проявляется:

а) в диалоге солдат, стоящих в дозоре;

б) патетической тональности;

в) правдивой картины войны.

4. Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Это строфа главы «Переправа» воспринимается как:

а) описание тяжелого боя;

б) напоминание о переправе;

в) клятва, боевой призыв.

5. В главе «О награде» Василий Теркин предстает человеком:

а) тщеславным;

б) простым, добрым, жизнерадостным;

в) мечтающем о несбыточном.

6. В главе «Гармонь» звучит:

а) непреходящая печаль о погибших;

б) желание Теркина поднять настроение товарищам;

в) жизнеутверждающая сила.

7. Глава «Два солдата» по своему колориту приближается к:

а) бытовой сказке;

б) балладе;

в) очерку.

8. Характер героя в главе «О награде» раскрывается в:

а) монологе героя;

б) рассказе о нем кого-то из присутствующих;

в) рассказе повествователя о нем.

9. Василий Теркин:

а) историческая личность;

б) сказочный герой;

в) собирательный образ.

10. Героя произведения можно назвать:

а) исключительным;

б) обыкновенным;

в) заурядным.

11. Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

От Ивана до Фомы,

Мертвые ль, живые,

Все мы вместе - это мы,

Тот народ, Россия.

В этих строках главы «О войне» автор напоминает:

а) об огромных потерях на войне;

б) о вине живых перед мертвыми;

в) о том, что судьба каждого человека неразрывно слита с судьбой его страны.

Итоговый тест

1. Искусство по своей природе:

а) рационально;

б) эмоционально;

в) сочетает в себе и рациональное, и эмоциональное начала.

2. Действующее лицо художественного произведения называется:

а) образом;

б) персонажем;

в) типом.

3. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»?

а) да, и очень существенная;

б) нет;

в) в зависимости от жанра.

4. Тема произведения - это:

а) главная идея;

б) объект отражения;

в) конкретная описанная ситуация.

5. Идея произведения - это:

а) то, что хотел сказать автор;

б) нравственный «урок» произведения;

в) главная обобщающая мысль произведения.

6. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?

а) да;

б) нет;

в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

7. Композиция - это:

а) последовательность событий и действий;

б) движение произведения от завязки до развязки;

в) последовательность частей и элементов произведения. Какова роль композиции в раскрытии идеи произведения? Ответ

построить на материале одного произведения.

8. Завязка - это:

а) момент возникновения или обнаружения конфликта;

б) начало произведения;

в) первое появление главного героя.

Приведите примеры завязки, кульминации и развязки некоторых произведений (см. 7 вопрос).

9. Сюжет - это:

а) основное содержание произведения;

б) последовательность событий и действий;

в) последовательность всех элементов произведения.

10. В основе сюжетного действия лежит:

а) композиция;

б) конфликт;

в) фабула.

Привести примеры конфликта некоторых произведений.

11. Литературные жанры - это:

а) эпос, лирика, драма;

б) роман, трагедия, эпиграмма;

в) политический роман, социальная драма, философская элегия.

12. Что такое литературные жанры?

а) группы произведений внутри литературных родов, отличающиеся общностью формальных и содержательных признаков;

б) результат формальной классификации литературных произведений по разным признакам;

в) это то же самое, что литературные роды.

13. Для определения жанра существенным признаком является:

а) проблематика произведения;

б) его тематика;

в) время создания произведения.


Предыдущая
Страница
Следующая
Страница