Тест по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
1. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:
а) автора;
б) повествователя;
в) Маши Мироновой;
г) Петра Гринева;
д) Пугачева.
2. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью
а) композиции;
б) эпиграфов;
в) вставных элементов;
г) прямой авторской оценки;
д) выбора героя.
3. Какие исторические личности упоминаются в повести?
а) Фридрих II;
б) граф Миних;
в) Григорий Орлов;
г) Екатерина I;
д) Елизавета I;
е) Екатерина II.
4. Назовите художественные приемы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачева.
а) прямая авторская оценка;
б) портрет;
в) эпиграфы;
г) речевая характеристика;
д) отношение других персонажей;
е) вставные элементы.
5. В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова - ...
а) единственный женский персонаж повести;
б) стоит в центре сюжета;
в) носительница высокой нравственности и чести;
г) дочь погибшего русского офицера.
6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.
а) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца
б) завязка 2) освобождение Гринева, женитьба на Маше
в) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении
г) развязка 4) знакомство Гринева с главной героиней повести.
7. С какой целью в повесть вводится сон Гринева?
а) характеризует Гринева;
б) предвещает развитие отношений двух персонажей;
в) характеризует Пугачева;
г) подчеркивает кровожадность Пугачева.
8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный...»?
а) автору;
б) Екатерине II;
в) Петруше Гриневу;
г) Петру Андреевичу Гриневу - автору мемуаров;
д) Савельичу.
9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.
а) Пугачев; 1) оренбургские генералы;
б) Швабрин; 2) Екатерина II;
в) «енералы» Пугачева; 3) Гринев.
10. Какие фольклорные жанры использует А.С. Пушкин для создания образа Пугачева?
а) былины;
б) загадки;
в) сказки;
г) песни;
д) пословицы, поговорки;
е) мифы.
11. Какую главу предваряет собой эпиграф:
«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. “Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?” - спросил он ласково». (А. Сумароков)
а) «Суд»;
б) «Арест»;
в) «Приступ»;
г) «Незваный гость»;
д) «Мятежная слобода».
12. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?
а) проблема любви;
б) проблема чести, долга и милосердия;
в) проблема роли народа в развитии общества;
г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства.
13. Каким показан в повести Савельич?
а) забитым, безгласным крепостным;
б) послушным, рабски преданным своим господам;
в) глубоким, наделенным чувством собственного достоинства;
г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком.
14. Отметить верное суждение. Литературный характер - это ...
а) образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени;
б) художественное изображение человека;
в) персональные черты, присущие герою.
15. Какие символические образы используются А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?
а) путь, дорога;
б) могила;
в) буря, буран;
г) орел, ворон;
д) кинжал;
е) виселица.
16. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачева?
а) ум, сметливость;
б) лень, бездеятельность;
в) удальство, широта натуры;
г) склонность к пьянству;
д) память на добро, благодарность.
17. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»
а) Марии Мироновой;
б) Василисы Егоровны;
в) Екатерины II;
г) Авдотьи Васильевны.
Тест по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
1. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:
а) былин;
б) Библии;
в) древнерусских летописей;
г) стихотворения Горация.
2. В чем заключается смысл эпиграфа?
а) восстание против судьбы;
б) раскаяние, безнадежное смирение;
в) защита права человека на свободу.
3. Определите жанр произведения.
а) баллада;
б) элегия;
в) поэма-исповедь;
г) притча.
4. Какие рифмы использовал автор в поэме «Мцыри»?
а) женские рифмы;
б) мужские рифмы;
в) и те, и другие.
5. К какому литературному направлению можно отнести поэму?
а) сентиментализм;
б) реализм;
в) романтизм;
г) классицизм.
6. Что можно назвать символом свободы в поэме?
а) степь;
б) Кавказ;
в) барса;
г) девушку-грузинку.
7. Выделите черты романтизма в поэме «Мцыри».
а) бурная, неистовая природа;
б) гибель героя;
в) герой одинок и не понят миром;
г) введение сна героя в сюжет поэмы;
д) мотив борьбы, мятежа.
8. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?
а) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе;
б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу;
в) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю;
г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета.
9. Определите стихотворный размер, использованный М.Ю. Лермонтовым в поэме.
а) анапест;
б) дактиль;
в) амфибрахий;
г) ямб.
10. Какой момент в сюжете поэмы является центральным?
а) побег из монастыря;
б) встреча с девушкой;
в) бой с барсом;
г) гибель Мцыри.
11. В исповеди Мцыри звучит:
а) гнев, негодование;
б) смирение, покаяние;
в) грусть, размышления;
г) утверждение своей правоты;
д) призыв отказаться от бесплодной борьбы.
12. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?
а) проявляется любовь автора к Кавказу;
б) природа Кавказа сродни натуре главного героя;
в) связь с историей России;
г) место действия отвечает романтической направленности поэмы.
13. В чем заключается основная идея произведения?
а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;
б) тоска по воле;
в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;
г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.
1 Тест по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Вариант I
1. Какой из вариантов происхождения сюжета комедии «Ревизор» - верный:
а) придуман Н.В. Гоголем;
б) подарен автору А.С. Пушкиным;
в) взят из других источников (книг, газет и т. п.).
2. Отметить причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора.
а) рассказы Хлестакова;
б) страх;
в) недоразумение;
г) известие о приезде ревизора.
3. Отметить черты, характерные для чиновников - персонажей комедий.
а) взяточничество;
б) халатность;
в) страх перед начальством;
г) глупость;
д) гостеприимство;
е) использование служебного положения в личных целях.
4. Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии.
а) юмор;
б) сарказм;
в) сатира;
г) ирония.
5. Отметить, какой прием использован автором в приведенном отрывке: «Он! и денег не платит, и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов».
а) сравнение;
б) гипербола;
в) алогизм;
г) гротеск.
6. Какому персонажу комедии принадлежат слова? «И странно: директор уехал - куда уехал, неизвестно. Ну натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет, мудрено. Каж ггся, и легко на вид, а рассмотришь - просто черт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьезы, курьеры, курьеры... можно представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!»
а) Сквознику-Дмухановскому;
б) Тряпичкину;
в) Хлестакову.
7. Отметить одну из особенностей композиции комедии.
а) перегруженность комическими ситуациями;
б) частая смена действия;
в) появление фантастических персонажей;
г) две развязки сюжета.
8. Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что называется диалогом, монологом, репликой. Приведите примеры из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
9. Назовите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета: экспозиция...; завязка...; развитие действия...; кульминация...; развязка...
10. Вспомните, какой эпиграф Н.В. Гоголь предпослал комедии «Ревизор». Как вы поняли его смысл?
Вариант II
1. Отметить, какие социальные слои отображены в «Ревизоре».
а) чиновничество;
б) крестьянство;
в) духовенство;
г) купечество;
д) мещанство;
е) помещики.
2. Отметить, как построена система взяточничества в среде чиновников.
а) у каждого чиновника есть такое «право»;
б) в отношении взяток существует определенная субординация;
в) каждый решает сам, как брать взятки.
3. Отметить, к какой группе можно отнести город, изображенный Н.В. Гоголем в «Ревизоре».
а) Уникальный, вобравший все пороки России;
б) плод фантазии автора, с надуманными проблемами;
в) типичный российский провинциальный город.
4. Отметить, есть ли в комедии положительный герой.
а) нет, ни один персонаж не может быть назван положительным;
б) Мария Антоновна;
в) да, это разоблачительный смех самого Н.В. Гоголя.
5. Отметить, какой прием использован автором в приведенном отрывке:«... в бельэтаже. У меня одна лестница стоит... А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж... ж... ж... Иной раз и министр...»?
а) сравнение;
б) гипербола;
в) алогизм;
г) гротеск.
6. Какому персонажу комедий принадлежат слова? «...потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей! И там на станциях никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора...»
а) Хлестакову;
б) Тряпичкину;
в) Сквознику-Дмухановскому.
7. Отметить одну из особенностей композиции комедии.
а) малое количество персонажей;
б) частая смена лирического героя;
в) немая сцена;
г) автор видит себя одним из героев.
8. Что называется комедией? К какому виду литературных произведений относится комедия?
9. Назовите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета.
Экспозиция -...
Завязка - ...
Развитие действия - ...
Кульминация -...
Развязка - ...
10. Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чем, по вашему мнению, думают ее участники?
Тест по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»
1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?
а) последовательность излагаемых событий;
б) цикличность излагаемых событий;
в) антитеза;
г) ретроспектива.
2. Каков тип композиции рассказа?
а) рассказ в рассказе;
б) повествование от первого лица;
в) последовательное авторское изложение событий.
3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
а) отчуждение;
б) возмущение;
в) восторг;
г) пренебрежение.
4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
а) важность судьбы героя после бала;
б) особое значение сцены расправы с солдатом;
в) важность утра, следующего за балом.
5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?
а) антитеза;
б) подбор эпитетов;
в) прямая авторская оценка;
г) цветопись;
д) звукопись;
е) описание одного героя;
ж) внутренний монолог.
6. Определите основную идею рассказа.
а) судьба человека зависит от случая;
б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;
в) идея личной ответственности человека;
г) осуждение деспотизма.
7. С помощью какой художественной детали Л.Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
а) замшевая перчатка;
б) белые усы и бакенбарды;
в) блестящие глаза и радостная улыбка;
г) «домодельные» сапоги.
8. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
а) утверждает идею Л.Н. Толстого «непротивления злу насилием»;
б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей;
в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».
9. Отметить импонирующее вам утверждение:
а) автор протестует против николаевской действительности;
б) автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее;
в) автор призывает бороться с произволом.
Тест по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
1. Лейтмотивом главы «Переправа» являются слова:
а) «Берег левый, берег правый»;
б) «Переправа, переправа!»;
в) «Кому память, кому слава».
2. Но уже идут ребята,
На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатом Их товарищи - отцы.
Тем путем идут суровым,
Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым Русский труженик - солдат.
В этих строках автор стремится:
а) показать, что традиции русских воинов живы . б) передать тяжесть пути;
в) вспомнить старых солдат.
3. Мастерство разговорной речи в последней части главы «Переправа» проявляется:
а) в диалоге солдат, стоящих в дозоре;
б) патетической тональности;
в) правдивой картины войны.
4. Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Это строфа главы «Переправа» воспринимается как:
а) описание тяжелого боя;
б) напоминание о переправе;
в) клятва, боевой призыв.
5. В главе «О награде» Василий Теркин предстает человеком:
а) тщеславным;
б) простым, добрым, жизнерадостным;
в) мечтающем о несбыточном.
6. В главе «Гармонь» звучит:
а) непреходящая печаль о погибших;
б) желание Теркина поднять настроение товарищам;
в) жизнеутверждающая сила.
7. Глава «Два солдата» по своему колориту приближается к:
а) бытовой сказке;
б) балладе;
в) очерку.
8. Характер героя в главе «О награде» раскрывается в:
а) монологе героя;
б) рассказе о нем кого-то из присутствующих;
в) рассказе повествователя о нем.
9. Василий Теркин:
а) историческая личность;
б) сказочный герой;
в) собирательный образ.
10. Героя произведения можно назвать:
а) исключительным;
б) обыкновенным;
в) заурядным.
11. Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе - это мы,
Тот народ, Россия.
В этих строках главы «О войне» автор напоминает:
а) об огромных потерях на войне;
б) о вине живых перед мертвыми;
в) о том, что судьба каждого человека неразрывно слита с судьбой его страны.
Итоговый тест
1. Искусство по своей природе:
а) рационально;
б) эмоционально;
в) сочетает в себе и рациональное, и эмоциональное начала.
2. Действующее лицо художественного произведения называется:
а) образом;
б) персонажем;
в) типом.
3. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»?
а) да, и очень существенная;
б) нет;
в) в зависимости от жанра.
4. Тема произведения - это:
а) главная идея;
б) объект отражения;
в) конкретная описанная ситуация.
5. Идея произведения - это:
а) то, что хотел сказать автор;
б) нравственный «урок» произведения;
в) главная обобщающая мысль произведения.
6. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?
а) да;
б) нет;
в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.
7. Композиция - это:
а) последовательность событий и действий;
б) движение произведения от завязки до развязки;
в) последовательность частей и элементов произведения. Какова роль композиции в раскрытии идеи произведения? Ответ
построить на материале одного произведения.
8. Завязка - это:
а) момент возникновения или обнаружения конфликта;
б) начало произведения;
в) первое появление главного героя.
Приведите примеры завязки, кульминации и развязки некоторых произведений (см. 7 вопрос).
9. Сюжет - это:
а) основное содержание произведения;
б) последовательность событий и действий;
в) последовательность всех элементов произведения.
10. В основе сюжетного действия лежит:
а) композиция;
б) конфликт;
в) фабула.
Привести примеры конфликта некоторых произведений.
11. Литературные жанры - это:
а) эпос, лирика, драма;
б) роман, трагедия, эпиграмма;
в) политический роман, социальная драма, философская элегия.
12. Что такое литературные жанры?
а) группы произведений внутри литературных родов, отличающиеся общностью формальных и содержательных признаков;
б) результат формальной классификации литературных произведений по разным признакам;
в) это то же самое, что литературные роды.
13. Для определения жанра существенным признаком является:
а) проблематика произведения;
б) его тематика;
в) время создания произведения.