Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 15. Повесть A.C. Пушкина «Капитанская дочка».

Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева (анализ I-II глав)

Цели: показать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринева; развивать навыки анализа текста.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выразительное чтение, комментарии учителя.

Оборудование: демонстрационный материал по литературе для VII класса. М.: Просвещение, 1971; диафильм «А.С. Пушкин»; художественный текст любого издания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Беседа по статье В.А. Кожевникова «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании».

- Расскажите об истории написания повести «Капитанская дочка».

- Как Пушкин работал над историческим трудом «История Пугачева»?

- Какую роль сыграл царь в истории публикации исследования Пушкина?

- Как власть и общество восприняли «Историю Пугачевского бунта»?

- В чем значение исторического труда Пушкина?

- В чем видел Пушкин причины бунта?

- В чем вы видите связь «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочки»?

II. Жанровое своеобразие «Капитанской дочки»

В критической литературе неоднократно взыскивались разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие - лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания, третьи - этапы духовного становления молодого человека, на жизненном пути которого постоянно возникает проблема выбора. До сих пор нет единства и в определении жанра произведения. Что это - повесть? любовный роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары?

(Ученики приводят аргументы в пользу каждого из жанров).

«Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом, и повестью. Наверное, в строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, ни мемуарами, так как в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает судьбы, жизнь частных людей. Вместе с тем даны изображения масштабного исторического события, реальных исторических лиц (Емельяна Пугачева, Екатерины II), а потому содержит в себе особенности всех названных жанров.

«Капитанскую дочку» принято считать повестью. Она невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок. Но судьба героев не просто дана на фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа. Действительно, по масштабу изображаемого, по глубине проникновения в суть описываемых исторических событий «Капитанская дочка» - роман.

III. Определение поурочного планирования по повести

«Капитанскую дочку» можно условно разделить на три цикла глав: I-V рисуют формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; VI—XII - картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика; XII - XIV - роль развернутого эпилога. Каждому циклу будет посвящен отдельный урок.

IV. Вводная беседа

- Почему повесть названа «Капитанская дочка»?

- Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Докажите правильность (или ошибочность) этого мнения, перечитав эпиграфы вместе с названием глав.

- Над чем и почему добродушно подсмеивается и шутит Гринев-рассказчик, вспоминая свои детские и отроческие годы и жизнь в Белогорской крепости?

V. Беседа по содержанию повести

- Расскажите о родителях Петруши. В какой семье он рос?

Андрей Петрович Гринев - отставной майор, служивший «при графе Минихе».

Справка: Миних Бурхард Кристоф (1683-1767) - граф, русский военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал, до 1721 служил инженером в разных армиях Западной Европы. В 1721 перешёл на русскую службу в должности инженер-генерала. Руководил строительством Ладожского и Обводного каналов, а также шлюза на реке Тосна. С 1728 генерал-губернатор Ингерманландии, Карелии и Финляндии. С 1732 президент Военной коллегии. В 1734 руководил осадой и взятием Гданьска, где находился претендент на польский трон Станислав Лещинский. В 1735-1739 командовал русскими войсками в Крыму и Бессарабии. При помощи Миниха фаворит императрицы Анны Ивановны герцог Бирон стал регентом. Однако в ноябре 1740 Миних с согласия «правительницы» Анны Леопольдовны арестовал Бирона и сослал в Пелым. В 1742 вступившая на престол императрица Елизавета Петровна отправила Миниха в ссылку, где он пробыл 20 лет. По возвращении в 1762 из ссылки Петром III Миних политическим влиянием не пользовался.

Таким образом, получается, что отец Петра Гринева, вышел в отставку, попав в опалу после ссылки графа Миниха.

Андрею Петровичу Гриневу присущи высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое отмечало «людей старого века». Он «не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение». Отец считал, что дворянину не пристало «мотать да повесничать». Поэтому он не послал Петрушу служить в Петербург: «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».

Мать Петруши происходила из семьи бедного дворянина. У нее был добрый, мягкий характер, привычка во всем слушаться своего мужа, поддерживать его. Она знала «наизусть все его свычаи и обычаи».

Петруша Гринев рос в провинциальной небогатой дворянской семье, был единственным ребенком («Все мои братья и сестры умерли во младенчестве»).

- Какое значение имеет имя главного героя? (Сына Гринев назвал Петром в честь своего отца. Это говорит об уважении к семейным традициям. Петр по-гречески значит «камень», предполагает твердость характера, силу духа у обладателя этого имени.)

- В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос? (Честный, преданный, но недалекий «дядька» Савельич; добрый, но ветреный и беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что о своих познаниях по окончании курса домашнего воспитания повествователь иронически пишет, что они ограничивались знанием русской грамоты и умением судить «о свойства борзого кобеля». Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом» ничему научить мальчика не мог.)

- Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? (Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Выросший на деревенском приволье, вдалеке от светского общества, Гринев научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца прямоту и честность.)

- Какие заветы дал отец Петру Гриневу при отправлении на службу? («Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».)

- С момента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. Как вы считаете, в чем изменился герой? (Первый удар иллюзиям наносит отец, когда решает отправить сына в армию. Две стороны характера молодого Гринева раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой - «вожатым». В первом эпизоде Петруша «вел себя как мальчишка, вырвавшийся на волю». Зурину легко удалось воспользоваться неопытностью Гринева, напоить его и выиграть сто рублей в биллиард, что по тем временам были весьма немалые деньги. Мечта о веселой, беззаботной жизни быстро исчезает, сменяясь «неспокойной совестью и безмолвным раскаянием». Встреча с «вожатым» пробуждает в душе Гринева то хорошее, светлое, что вынес герой из родительского дома. Он испытывает благодарность к человеку, выручившему его во время бурана, и отдает ему свой заячий тулуп.)

- Каково отношение Савельича к вожатому? Найдите слова, выражающие это отношение. («Он его пропьет, собака, в первом кабаке...», «Бога ты не боишься, разбойник!», «Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты рад его обобрать...», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому!». Савельич боится незнакомца, видит в нем разбойника, пьяницу, хочет оградить от него Гринева и спасти барское добро.)

- Как реагирует бродяга на «барский подарок»? («Его благородие мне жалует шубу с своего плеча...» Он кое-как умудрился и надел тулуп, распоров по швам. «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он провел меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».)

- Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп? (Дело не в тулупе, а в порыве Гринева ответить добром на добро. Автор показывает два отношения к человеку: для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого - «брат». «Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и он человек...).

- Что такое милосердие? (Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания: помощь, вызванная этими чувствами.)

- Почему Гринева застал буран в степи? (Он в очередной раз проявил самонадеянность, упрямство, не послушался опытного ямщика и не переждал бурю, а поехал ей навстречу.)

- Каково символическое значение бурана? (Буран предвещает бурные события не только в судьбе героя, но и в судьбе страны. Буран - метафорическое обозначение народного бунта.)

- Какое значение имеет сон Гринева? (Сон тоже имеет символическое значение. Блуждание во сне по снежной пустыне предвещает блуждание героя «по мукам», перипетии его судьбы. Мужик с черной бородой, которого мать представляет «посаженым отцом»,-бродяга, спасший Гринева в буран, то есть Пугачев, в самом деле благословит Петра и Машу. Топор, мертвые тела - все это вскоре предстоит увидеть Гриневу наяву.)

Домашнее задание

1. Перечитать главы III—V.

2. Подготовить рассказ о жизни Гринева до начала осады крепости Пугачевым.