Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 17. Пугачев и народ в повести. Разбор VI-VII глав

Цели: проверить знание устаревших слов; проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Методические приемы: словарная работа, сжатый пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение эпизодов.

Ход урока

I. Словарная проверочная работа

Объяснить значение слов:

1- й вариант: посаженый отец, погост, алтын, бастион, элегия, протекция, кибитка.

2- й вариант: недоросль, ментор, рекрут, сатисфакция, обедня, призреть, эпитафия.

Ответы

1- й вариант:

Посаженый отец - исполняющий роль отца жениха или невесты при свадебном обряде.

Погост - сельское кладбище.

Алтын - старинная русская монета достоинством в три копейки.

Бастион - старинное укрепление в форме пятиугольника, воздвигавшееся в углах крепостной ограды.

Элегия - лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

Протекция - покровительство, влиятельная поддержка, содействующая устройству чьих-либо дел.

Кибитка - крытая дорожная повозка.

2- й вариант:

Недоросль - молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную или военную службу.

Ментор - наставник, воспитатель (по имени воспитателя сына мифического царя Одиссея).

Рекрут - в русской армии XVIII-XIX вв. и иностранных армиях - лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности.

Сатисфакция - удовлетворение за оскорбление чести в форме дуэли.

Обедня - главная церковная служба у христиан, совершаемая утром или в первой половине дня.

Призреть - дать приют и пропитание, взять на попечение.

Эпитафия - надгробная надпись, обычно стихотворная.

II. Беседа по VI главе («Пугачевщина»)

- Почему автор в качестве эпиграфа к главе избрал слова из народной песни:

«Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати»? (Эпиграф настраивает на лад народной песни, повествующей о реальных событиях, на передачу их из уст в уста, от старых к молодым, от поколения к поколению, чтобы народная память хранила эти события.)

- Каким образом создается впечатление достоверности изображаемого? (Повествователь предваряет описание «странных происшествий» небольшим историческим введением -рассказом о положении Оренбургской губернии в конце 1773 года. Упоминаются реальные сведения и реальная дата. Кроме того, повествователь говорит о событиях, которым сам «был свидетель». Свидетельства «очевидца» - Гринева так достоверны потому, что Пушкин опирался на архивные документы, рассказы участников событий того времени. Надо сказать, что Пугачевский бунт от времени написания Пушкиным «Капитанской дочки» отделяет более 60 лет. Пушкин глубоко и исторически верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний, неоднократно вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала и приведших к крестьянской войне 1773-1775 годов. Причину этих восстаний автор справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала. Социальный и национальный состав пугачевцев довольно пестрый: это крепостные крестьяне, рядовые казаки, башкиры, чуваши, татары, рабочие уральских заводов.

Пушкин так строит повесть, что рассказчик оказывается участником и свидетелем событий в обоих борющихся лагерях. Композиция повести такова, что повествование разворачивается естественно, как бы само собой. Каждая встреча Гринева с другими героями, участниками событий позволяет автору повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами.)

- Как в крепости узнали о предстоящей угрозе нападения Пугачева? (Комендантом крепости было получено секретное письмо от генерала с требованием принять «надлежащие меры» к отражению «злодея и самозванца». Обратим внимание на оговорку, которую сделал капитан на совещании офицеров: «...Л у нас всего сто тридцать человек, не считая

казаков». Войско бунтовщиков намного превосходило число защитников и обитателей крепости. Василиса Егоровна выведала об угрозе нападения Пугачева и «поделилась» новостью с попадьей. «Вскоре все заговорили о Пугачеве». Поняв, что скрыть от жены ничего не возможно, капитан Миронов при ней прочел на совещании офицеров «воззвание Пугачева» с предложением «не сопротивляться».)

- С какой целью автор вводит эпизод с изувеченным башкирцем? (Сцена допроса башкирца показывает непримиримость противных сторон. Пленный уже был изувечен за участие в восстании 1740 года, жестоко подавленном властями, но не смирился. Эта сцена - еще и повод для прямого обращения повествователя к читателям: «Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Это высказывание отражает и точку зрения самого Пушкина.)

- Какую существенную деталь во внешности изувеченного башкирца отмечает автор? («Узенькие глаза его сверкали еще огнем». Этот огонь ненависти непокорившегося человека.)

- По каким приметам мы узнаем об отношении рассказчика к пленному башкирцу? (Рассказчик косвенно показывает свое отношение к несчастному: «Он оглядывался на все стороны, как зверок, пойманный детьми». В этой фразе - сочувствие, жалость к беспомощному человеку.)

Сцена допроса послужила своеобразным толчком к нравственному возмужанию героя, так как увиденное вызвало в нем отвращение к жестокости и бесчеловечности. Впоследствии, отрицая вообще всякое насилие, Гринев осуждает «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Итак, два враждебных лагеря находятся в непримиримом конфликте: жестокость восставших порождена жестокостью властей, правительства. А Белогорская крепость обречена достаться врагу.

III. Пересказ главы VII («Приступ»)

IV. Беседа по главе «Приступ»

- Какие чувства испытывают и как себя ведут перед боем с пугачевцами герои: Гринев, капитан Миронов, Василиса Егоровна, Маша?

- К кому из героев повести относится эпиграф VII главы?

- Какие черты характера капитана Миронова раскрывает сцена его гибели? (Бескорыстие, честность, верность присяге, государыне-императрице проявил капитан Миронов. Он жил честно, скромно, и смерть свою встретил так же достойно. Последние слова капитана: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышишь ты!»)

- Глава заканчивается плачем Василисы Егоровны о своем муже. Какие слова из плача жены коменданта перекликаются с эпиграфом VII главы, а какие вызывают гнев Пугачева? (Перекликаются с эпиграфом слова: «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; ни в честном бою положил ты свой живот...» А слова «...а сгинул от беглого каторжника» подвергли Пугачева в гнев. Василиса Егоровна разделила судьбу своего мужа.)

- Как описан Швабрин в сцене казни? Какова роль этого описания? (Швабрин описан несколькими точными штрихами: он успел не только переметнуться на сторону Пугачева, но и обстричься «в кружок» и одеться в казацкий кафтан. Кроме того, он успел что-то шепнуть Пугачеву, после чего Гринева поволокли на виселицу.)

- В чем причина чудесного спасения Гринева? (Если бы не преданность, отвага и самопожертвование Савельича, Гринева ожидала бы участь казненных защитников крепости. Пугачев узнал своих былых попутчиков и вспомнил о пожалованном заячьем тулупчике.)

- Как ведет себя Пугачев в сцене освобождения Гринева? (Пугачев проявляет сметливость, хитрость, изворотливость. Он оправдывает отказ Гринева целовать его руку так, чтобы не уронить себя в глазах окружающих: «Его благородие, знать, одурел от радости».)

- Как ведет себя народ в главе «Приступ»? На чьей он стороне? (Народ показан как бессловесная толпа, принимающая сторону силы, подчиняющаяся силе. Когда Пугачев уехал, «народ бросился за ним».)

- В чем причины падения Белогорской крепости и победы пугачевцев? (Причины победы Пугачева не только в преимуществе численности его войска. Пугачев встретил широчайшую поддержку в народе. Сочувствовали Пугачеву и солдаты царских войск. Недаром в Оренбурге, на военном совете у Рейнсдорпа, «все чиновники говорили о ненадежности войск». Несмотря на стихийный характер восстания, социальная направленность его была ясна для каждого участника: оно было нацелено против помещиков, правительства и военного начальства, против крепостного права и всякого угнетения народа.)

Домашнее задание

1. Перечитать главы VIII—XII.

2. Найти в романе все эпизоды, в которых появляется Пугачев. Сопоставить его портреты в главах «Вожатый», «Приступ», «Незваный гость» и «Мятежная слобода». Какова роль этих портретных описаний?

3. Сравнить эпиграф к VII главе с песней, которую поют пугачевцы на военном совете. Сопоставить эти песни с образом капитана Миронова и Пугачева.

4. Задание по группам; подготовить развернутые ответы на вопросы к каждой главе (1-я группа - IX глава; 2-я группа - X глава;

3-я группа - XI глава; (задание выполнить письменно) 4-я группа - XII глава.)