Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 18. Средства характеристки героев повести на примере VIII-XII глав

Цели: выявить способы и средства характеристики героев; развивать навыки анализа текста, монологической речи, выразительного чтения.

Методические приемы: творческая работа, аналитическая беседа, выступления групп, комментарии учителя, выразительное чтение.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Чтение и обсуждение письменных работ (сравнение эпиграфов).

2. Сопоставление портретных описаний Пугачева.

II. Самостоятельная письменная работа по вариантам (8-10 мин)

I вариант

Вспомните «пророческий сон» Петра Гринева во II главе. Почему рассказчик не смог его забыть и как сон сбылся?

II вариант

Сопоставьте поведение Гринева и Швабрина во время и после взятия Белогорской крепости.

III. Беседа по VIII главе

Цель беседы - проследить, какими способами и с помощью каких средств дается авторская характеристика героев повести.

— Как ведут себя «победители» - пугачевцы после расправы над защитниками крепости? Чьими глазами мы видим действия мятежников? (Гринев с негодованием наблюдает, как мародерствуют «разбойники»: стаскивают сапоги с повешенных, грабят офицерские дома, пьянствуют. Мертвые тела защитников крепости висят на виселицах, валяются на земле, их никто не хоронит: бездействие - тоже грех.)

- Как повели себя оставшиеся в живых крепостная девка Мироновых Палаша, попадья, поп? (Эти люди с риском для жизни пытаются помочь оставшейся сиротой Маше, скрывают ее от мятежников. Если бы пугачевцы узнали, что Маша - капитанская дочь, ее ждали бы надругательства и мучительная гибель. Описание мародерства и грабежей контрастирует с описанием мужества и милосердия Палаши, попадьи, попа.)

- Какие противоречия мучают Гринева? Какой выбор ему предстоит сделать? Как читатель узнает о противоречивом положении героя? («Оставаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкою было неприлично офицеру». Долг велит Гриневу явиться туда, где служба его «могла еще быть полезна отечеству». Любовь же требует остаться и быть Маше «защитником и покровителем».

О душевном состоянии, о неразрешимых противоречиях между любовью и долгом читатель узнает из размышлений самого Гринева. Это средство психологической характеристики героя.)

- Найдите описание Пугачева казаком, пришедшим звать Гринева к «великому государю». Какую роль играет это описание? (Казак приводит доводы «знатности» Пугачева, в которой он, видимо, сначала сомневался: «за обедом скушать изволил двух жареных поросят, а парится так жарко, что и Тарас Курочкин не вытерпел... Нечего сказать: все приемы такие важные... А в бане... показывал царские свои знаки на грудях: на одной двуглавый орел, а на другой персона его». Эти «доказательства» совершенно убедили казака в том, что Пугачев - «великий государь».

Это сатирический прием: несоответствие доказательств выводу. Юмористическая картинка позволяет читателю переключиться, улыбнуться, чтобы через несколько строк снова ужаснуться страшным картинам бесчеловечного разбоя.)

- Как и какими средствами характеризуется Пугачев и его приближенные в сцене «военного совета»? (Портретная характеристика Пугачева говорит о противоречивости его натуры. Привнесенные детали, убедившие казака в важности «персоны» («царские знаки на грудях»), сменяются «говорящими» чертами, подмеченными наблюдательным Гриневым: черная борода, широкий кулак, «правильные и довольно приятные» черты лица, которые, как ни странно, «не изъявляли ничего свирепого». Особо выделяются глаза: то «сверкающие», «блистающие», то пристально смотрящие, то выражающие плутовство и насмешливость. Характеризует Пугачева и быстрая смена настроений: то он со своими товарищами поет заунывную бурлацкую песню, то смеется «с непритворной веселостию», то хмурится и мрачнеет, то задумывается. Причем веселость Пугачева заражает Гринева, он, глядя на Пугачева, «стал смеяться, сам не зная чему». Эта деталь говорит о притягательности, обаянии личности «бунтовщика».

Повествователь отмечает в Пугачеве и другую привлекательную черту - демократизм: «Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю»: «каждый... предлагал свои мнения и свободно оспаривал Пугачева».

Средством характеристики пугачевцев является сниженная лексика: «рожи», «сборище, «мошенник», «старый хрыч». Цветопись придает живописность картине: «в цветных рубашках», «с красными рожами».

Необычным средством, обогащающим представление о мятежниках, является песня. В песне раскрывается душа народа, и эта «простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице», раскрывает их душевное состояние. Впечатление от «любимой песенки Пугачева» и ее исполнителей говорит, кроме всего прочего, о слушателе - Гриневе: это потрясло его «каким-то пиитическим ужасом». Гринев — возвышенная, тонко чувствующая натура. Он видит не просто разбойников, а былинных, эпических персонажей.

Все эти художественные средства говорят о неоднозначности, противоречивости личности предводителя бунтовщиков, о наблюдательности и объективности повествователя - Гринева, который увидел в Пугачеве не только отпетого разбойника, но и неординарного человека.)

- Почему, жестоко расправившись с комендантом крепости, его женой, со всеми, кто не присягнул «государю», Пугачев проявил явную благосклонность к Гриневу? Как Пугачев объясняет свою «милость»? (Пугачева занимает необычность ситуации. Он хвастливо и самонадеянно радуется, что его мистификация удалась: «Думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь?» «Важный и таинственный вид», который он при этом на себя напускает, создает комический эффект, который контрастирует с драматичностью положения Гринева перед лицом бунтовщика. Пугачев объясняет помилование Гринева «добродетелью», услугой, которую тот ему оказал.)

- Прочитаем и прокомментируем диалог Гринева и Пугачева на с. 161 учебника от слов «Чему ты усмехаешься?» до слов «Я оставил Пугачева и вышел на улицу». (Гринев опять стоит перед выбором: «Признать бродягу государем был я не в состоянии... Назвать его в глаза обманщиком - было подвергнуть себя погибели». «Наконец чувство долга восторжествовало над слабостию человеческою», и Гринев решает не лукавить с Пугачевым, взывает к его рассудку, объясняя свое нежелание признать его государем и служить ему тем, что присягал императрице: «Голова моя в твоей власти; отпустишь меня - спасибо, казнишь - Бог тебе судья; а я сказал тебе правду».

Мятежника в юном офицере поразили смелость, бесхитростность, прямодушие, верность долгу. Искренность, прямота, бесстрашие всегда ценятся в человеке. Оценил их по достоинству и Пугачев: за добро он платит добром, отпуская Гринева «на все четыре стороны». Пугачев проявляет широту души, верность слову, великодушие; он сдерживает свое самолюбие.)

- Какую роль играет пейзаж в конце VIII главы? (Читаем, начиная со слов «Ночь была тихая и морозная...».

Тишина и покой пейзажа помогают герою успокоиться, в его душе, пусть ненадолго, воцаряется мир, он видит небо, яркие звезды, и появляется надежда на жизнь, счастье.)

IV. Выступления групп по главам IX-X11 и обсуждение

(Ответы на вопросы подготовлены дома.)

1-я группа. Предварительные вопросы к IX главе («Разлука»)

- Как Пугачев обосновал перед народом то, что он отпустил Гринева? (Пугачев отпускает Гринева «с поручением» в Оренбург. На самом же деле Пугачев сказал это, чтобы сохранить лицо перед своими товарищами.)

- Прокомментируйте сцену с Савельичем. Почему Пугачев велел прочитать бумагу Савельича «обер-секретарю»? (Пугачев был неграмотен, но не хотел в этом признаться, поэтому он опять схитрил: «Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать». Сцена с Савельичем носит юмористический характер: верный слуга решил вернуть разграбленное барское добро, едва избежав гибели. Прием несоответствия действий героя ситуации создает юмористический эффект.)

- Прокомментируйте две последние сцены главы. Почему Пугачев послал лошадь и шубу Гриневу вдогонку? (Предпоследняя сцена - прощание Гринева с Машей, находящейся в беспамятстве, в бреду. Эта драматическая сцена сменяется юмористической: Пугачев послал лошадь, шубу да еще полтину денег Гриневу вдогонку, проявляя великодушие и щедрость. Ему хотелось выглядеть не менее благородным, чем сам Гринев. Посланный урядник полтину «растерял» дорогой. Эта его хитрость шита белыми нитками, очевидна для всех и потому вызывает улыбку. Смена юмористических и драматических, а порой и трагических эпизодов создает напряжение сюжета, поддерживает в читателе неослабевающий интерес.)

2-я группа. Предварительные вопросы к X главе («Осада города»)

- Сравните сцены «военного совета» у Пугачева и «военного совета у генерала в Оренбурге. (На «военном совете» в Оренбурге, «кроме самого генерала, не было ни одного военного человека», голосование шло «по законному порядку», с соблюдением иерархии, «то есть начиная с младших по чину». На «военном совете» у Пугачева никакой субординации нет, «все обходились между собою как товарищи», свободно высказывали свои мнения.

Чиновники заняли оборонительную позицию. Они хотели «благоразумно» отсидеться за каменными стенами под прикрытием пушек, никто не поддержал предложения Гринева о наступлении на бунтовщиков. Это привело к длительной осаде Оренбурга, голоду и бедствиям его жителей.

Оба «военных совета» не отвечают своему названию, это пародии на настоящий военный совет.)

- Почему повествователь пишет об осаде Оренбурга «вкратце», в нескольких предложениях? Что привело к осаде города? Какое значение имеет упоминание об осаде? (Гринев- повествователь объясняет это тем, что осада Оренбурга «принадлежит истории, а не семейственным запискам». Он пишет о прямой вине городских властей, допустивших осаду, обиняком: «по неосторожности местного начальства». Слова, которыми Гринев описывает осаду, красноречиво говорят о преступном бездействии власти: гибельна, голод, бедствия, несносная, с унынием, ужасна. Факты говорят за Гринева, который с годами стал осторожнее и не выносит явных обвинений.)

- Как отнесся генерал к просьбе Гринева о спасении дочери капитана Миронова? Сопоставьте отношение генерала и Пугачева к любовному чувству Гринева. (Ггнерал равнодушно выслушивает рассказ Гринева об опасности, которой подвергается в Белогорской крепости дочь погибшего капитана Миронова: «Это еще не беда, лучше ей быть покамест женою Швабрина; он теперь может оказать ей протекцию, а когда его расстреляем, тогда, Бог даст, сыщутся ей и женишки». Генерал равнодушен к чувству Гринева, считает его блажью молодого человека. Пугачев сочувствует любви Гринева и даже благословляет молодых: пророчество сна осуществляется.)

3-я группа. Предварительные вопросы к XI главе («Мятежная слобода»)

- Как поступает Гринев, получив отказ генерала? Как вы расцениваете его поступок? (Гринев снова стоит перед выбором: нарушить воинский долг или предать любовь. Побеждает любовь: он решается нарушить запрет генерала и отправиться в Белогорскую крепость, чтобы спасти Машу, оказавшуюся в руках Швабрина: «Я еду в Белогорскую крепость...», «Я должен ехать, я не могу не ехать...». В поступке Гринева покоряет решительность, смелость, доброта, благородство, великодушие - лучшие качества, рожденные любовью.)

- Как ведет себя Гринев, когда Савельича схватили мятежники, ведь он мог спастись? (Гринев не раздумывая возвращается, поняв, что Савельич в беде, его могли убить. Здесь, на первый взгляд, тоже ситуация выбора, но для Гринева выбора нет, порыв спасти Савельича исключает варианты.)

- Прокомментируйте описание интерьера «дворца» Пугачева и его портрета. Какова роль этих описаний? (Изба Пугачева — пародия на дворец. Убогий интерьер говорит о представлениях мужиков о роскоши: изба освещена «двумя сальными свечами, а стены оклеены золотою бумагою», все остальное (рукомойник, ухват, горшки) «было как в обыкновенной избе». Описание портрета Пугачева выдает его тщеславное желание выглядеть настоящим царем. По мнению самозванца, его поза и одежда должны доказывать его значительность: «Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась». Веса, видимо, должны были придать приближенные «царя»: одного он называет графом, у другого прямо на мужицкий армяк надета через плечо голубая лента, намек на орден Андрея Первозванного. Интерьер и портрет - средства характеристики героя, они раскрывают тщетность попыток Пугачева сделаться царем: внешние «атрибуты власти» смешны, подчеркивают внутреннюю неуверенность «царя», несмотря на его актерский дар.

Картинная поза тут же исчезает, как только Пугачев узнает Гринева.)

- Как описаны реальные участники Пугачевского восстания - Белобородов и Хлопуша? (Их портреты контрастны: Белобородов — «тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою», Хлопуша - «высокого росту, дороден и широкоплеч... густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей, красноватые пятна на лбу и на щеках...» (последнее - следы пыток, его прозвище - «рваные ноздри»), «костлявый кулак, косматая рука». Контрастна и одежда: у Белобородова - серый армяк с голубой лентой через плечо, у Хлопуши живописный, пестрый наряд: «Он был в красной рубахе, в киргизском халате и в казацких шароварах». Объединяет их то, что оба - «наперсники самозванца», «енералы», оба умны, недоверчивы, сметливы, хитры, рассудительны, что следует из их советов Пугачеву: пользуются у него особым доверием/ мягко говоря, недолюбливают друг друга.

На совести Белобородова, по словам Хлопуши, немало крови. Если уж соратник пытается укоротить Белобородова: «Тебе бы все душить да резать», можно представить, что это за человек. Образ Хлопуши не столь однозначен. Несмотря на его устрашающий вид, у него есть свои понятия о справедливости, о чести: «...и эта рука повинна в пролитой христианской крови. Но я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье да в темном лесу, не дома, сидя за печью: кистенем и обухом, а не бабьим наговором».

- Как удалось Гриневу уговорить Пугачева спасти Машу? Прокомментируйте диалоги Гринева и Пугачева в Бердской слободе и по дороге в Белогорскую крепость. (Диалог с Пугачевым был очень аккуратно построен Гриневым. Во-первых, Гринев прибег к уловке, смешал правду и недоговоренность: он выбрал верные слова для объяснения своей цели, которые подкупили Пугачева: «Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают». Пугачев, считающий себя защитником всех обиженных, тут же готов вступиться за сироту. Во-вторых, Гринев поблагодарил Пугачева за лошадь и тулуп, что развеселило самозванца, откровенно сказал, что Маша его невеста, но скрыл, что она дочь капитана Миронова. Гринев умалчивает в разговоре с Пугачевым о его кровавых преступлениях, ведь тому хочется считать, что он «не такой еще кровопийца». Гринев подпускает немного лести, но при этом тщательно подбирает слова, чтобы не отойти от правды далеко: «Да говорят, что сладить с тобой трудновато; нечего сказать: дал ты себя знать». Самолюбие Пугачева польщено.

Лесть действует безошибочно, Пугачев начинает хвастаться своими победами. Прусского короля Фредерика он называет запросто Федором Федоровичем, демонстрируя равное с ним положение. В конце концов Пугачев проникается доверием к Гриневу и откровенничает с ним: «Улица моя тесна; воли мне мало...» Он чувствует, что окружен ненадежными людьми, предателями: «при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». В то же время Пугачев понимает, что отступать и каяться поздно, что для него «не будет помилования».

Пугачев в этом эпизоде предстает в трагическом ореоле. Стихийность бунта, авантюризм его предводителя, неудержимое желание рискнуть, «поцарствовать» обрекают Пугачева не гибель.)

- Каков смысл сказки, рассказанной Гриневу Пугачевым? (Пугачев рассказывает калмыцкую сказку «с каким-то диким вдохновением», он человек порыва, бешеной энергии, ищущей выхода. Сказка раскрывает суть его взглядов, его мировоззрение, его философию: «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» Гринев заставляет Пугачева взглянуть по-другому на его убеждения: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину». Пугачев не нашелся, что ответить, он был удивлен таким оборотом дела. Гринев, по существу мальчишка, не побоялся перечить ему, заставил его задуматься, по-новому на себя посмотреть.)

4-я группа. Предварительные вопросы к XII главе («Сирота»)

- Каков смысл эпиграфа к XII главе? (Свадебная народная песня о сироте соотносится с судьбой Маши Мироновой.)

- Что изменилось во внешности, в поведении Швабрина? Какие чувства вызывает он у Гринева? (Швабрин «был одет казаком и отрастил себе бороду. Он унижается перед Пугачевым, «изъявляя радость и усердие», смущается при виде Гринева, трусит, врет, всячески пытаясь скрыть правду о Марье Ивановне. Наконец он падает на колени перед Пугачевым. Ненависть и гнев Гринева сменяются презрением: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака». Швабрин предает Машу, объявляя, что она дочь коменданта крепости.)

- Как Пугачев ведет себя в сцене освобождения Маши? (Пугачев ведет себя как заступник, защитник обиженных, униженных людей. Он опять входит в роль доброго, сказочного царя, обращаясь к Маше: «Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь».)

- Что помогает Гриневу выйти из сложного положения? (Гринев решается сказать правду и объяснить Пугачеву, почему он утаил, из какой семьи Маша. Он не лгал, но и не говорил правды. Пугачева убеждают доводы Гринева: «И то правда, - сказал, смеясь, Пугачев. - Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала кумушка-попадья, что обманула их». Откровенность и прямота Гринева нравятся самозванцу: «Казалось, суровая душа Пугачева была тронута». Он благословляет молодых: «Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»)

- Прокомментируйте сцену свидания Гринева и Маши. (Объяснения в любви излишни; «Мы оба молчали о полноты сердца». И Маша, и Гринев понимают, что их судьбы соединены навеки. Маша не жеманится, ведет себя «просто, без притворной застенчивости, без затейливых отговорок».)

- Как Гринев расстается с Пугачевым? Прокомментируйте сцену отъезда Гринева с Машей. (Гринева обуревают противоречивые чувства: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня... сильное сочувствие влекло меня к нему... Мы расстались дружески».

При отъезде Гринев увидел Швабрина, лицо которого «изображало мрачную злобу». Герой проявляет благородство: «Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону».)

Домашнее задание

1. Перечитать XIII и XIV главы, подготовить их краткий пересказ.

2. Подготовить устный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачева после прочтения «Капитанской дочки».

3. Подготовить характеристики Маши Мироновой, Швабрина.