Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 19. Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода

Цели: раскрыть смысл названия повести; доказать, что образ Маши Мироновой - нравственный идеал Пушкина; развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал.

Методические приемы: пересказ, беседа по вопросам, анализ текста, описание иллюстраций.

Оборудование: репродукции картин С. Герасимова, иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» из альбома «А.С. Пушкин».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Краткий пересказ XIII и XIV глав.

2. Устный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачева после прочтения «Капитанской дочки».

3. Характеристика Швабрина.

IL Систематизация и обобщение материала по образу Маши Мироновой

1. Слово учителя.

С особенной теплотой в повести нарисован образ Маши Мироновой, внешне ничем особенно не примечательной девушки, скромной, застенчивой и даже робкой, «трусихи», по определению матери.

Наша задача - проследить, как раскрывается этот образ на протяжении повести, определить его значение в системе образов.

2. Беседа.

- Каково первое впечатление рассказчика о Марье Ивановне?

- Какие качества характера проявляются в Маше Мироновой во время мирной жизни в крепости, в отношении к родителям, к Швабрину, к Гриневу?

- Какие черты раскрываются в Марье Ивановне в истории ее любви к Гриневу?

- Отношение к Марье Ивановне других действующих лиц. (Савельича, Палаши, попадьи, родителей Гринева.)

- Как дополняет образ Марьи Ивановны эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной II?

- Как относится автор к Марье Ивановне?

- Почему к главам, в которых появляется Маша Миронова, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц?

III. Анализ эпизода

Прочитаем эпизод встречи Маши Мироновой с царицей по ролям (глава XIV) и проанализируем его.

Примерный план анализа эпизода:

1) Место эпизода в композиции повести.

2) Действующие лица эпизода, их поступки, их речевая характеристика.

3) Роль пейзажа, интерьера, деталей, других художественных средств.

4) Роль эпизода в раскрытии авторской идеи.

Эпизод находится в последней главе повести, которая носит многозначное название «Суд». Это не только суровый людской суд, суд власти над бунтовщиками и предателями, не только оправдательный суд, восстанавливающий честное имя героя. Это суд Божий, воздавший всем по заслугам. Зло наказано, справедливость торжествует, поруганная было честь восстановлена, самоотверженная любовь вознаграждена.

В центре эпизода - Маша Миронова. Она была уверена, что виновата в несчастье своего жениха, она поняла, что Петр не назвал ее имени, охраняя от судебных разбирательств и очных ставок «со злодеями». Маша «непрестанно думала о средствах», как бы спасти Гринева, и решилась на отчаянный поступок.

Самостоятельно составленный ею план действий требовал и энергии, и смелости. Судьба ей покровительствует, ведь в ней была способность располагать к себе людей самых различных и по характеру и по положению. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной крепости-деревушки, оправилась в столицу к самой императрице, чтобы защитить честь своего жениха.

Сама природа предвещает благоприятный исход Машиного предприятия: «Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип... Широкое озеро стояло неподвижно...»

Центральное событие эпизода - встреча Маши с царицей. Интрига диалога в том, что Маша не догадывается, кто перед ней, а потому не робеет, говорит откровенно, просто, настойчиво, доказательно. Интерес к развязке эпизода подогревается и тем, что догадливый читатель уже понимает, что речь идет о царице. Незнакомая дама, чьи «голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую», сама заговорила с Машей; все в ней «невольно привлекало сердце и внушало доверенность».

Маша понимала, что перед ней важное лицо, она с жаром отстаивала честь Гринева, убеждала в его невиновности.

Когда «девицу Миронову» пригласили к царице, она предчувствовала, что решается не только ее судьба, но и судьба любимого человека. Описание интерьера дворца с «длинным рядом пустых великолепных комнат» оттягивает развязку. Читателю вместе с Машей Мироновой не терпится узнать, что же ее ждет. Счастливая развязка восстанавливает справедливость.

Последняя фраза эпизода прибавляет к характеристике Маши дополнительный штрих. Все закончилось благополучно, Маша могла бы отдохнуть, посмотреть столицу, но она тут же отправилась в деревню, к родителям жениха, ведь Маша понимает, как они переживают в ожидании решения судьбы единственного сына, надеются на благоприятный исход.

Этот эпизод объясняет и название повести. Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Сила любви, глубина натуры, способность к большому и глубокому чувству, чувство ответственности за любимого человека, простота, нравственная чистота, самоотверженность, сила воли, бескорыстие, внутренняя красота - все это делает Машу Миронову нравственным идеалом Пушкина. Автор пишет о ней с большой теплотой и любовью.

Эпиграф к повести «Береги честь смолоду» - основная идея «Капитанской дочки», он в полной мере относится и к самой капитанской дочке, Маше Мироновой.

IV. Описание иллюстраций

Сопоставить иллюстрации разных художников к «Капитанской дочке», ответить на вопросы:

- Какой эпизод изображен на рисунке?

- Какие черты героев выделяет художник?

- Какая иллюстрация вам нравится больше и почему? Домашнее задание

1. Подготовиться к итоговому уроку по повести «Капитанская дочка» (вопросы с. 214-215 учебника).

2. Прочитать статью В. Коровина «Исторический труд А.С. Пушкина» (с. 208-211).

3. Индивидуальные задания: сопоставить изображение бурана во II главе «Капитанской дочки» с описанием метели из повести А.С. Пушкина «Метель»; подготовить иллюстрации к повести.