Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 2. Русские народные песни

Цели: повторить жанры устного народного творчества; показать особенности жанра народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.

Методические приемы: сообщения учащихся; работа в группах, беседа, рассказ учителя, прослушивание аудиозаписей, работа с учебником, выразительное чтение, элементы анализа текста.

Оборудование: сборники сказок, былин, пословиц и поговорок, репродукции картин И. Билибина, В. Васнецова и иллюстрации на темы русских народных сказок, былин; аудиозаписи народных песен.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Пересказ статьи учебника «Русская литература и история».

2. Ответы на вопросы учебника (с. 4).

3. Ответы на вопросы статьи С.Я. Маршака «О талантливом читателе».

4. Выступления групп: повторение жанровых особенностей былин, сказок, пословиц, поговорок, обрядового фольклора.

II. Беседа с учащимися

- Каковы особенности жанра сказки? Какие мечты народа воплощены в сказках?

- Какие свойства характера воспеваются в народных сказках?

- Какие типы сказок вам известны?

- Чем отличается былина от сказки и что между ними общего?

- Какие циклы былин вы знаете?

- Вспомните героев былин. Расскажите о некоторых из них, используя иллюстрации к былинам И. Билибина, репродукции с картин В. Васнецова.

- Что такое пословицы, поговорки? Приведите примеры, объясните их смысл.

- Что общего у пословиц и поговорок и чем они различаются?

- Что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему посвящаются произведения обрядового фольклора?

III. Рассказ учителя о народных песнях

Мы знакомы уже со многими жанрами устного народного творчества. В основном это эпические жанры. Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и внешний мир, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историческим событиям, героям, выдающимся историческим личностям, другие - переживаниям, связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей и т. д. Известны бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие песни.

Исторические песни часто не только изображают события или отдельные их эпизоды, но и отражают чувства, переживания героев так, как это понимает народ. Частые герои исторических песен цари - Иван Грозный, Петр Первый, герои-воины - Суворов, Кутузов, народные вожди - Ермак, Разин, Пугачев.

Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями, былинниками, создавались самыми разными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражения в словах и мелодии. Песни передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь и изменяясь. Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты и исполнители.

Лирические песни изображают переживания, связанные с теми или иными жизненными обстоятельствами лирического героя. Этот герой безвестен, но каждый находил отклик чувствам, выраженным в песне. Исполнялись песни и в одиночку, и хором. Чаще всего лирические песни передают грустное, печальное настроение. Вся жизнь русского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней.

Первые записи русских народных песен относятся еще к XVII веку. Интересно, что записаны они для английского путешественника Ричарда Джемса в 1619-1620 гг.

Особенно активно собиранием исторических и лирических песен, как и других видов фольклора, заинтересовались на рубеже XVIII— XIX веков. Среди собирателей - имена А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Д. Чулкова, А.В. Кольцова, П.Н. Рыбникова. Изучением песен занимались О.Ф. и В.Ф. Миллеры, А.Н. Веселовский, Б.Н. Путилов, А.Х. Востоков, А.Н. Веселовский, В.Я. Пропп и другие. Собиратели и исследователи песен оставили нам богатство, которое могло быть безвозвратно утеряно: ведь песни существовали в устной форме, лишь немногие из них поются до сих пор.

IV. Прослушивание лирических песен и беседа

Звучат песни в исполнении Р. Руслановой, Н. Кадышевой, Н. Бабкиной (на усмотрение учителя).

- Понравились ли вам песни? В чем, на ваш взгляд, их особенность? (Они жизненные, напевные, волнуют душу человека, текст и музыка неразрывно связаны между собой, так как выражают чувства, мысли, настроение народа.)

- Что является предметом изображения в народных лирических песнях?

V. Устный анализ лирической песни по предложенному плану

1) Выразительное чтение песни.

2) Смысл названия песни.

3) Кто и когда мог её исполнять?

4) Каким чувством проникнута песня?

5) Какие художественные приёмы использованы в этой лирической песне?

6) Из каких частей она состоит?

7) Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

VI. Чтение и обсуждение статьи В. Аникина «Русские народные песни» (с. 5-7)

- Какие жизненные обстоятельства вызывали появление народных песен?

- На какие группы делятся народные песни?

- Почему народные песни используются в литературе и других видах искусства? Приведите примеры.

- В чем особенность исторических народных песен?

- Какова роль исторических песен?

- Могут ли в наше время появляться народные песни?

VII. Выразительное чтение хороводных, лирических, исторических песен, исполнение частушек

Читаем (а еще лучше - поем) народные песни, помещенные в учебнике, в книге «Читаем, думаем, спорим...» или те, которые обнаружены самостоятельно в сборниках фольклора.

Можно провести конкурс на лучшее исполнение народной песни.

VIII. Беседа по вопросам учебника

Обсуждаем вопросы № 4-6 и вопросы раздела «Будьте внимательны к слову» (с. 11).

- Какие художественные особенности народных песен вы заметили?

Домашнее задание

1. Подготовить ответы на вопросы № 1-3 (с. 11).

2. Написать частушку на школьную тему и подготовить ее исполнение.

3. Сделать иллюстрацию к народной песне (по выбору).

4. Прочитать материалы книги («Читаем, думаем, спорим...» (с. 7-11), ответить на вопросы (с. 11).

Вариант урока 2. «Час да по часу» (урок-концерт по материалам газеты «Первое сентября»)

Цели: ознакомить с народными лирическими песнями; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: книжно-иллюстративная выставка «В песне - душа народа», сборники русских народных песен; портреты исполнителей народных песен; магнитофон, телевизор и т. п.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Известный собиратель русского фольклора XIX века П.Н. Рыбников писал: «Начиная от колыбели, песня провожает русского человека до детских игр, к забавам молодых лет, к первому пробуждению любовного чувства; она в трогательных образах представляет девушке горький переход от девичьей воли к замужнему безволью, но она же подсказывает мужу и жене задушевные речи любви...; песня оживляет тяжёлую будничную работу на страдах в непогоду и зной и в душной избе при свете лучины и праздничный отдых в хороводе или на беседах».

II. Концертная программа

Ведущий. Русская народная песня пришла к нам из далёкой древности. Ещё в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки писали о славянских песнях.

Русские песни начали собирать ещё в XVII веке, а настоящее их исследование началось в первых десятилетиях XIX века.

Русские народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Послушаем величальную песню, которая исполнялась на свадьбе для новобрачных.

(Звучит свадебная обрядовая песня (постановка в исполнении учащихся класса или приглашённого коллектива).)

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?

Алексей хороший, Иванович пригожий.

Он по горенке ходит, сапог не ломает,

Сапог не ломает, чулок не марает.

На коня садится, под ним конь бодрится,

По улице едет, вся улица стонет,

К реке подъезжает, воду разливает,

К саду подъезжает, цветы расцветают,

К терему подъезжает, Марьюшка встречает,

Марьюшка встречает, Ивановна величает:

- Пойди, мой хороший, лучше всех пригожий,

Вот я тебя ждала, долго дожидала,

Теперь дождалася, сердце срадовалось.

Ведущий. В бытовых народных песнях говорилось о тяготах жизни, о судьбе рекрутов. Но тяжелее труда бурлаков не было. В бурлацких песнях за текстом можно услышать стон замученных работой людей. Послушаем песню «Эй, ухнем!» в исполнении мальчиков класса.

Эй, ухнем!

Ещё разик, ещё раз!

Разовьём мы берёзу,

Разовьём мы кудряву!

Ай-да, да ай-да, ай-да, да ай-да,

Разовьём кудряву.

Мы по бережку идём,

Песню солнышку поём.

Ай-да, да ай-да, ай-да, да ай-да,

Песню солнышку поём.

Эй, эй, тяни канат сильней!

Песню солнышку поём.

Эй, ухнем!

Эй, ухнем!

Ещё разик, ещё раз!

Эх ты, Волга, мать-река,

Широка и глубока,

Ай-да, да ай-да, ай-да, да ай-да,

Широка и глубока.

Эй, ухнем!

Эй, ухнем!

Ещё разик, ещё раз!

Эй, ухнем!

Эй, ухнем!

Ведущий. Грустное настроение вызывают не только такие песни, но и песни семейные, в которых переданы мысли и чувства молодой женщины, попавшей после замужества в дом мужа, где она чувствует враждебность по отношению к себе. Послушаем песню «Лучинушка».

(Звучит песня «Лучинушка» в исполнении ученицы класса.)

Лучина, лучинушка берёзовая!

Что же ты, лучинушка, не ясно горишь?

Не ясно горишь, не вспыхиваешь?

Или ты, лучинушка, в печи не была?

Или ты, лучинушка, не высушена,

Или свекровь лютая водой залила?

Подружки, голубушки, ложитеся спать,

Ложитесь, подруженьки, вам некого ждать!

А мне, молодёшеньке, всю ночку не спать,

Всю ночку не спать, младой, постелюшку стлать,

Постелюшку стлать-то мне, мила друга ждать.

Первый сон заснула я - мила друга нет;

Другой сон заснула я - сердечного нет;

Третий сон заснула я - заря - белый свет!

По белой по зорюшке мой милый едет,

Сапожки на ноженьках поскрипывают,

Соболина шубушка пошумливает,

Меня, молодёшеньку, побуживает!

В е д у щ и й. Но не только грустными песнями славится русский песенный фольклор. На игрищах сельчане веселились и пели от всей души, плясали, водили хороводы. Это особенно красивое зрелище. Гуляющие становились в большой круг и начинали движение по солнцу. Кроме круга можно было увидеть и движение «змейкой», «улицей» и т. д. Приглашаю всех в хоровод.

(В хороводе исполняются песни «Пойду ль я, выйду ль я» и «На горе-то калина».)

III. Проверка домашнего задания

Отчёт творческих групп - устный анализ лирической песни по предложенному плану.

1) Выразительное чтение песни.

2) В чем заключается смысл названия песни?

3) Кто и когда мог её исполнять?

4) Каким чувством проникнута песня?

5) Какие художественные приёмы использованы в этой лирической песне?

6) Из каких частей она состоит?

7) Какие средства художественной выразительности использованы в ней?