Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 21. Литературная игра по повести «Капитанская дочка»*

* Материал подготовлен О. Селивановой.

Цели: углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.

Предварительная подготовка: Класс делится на три команды. Возможные названия: «Бердская слобода», «Белогорская крепость», «Царское Село».

Эпиграф:

«В “Капитанской дочке” все не только самая правда, но еще как бы лучше ее». (Н.В. Гоголь)

Ход урока

I. Слово учителя

Итак, мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 г. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея - последняя, на которой присутствовал Пушкин.

И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.

- Кому книга показалась сложной? Простой? И все ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд?

Наша - задача - разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

II. Блицопрос

- Давайте вспомним страницы романа.

1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович.)

2. Служил при графе... (Минихе).

3. Сколько было крепостных у отца Гринева и в какой губернии была его деревня? (Триста крепостных; в Симбирской губернии.)

4. Сыну был пожалован в дядьки... (стремянный Савельич).

5. Выучился Петруша грамоте... (на двенадцатом году).

6. ...и мог очень здраво судить о... (свойствах борзого кобеля).

7. Был нанят француз... (мосье Бопре).

8. ...который в отечестве своем был... (парикмахером).

9. ...в Пруссии... (солдатом).

10. ... а потом приехал в Россию, чтобы... (стать учителем, не очень понимая значения этого слова).

11. Батюшка вошел на урок... (географии).

12. В это время Гринев... (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды).

13. А Бопре... (спал на кровати сном невинности).

14. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?..» (Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии... да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.)

15. Шаматон - это... (бездельник, шалопай).

16. Капитан Миронов и его жена были люди самые... (почтенные).

17. Иван Кузмич вышел в офицеры из... (солдатских детей).

18. Он был необразованный и простой, но самый... (честный и добрый человек).

19. В Марье Ивановне «я нашел...» (благоразумную и чувствительную девушку).

20. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей...» (пару серег).

21. Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: «А почему ты об ней такого мнения?» («Знаю по опыту ее нрав и обычай».)

22. Как ответил Гринев? («Ты лжешь, мерзавец, ты лжешь самым бесстыдным образом!»)

23. Позднее он скажет: «Вместо грубой и непристойной насмешки увидел я в его гнусных словах...» (обдуманную клевету).

24. «Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце ... года». (1773 г.)

25. С некоторого времени яицкие казаки «были для правительства...» (неспокойными и опасными подданными).

26. Последовало усмирение бунта... (картечью и жестокими наказаниями).

27. Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак...» (Емельян Пугачев).

28. ...учинил непростительную дерзость. (Принятием на себя имени покойного императора Петра III.)

29. Закончите слова Ивана Кузмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите? ...Умирать так умирать:...» (дело служивое.)

30. Кто «сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась»? (Пугачев.)

31. «Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородкой и голубой лентой через плечо». (Капрал Белобородов.)

32. «Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами... нос без ноздрей». (Афанасий Соколов - Хлопуша.)

33. «Схвачен был башкирец с...» (возмутительными листами).

34. «Я взглянул на него и содрогнулся... Ему казалось лет семьдесят. У него не было...» (ни носа, ни ушей).

35. «Но узенькие глаза его еще...» (сверкали огнем).

36. «Юлай взял плеть и замахнулся, - тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот,...» (в котором вместо языка шевелился короткий обрубок).

III. Задание для аргументированного ответа

Можно ли назвать «Капитанскую дочку»...

Первой команде: ...бытовым романом?

Второй команде: ...нравоучительным романом?

Третьей команде: ...историческим романом?

Вывод. О жанре произведения можно спорить; но мы видим в нем и то, и другое, и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться над ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее зависят от того, что происходит в настоящем.

IV. Отгадайте, кто этот человек

- «Трусиха... До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется». (Маша.)

- Загадочным ли вам кажется ее характер? (Нет. Вначале мы верим Швабрину, который представил капитанскую дочку «совершенною дурочкою». Но Пушкин позволяет за внешней скромностью увидеть характер удивительный.)

- Кто первым найдет, как Маша отвечает на слова Гринева: «Я готов на все, кинемся в ноги к твоим родителям, они нас благословят, мы обвенчаемся»? («Нет, Петр Андреич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия»)

- Кто точнее назовет черту характера Маши, которая проявилась в этой ситуации? (Чувство долга, самоотверженность.)

- Но вот она в заточении у Швабрина. Что отвечает она освободившему ее Пугачеву на слова: «Скажи, голубушка, за что твой муж тебя наказывает? В чем ты перед ним провинилась?»? («Он мне не муж. Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят».)

- Какие черты характера здесь проявляются? (Твердость, решительность.)

- Чем характер Маши интересен Пушкину? (Она прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешней простотой героини - любящей, стойкой в минуты опасности, живущей по правильным, благородным законам. Эти законы делают значительной жизнь скромной капитанской дочки Маши Мироновой, помогают окружающим ее людям, спасают их.)

- Екатерина II, Петр III... и Маша Миронова. Государственные лица и человек. Что важнее для Пушкина? (Человек. И государственное лицо настолько важно и прекрасно, насколько оно - Человек.)

V. Итак, человек, даже самый скромный, иногда загадка

И Пушкин дает подсказку - эпиграф. Из семнадцати эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», десять, то есть большая часть, заимствованы из народного творчества.

Задание. Разгадайте эпиграф.

Первой команде - к VII главе «Приступ»:

Голова моя, головушка,

Голова послуживая!..

(Храбрый, скромный, честный капитан Миронов не выслужил ни почета, богатства у начальников, ни сострадания у казаков. Это сострадание — Пушкина - звучит в эпиграфе, народной песне. Учит видеть человека за должностью и мундиром.)

Второй команде - к XII главе «Сирота»:

Как у нашей у яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек...

(Отношением к беззащитному оценивает Пушкин человека. Швабрин, пользуясь беззащитностью Маши, держит ее под замком. Гринев - защищает, Пугачев - берет под покровительство.)

Третьей команде - эпиграф к XIV главе «Суд»:

Мирская молва - Морская волна Пословица

(Мирская, то есть мира людей. В этом мире - ничему не верящие судьи, которым Гринев не может рассказать всю правду, хотя он рассказывает ее Пугачеву, и тот верит; в этом мире и императрица, уверенная, что Гринев - безнравственный, вредный негодяй.)

VI. Личности, казалось бы, совершено разного масштаба равно интересны Пушкину

Задание. Решите проблему, кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II или Пугачев?

а) Инсценирование эпизода «Освобождение Гриневым и Пугачевым Маши Мироновой»: «Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате... Дай вам Бог любовь да совет!»

б) Инсценирование эпизода «Встреча Маши Мироновой с Екатериной II»: «Вдруг белая собачка английской породы залаяла... Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо».

- Какая мысль романа кажется вам самой важной и почему. Дайте аргументированный ответ. (О великодушии, которое так нужно в сложных обстоятельствах жизни. О возможности понять каждого человека: башкирца семидесяти лет, в глазах которого не угас огонь ненависти, ибо жизнь научила его ненавидеть; капитана Миронова, честно и храбро служившего императрице, не выслужившего ни славы, ни богатства; Пугачева, в котором Пушкин помогает увидеть не «исчадие зла», «бешеного пса», «изверга естества», по характеристике историка Броневского, а человека, верного дружбе, благодарного, великодушного.)

VII. Подведение итогов

Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни - человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать? Загадки жанра произведения, характера героев: Маши Мироновой, Пугачева; учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.

Таким образом, загадки романа - это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.

Вариант урока 21. Внеклассное чтение по теме «Пушкин - историк»

Цели: расширить представление учеников о творчестве Пушкина, о теме истории в его произведениях; развивать навыки анализа текста, работы со словом.

Методические приемы: самостоятельная работа, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа, викторина.

Ход урока

I. Беседа по вопросам к материалам (фрагментам статей о Пушкине В. Коровина, А. Платонова, В. Розанова) пособия «Читаем, думаем, спорим...» (с. 54, 55, 56-57)

II. Беседа по вопросам к историческому роману А.С. Пушкина «Арап Петра Великого» (с. 89)

Вопросы к роману требуют основательной подготовки. Они включают анализ текста: сопоставление образов, сравнение стилистики глав романа, сравнительную характеристику сцен романа Пушкина и повести Карамзина «Наталья, боярская дочь», словарную работу. Кроме того, предполагается творческая работа. Исходя из этого, лучше заранее распределить вопросы по небольшим группам (по желанию и на усмотрение учителя).

III. Работа над стихотворением А.С. Пушкина «Моя родословная» (с. 90-95)

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Анализ стихотворения.

3. Чтение и обсуждение стихотворения А.С. Пушкина «Post scriptum» (с. 92).

4. Обсуждение-рецензия на сочинение школьницы о стихотворении «Моя родословная» (с. 92-95).

IV. Викторина (с. 96-97)

V. Тест (см. приложение)

Ключ к тесту: 1 - г; 2 - б, в, д; 3 - а, б, с; 4 - а; 5 - б, в, г; 6 - а-3, 6-4, в-1, г-2; 7-6, в; 8 - г; 9-а-2, б-З, в-1; 10- в, г, д; 11 -д; 12-6; 13 - г; 14- а; 15 - а, в, г, е; 16 - а, в, д; 17 - в.