Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 22. М.Ю. Лермонтов и история

Цели: ознакомить учеников с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Лермонтова; обобщение ранее изученного.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение.

Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова художников К. А. Горбунова, Ф.О. Будкина, Д.П. Палена и др.; автопортрет.

Ход урока

I. Чтение и анализ нескольких сочинений

II. Повторение изученного

1. Вступительное слово учителя.

М.Ю. Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, романов. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Детские годы будущий поэт провел в имении бабушки в Тарханах (Пензенская губерния). Бабушка очень любила его, заботилась о нем, дала хорошее образование. Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете, затем в университете, в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Его кумиром был Пушкин. Когда Пушкин погиб, Лермонтов написал резкое, гневное, обвинительное стихотворение «Смерть поэта», за которое он был посажен под арест, потом отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, а позже выслан на Кавказ. Хлопотами бабушки поэт через некоторое время возвращается - и снова ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с французским посланником. На Кавказе же в 1841 г. на дуэли поэт погиб.

2. Беседа по вопросам.

- Какие произведения Лермонтова вы помните? Какие знаете наизусть?

- Какие произведения Лермонтова на исторические темы вы читали? («Бородино», «Песня про... купца Калашникова».)

- Какова цель обращения поэта к историческим событиям, историческим личностям? (В древнерусской старине Лермонтова интересуют вечные проблемы, проблемы чести и достоинства человека, власти и народа, личной воли и традиционной общественной морали.

К теме Отечественной войны 1812 года («Бородино») поэт обращается с тем, чтобы найти в прошедшем идеалы, чтобы показать, как измельчаю «нынешнее племя».)

3. Чтение статьи В. Коровина «М.Ю. Лермонтов» (с. 216-218 учебника).

4. Обсуждение вопроса: «В чем вы видите особенности историзма Лермонтова?».

III Слово учителя об истории создания поэмы «Мцыри»

Послепушкинское поколение - люди «совсем другой эпохи», жаждавшие деятельности и борьбы, тосковавшие по героическому и не находившие этого в современной им жизни.

Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья, эпохе длительной реакции после подъема времен Отечественной войны 1812 года, времен тайных обществ и демократических устремлений. Размышления о судьбе своих современников, о разочаровании, о бесцельности жизни, о безверии - во многих стихотворениях Лермонтова, например, «И скучно и грустно...», «Дума» («Печально я гляжу на наше поколенье! / Его грядущее иль пусто, иль темно...». Поэт предсказывает, что «нынешнее» поколение «в бездействии состарится» - лучшие времена России прошли. В стихотворении «Бородино» люди прошлого поколения противопоставляются «нынешним». Старый солдат вспоминает: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри - не вы!».

Отсюда тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей, героев.

В 1837 году Лермонтов задумал написать «записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится... идеала...» От этой записи до появления «Мцыри» прошло восемь лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании в средние века. Герой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835-1836 годах появляется поэма «Боярин Орша», герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предан суду монахов, но ему удается бежать. Как видим, и в этих произведениях Лермонтов обращается к истории. В обеих поэмах, где большое место занимают монологи - исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839. Именно в ней замысел Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.

На рукописи выставлено число:«1839 года 5 августа». А на обложке написано заглавие: «Бэри». К тому слову Лермонтов сделал примечание: «Бэри по-грузински: монах». Но герой поэмы не монах: его еще только готовят в монахи. А для таких в грузинском языке имеется другое название - «Мцыри». И Лермонтов переменил заглавие.

Знакомый Лермонтова, А.Н. Муравьев, писал, что ему посчастливилось стать первым читателем этой поэмы, когда он навестил Лермонтова в Царском Селе.

«В летний вечер я к нему зашел, - вспомнил Муравьев, - и застал его письменным столом с пылающим лицом и с огненным глазами, которые были у него особенно выразительны».

- Что с тобой? - спросил Муравьев.

- Сядьте и слушайте, - отвечал Лермонтов.

«И в ту же минуту, - говорит Муравьев, - в порыве восторга прочел мне от начала до конца всю свою великолепную поэму «Мцыри», которая только что вылились из-под его вдохновенного пера»,

Муравьев, конечно, и не подозревал, что поэма, которую он слышал в тот вечер в чтении самого Лермонтова, вынашивалась и обдумывалась в продолжение девяти лет.

Действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф Лермонтова П.А. Висковатов связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия XII. Там, по свидетельству родственника Лермонтова А.П. Шан-Гирея, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжелая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах древней обители.

Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари (Монастырь креста), стоящий на остроконечной горе напротив Светицховели, на другой стороне реки. Его нередко называют монастырем Мцыри.

Сопоставим некоторые факты биографии Лермонтова с его творчеством.

В 1837 году, когда поэт начал работать над поэмой «Мцыри», его посадили под арест в здание Главного штаба за стихотворение «Смерть поэта», а потом отправили прапорщиком в Нижегородский драгунский полк. В 1839 году поэма «Мцыри» была закончена. В этом году случилась дуэль Лермонтова с де Барантом, затем - военный суд, содержание под арестом. Эти сопоставления во многом объясняют романтический пафос стремления к свободе, который поэт выразил в поэме «Мцыри».

IV. Комментированное чтение первой главы поэмы

Известный исследователь творчества Лермонтова И.Л. Андроников в книге «Лермонтов в Грузии в 1837 году» пишет: «Перед Грузией стоял тогда вопрос: быть поглощенной отсталыми феодальными странами - шахской Персией и султанской Турцией - или присоединиться к России. Присоединение к России обеспечивало Грузии безопасность от внешних врагов и представляло собой единственно возможный путь для развития ее экономики и культуры. Царь Ираклий II и Екатерина II в 1783 году подписали «трактат», по которому грузинский царь признавал верховную власть и покровительство российской императрицы, та же принимала на себя защиту Грузии от внешних врагов... Георгий XII вручил судьбу Грузии России».

Эти исторические факты объясняют последние строки 1-й главы. Отметим значение необычного эпитета, парадоксального словосочетания: «за гранью дружеских штыков».

V. Комментированное чтение второй главы поэмы

После того как к России присоединилось Грузинское царство, перед Россией встала важная задача: обеспечить торговлю и безопасное сообщение с Закавказьем. Но путь в Грузию лежал через земли Северного Кавказа и через ущелья Главного Кавказского хребта, заселенные горскими народами, которые противились продвижению русской власти на Кавказ. Так началась кавказская война, длившаяся долгие годы.

После окончания войн с Наполеоном царское правительство решило повести с горцами более решительную борьбу. На Кавказ был послан генерал А.П. Ермолов, прославившийся в сражениях Отечественной войны 1812 года. Он был назначен командующим войсками Кавказского корпуса и «главноуправляющим» в Грузию.

Ермолов прибыл в Тифлис в 1816 году. Прежде всего он занялся постройкой укреплений на Северном Кавказе, вдоль берегов Терека и Сунжи. А через два года повел оттуда планомерное наступление в горы Центрального Кавказ.

Таким образом, «русский генерал», оставивший мальчика в монастыре, -это генерал Ермолов.

Домашнее задание

1. Перечитать поэму «Мцыри», подготовить выразительное чтение одной из глав. (Можно заранее распределить, кто какую главу готовит.)

2. Уточнить значение терминов: тема, идея, сюжет, композиция, поэма.

Дополнительный материал Образ Лермонтова*

Всматриваясь в изображения Лермонтова, мы понимаем, что художники старательно пытались передать выражение глаз. И чувствуем, что взгляд не уловлен. При этом - портреты все разные. Если пушкинские как бы дополняют друг друга, то лермонтовские один другому противоречат. Правда, А.С. Пушкина писали великолепные портретисты - О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, П.Ф. Соколов. Пушкина лепил И.П. Витали. Лермонтовские портреты принадлежат художникам не столь знаменитым - П.Е. Заболотскому, А.И. Клюндеру, К.А. Горбунову, способным, однако, передать характерные черты, а тем более сходство. Но, несмотря на все их старания, они не сумели схватить жизнь лица, оказались бессильны в передаче духовного облика Лермонтова, ибо в этих изображениях нет главного - нет поэта! И, пожалуй, наиболее убедительны из бесспорных портретов Лермонтова - беглый рисунок Д.П. Палена (Лермонтов в профиль, в смятой фуражке) и акварельный автопортрет: Лермонтов на фоне Кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе с огромными печально-взволнованными глазами. Два эти портрета представляются нам похожими более других потому, что они внутренне чем-то сходны между собой и при этом гармонируют с поэзией Лермонтова.

* Андроников ИЛ. Вступ. ст. М.Ю. Лермонтов. Соч. в 2-х тт. Т.1. М.: Правда, 1988.

Дело, видимо, не в портретистах, а в неуловимых чертах поэта. Они ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов. И если мы обратимся к воспоминаниям о Лермонтове, то сразу же обнаружим, что люди, знавшие его лично, в представлении о его внешности совершенно расходятся между собой. Одних поражали большие глаза поэта, другие запомнили выразительное лицо с необыкновенно быстрыми маленькими глазами. Глаза маленькие и быстрые? Нет! Ивану Сергеевичу Тургеневу они кажутся большими и неподвижными: «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-темных глаз». Но один из юных почитателей Лермонтова, которому посчастливилось ознакомиться с поэтом в последний год его жизни, был поражен. «То были скорее длинные щели, а не глаза, - пишет он, - щели, полные злости и ума». На этого мальчика неизгладимое впечатление произвела внешность Лермонтова: огромная голова, широкий, но не высокий лоб, выдающиеся скулы, лицо коротенькое, оканчивавшееся узким подбородком, желтоватое, нос вздернутый, фыркающий ноздрями, реденькие усики, коротко остриженные волосы. И - сардоническая улыбка... А один из приятелей Лермонтова пишет о милом выражении лица. Один говорит: «широкий, но не высокий лоб», другой «необыкновенно высокий лоб». И снова «большие глаза». И опять возражение: нет, «глаза небольшие, калмыцкие», но «живые, с огнем, выразительные». И решительно все стремятся передать непостижимую силу взгляда: «огненные глаза», «черные, как уголь», «с двумя углями вместо глаз». По одним воспоминаниям, глаза Лермонтова «сверкали мрачным огнем», другой мемуарист запомнил его с «пламенными, но грустными по выражению глазами», смотревшими на него «приветливо, с душевной теплотой».

Последние строки взяты из воспоминаний художника ME. Меликова, который особое внимание уделил в своем описании взгляду Лермонтова: «Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, - пишет Меликов, - он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, умные, с черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица, и, по-моему, один только К.П. Брюллов совладал бы с такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды (по его выражению, «вставить огонь глаз»)». Однако на этот счет Карл Брюллов держался иного мнения. «Я как художник, - сказал он однажды, вспомнив лермонтовские стихи, - всегда прилежно следил за проявлением способностей в чертах лица человека; но в Лермонтове я ничего не нашел».

Впрочем, и сам Лермонтов смеялся над собой, говоря, что судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность.

Не только внешность, но и характер его современники изображают между собой так несхоже, что временами кажется, словно речь идет о двух Лермонтовых. Одним он кажется холодным, желчным, раздражительным. Других поражает живостью и веселостью. Одному вся фигура поэта внушает безотчетное нерасположение. Другого он привлекает «симпатичными чертами лица». «Язвительная улыбка», «злой и угрюмый вид», - читаем мы в записках светской красавицы. «Скучен и угрюм», - вторит другая. «Высокомерен», «едок», «заносчив» - это из отзывов лиц, принадлежавших к великосветскому обществу. А человек из другого круга - кавказский офицер А. Есаков, бывший еще безусым в пору, когда познакомился с Лермонтовым, - вспоминает: «Он школьничал со мною до пределов возможного, а когда замечал, что теряю терпение (что, впрочем, недолго заставляло себя ждать), он, бывало, ласковым словом, добрым взглядом или поцелуем тотчас уймет мой пыл».

Лермонтов терпеть не мог рисоваться и, как пишет один из его современников, имевший случай беседовать с людьми, хорошо его знавшими, был истинно предан малому числу своих друзей, а в обращении с ними полон женской деликатности и юношеской горячности. «Оттого-то до сих пор в отдаленных краях России вы еще встретите людей, которые говорят о нем со слезами на глазах и хранят вещи, ему принадлежавшие, более, чем драгоценность». Эти строки взяты из журнальной статьи писателя А.В. Дружинина, высоко ценившего поэзию Лермонтова.

Чем усерднее вчитываемся мы в дошедшие до нас строки воспоминаний, тем более убеждаемся, что Лермонтов действительно был разным и непохожим - среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражении и в петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке. Это можно сказать про каждого, но у Лермонтова грани характера были очерчены особенно резко, и мало кто возбуждал о себе столько разноречивых толков. Одни воспоминания о нем надобно читать, понимая буквально, другие - угадывая в описаниях, казалось бы, объективных, бессильную злобу и стремление дискредитировать если

не поэзию, то хотя бы поэта - человека иного образа мыслей и нравственных представлений, разрушавшего общепринятую условность и весь этикет лицемерного великосветского общества и поставившего себе целью «говорить одну только беспощадную правду». Такие мемуары приходятся читать, угадывая под личиной беспристрастных свидетелей непримиримых врагов.

Н.П. Раевский, офицер, встречавший Лермонтова в кругу пятигорской молодежи летом 1841 года, рассказывал: «Любили мы его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый, придирчивый характер. Ну, так это неправда; знать только нужно было, с какой стороны подойти... Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам был прост и ласков».

«Он был вообще любим в кругу своих знакомых в гвардии и в петербургских салонах». Это прямо противоположное утверждение принадлежит князю Васильчикову, секунданту на последней - роковой - дуэли с Мартыновым.

«Все плакали, как малые дети», - рассказывал тот же Раевский, вспоминая час, когда тело поэта было доставлено в Пятигорск.

«Вы думаете, все тогда плакали? - с раздражением говорил много лет спустя священник Эрастов, отказавшийся хоронить Лермонтова. - ...Все радовались».

И сколько ни будете читать воспоминаний о Лермонтове, более, чем о поэте, они будут говорить вам об отношении к нему мемуаристов. Кому из них верить?

Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это - его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть! Читая лирические стихи и бурные романтические поэмы, трагический «Маскарад» и одну из самых удивительных книг во всей мировой литературе - «Герой нашего времени», мы невольно вспоминаем, что сказал Пушкин о Байроне: «Он исповедался в своих стихах невольно, увлеченный восторгом поэзии».

Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.

В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, он рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было. Но Лермонтов сообщал им собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей. Таковы Фернандо, Юрий Волин, Владимир Арбенин в юношеских трагедиях, Измаил-бей, Арсений... И Демон мыслит и клянется, как Лермонтов. Таков и герой «Маскарада» - Евгений Арбенин.

В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, - ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над Арбениным, он все равно возвышается над толпой, и толпа не смеет судить его. «Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет, - писал Белинский, обращаясь к критикам лермонтовского Печорина - В самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него: ему другое назначение, другой путь, чем вам...».

Еще при жизни Лермонтова консервативная критика объявила его талант собирательным, заключающим в себе отголоски различных влияний, отказывала ему в оригинальности. В противовес этому прогрессивная критика и широкая публика вслед за В.Г. Белинским и Н.Г. Чернышевским восприняли поэзию Лермонтова как явление глубоко самобытное. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.