Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 24. Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания

Цели: развивать навыки анализа текста, характеристики героев; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте.

Методические приемы: работа по составлению цитатного плана; лекция учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа, работа в группах.

Оборудование: репродукции картин И. Айвазовского, О. Кипренского; фрагменты произведений композиторов-романтиков; иллюстрации к поэме.

Эпиграф:

«... что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» (В.Г. Белинский)

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Рассказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника».

2. Примерный цитатный план:

1) «Немного лет тому назад... / Был монастырь...»

2) «Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез...»

3) «Но после к плену он привык...»

4) «Как вдруг однажды он исчез...»

5) «Его в степи без чувств нашли...»

6) «И близок стал его конец...»

7) «Таких две жизни за одну, / Но только полную тревог, / Я променял бы, если б мог...»

8) «И я, как жил, в земле чужой / Умру рабом и сиротой».

9) «И стало в памяти моей / Прошедшее ясней, ясней...»

10) «И вспомнил я отцовский дом...»

11) «Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей».

12) «Кругом меня цвел Божий сад...»

13) «Грузинка узкою тропой / Сходила к берегу».

14) «Пустыни вечный гость - / Могучий барс».

15) «Бой закипел, смертельный бой!»

16) «.. .понять / Не мог я долго, что опять / Вернулся я к тюрьме моей...»

17) «Меня томил / Предсмертный бред».

18) «Так я найден и поднят был...»

19) «Прощай, отец... дай руку мне...»

20) «Оттуда виден и Кавказ!»

II. Образ главного героя поэмы

1. Слово учителя.

Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре - послушание. Принявший монашеский обет оказывался навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.

Для героя монастырь - символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив («Без жалоб он // Томился, даже слабый стон // Из детских губ не вылетал...»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества ни тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

2. Беседа по вопросам.

Прежде всего обращает на себя внимание необычность названия поэмы. «Мцыри» в переводе с грузинского - неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.

- Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя? (Обсуждение.)

Мцыри - «естественный человек», живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.

В основе сюжета - реальная история о горском мальчике, привезенном в монастырь русским офицером и остававшемся в нем до конца своих дней. Лермонтов изменил концовку рассказа о судьбе монаха.

- Почему Лермонтов изменил концовку истории?

- Почему читателю остается неизвестным имя героя?

- Только ли в монастыре Мцыри чувствовал себя чужаком?

- Как можно объяснить его слова: «И смутно понял я тогда, / Что мне на родину следа не проложить уж никогда»?

- Как эти слова объясняет автор?

- Какова была цель побега? Что значит, для Мцыри быть свободным? Подберите цитаты для ответа на вопросы. (Цитаты:

а) ...Мою пылающую грудь //Прижать с тоской к груди другой, //Хоть незнакомой, но родной.

б) Давным-давно задумал я // Взглянуть на дальние поля, // Узнать, прекрасна ли земля, // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы.

в) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, // Я променял бы, если б мог.

г) ...Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе.)

Представления о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным - значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать «из семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых ближних и родных,

Про волю дикую степей,

Про легких, бешеных коней,

Про битвы чудные меж скал...

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».)

- Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

- Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему? (Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как о них говорит. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с монотонностью монастырского существования. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.)

- Почему погиб Мцыри?

- Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек не земле? (Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! - такое смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог - гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы.)

III. Лекция учителя о романтизме

Романтизм - художественное направление в литературе, выражающее идею разлада мечты, идеала и действительности.

В русской литературе романтизм получил признание после Отечественной войны 1812 года.

В 20-30-е годы XIX века само слово «романтизм» будоражило умы людей, делало одних непримиримыми врагами, других - друзьями и соратниками на всю жизнь. Критик Белинский так описал литературную ситуацию того времени: «Классицизм и романтизм - вот два слова, коими огласился Пушкинский период нашей словесности; вот два слова... с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах и в гостиных, и на площадях и на улицах!»

Слово «романтизм» стало своеобразным паролем тех, кто не признавал никаких художественных авторитетов, никаких стилистических делений на «низкий», «средний» и «высокий» слоги, никакой назидательности. Романтиками зачастую называли последователей Карамзина, утверждавших, что самое ценное - это человеческая личность, и создавших героев сильных, смелых, активных, благородных, воодушевленных одной великой целью, готовых на любые жертвы ради ее осуществления.

Мир, в котором живут романтические герои, далек от серых будней. Это экзотические страны, славное прошлое, реальное или созданное народной фантазией. Под стать и пейзаж: море, горы - символы величия, свободы, непокорности.

Писатели-романтики старались быть необычными во всем: в выборе героев, ярких, незаурядных, в построении сюжета, как правило, запутанного, окутанного дымкой таинственности, в языке и стиле своих произведений. Их волновала судьба отечества, интересовал фольклор, памятники литературы (в конце XVIII века было найдено «Слово о полку Игореве»), история родины.

Романтизм расцвел и в других видах искусства: в музыке (В. Береговский, А. Рубинштейн), в живописи (О. Кипренский, И. Айвазовский).

Появившись, романтизм уже никогда не сходил с литературной сцены, то затихая, то вновь громко заявляя о себе.

IV. Способы создания образа Мцыри

1. Особенности «Мцыри» как романтической поэмы.

- Где происходит действие поэмы? (На Кавказе, среди вольной и мощной Кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре. Так создается контраст, обозначается конфликт.)

- Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении? (Природа родственна герою, и зов свободы оказывается непреодолимым: песню о любви ему поет рыбка, «как брат», он готов обняться с бурей, «как зверь», он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря: «Мцыри убегает в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас, //Когда, столпясь при алтаре, //Вы ниц лежали на земле».)

Сюжет поэмы кажется привычным для романтических произведений - герой, искатель свободы, бежит из мира неволи. Мы встретимся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С. Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пленник и Алеко рвут связи со своим привычным окружением и уходят в чужой, экзотический мир вольности (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственного навязанного ему мира в мир родной, естественный.

- Почему поэт, по-вашему, изменяет традиционную ситуацию? (Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту о герое, гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означают одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь - таково кредо поэта.)

2. Роль пейзажа.

Пейзаж в поэме играет существенную роль: он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри.

- Перечитайте описание утра из 11 главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

Читаем текст от слов «Кругом меня цвел божий сад...» до слов «Я в нем глазами и душой // Тонул...»

Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет ее фантастическими незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». В синеве и чистоте небес герой готов видеть «ангела полета». Поэтически возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты, на «несколько минут // Между крутых и темных скал».

- Перечитайте отрывок из 6-й главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. (Читаем 6-ю главу.)

Это романтический пейзаж: каждая его деталь необыкновенна, экзотична, принадлежит не только реальности («пышные поля... холмы... груды темных скал»), но и области мечты, фантазии, божественному («горные хребты, причудливые, как мечты», «курилися, как алтари»; «сквозь туман, // В снегах, горящих, как алмаз, // Седой, незыблемый Кавказ...», «тайный голос».

V. Анализ художественных приемов

1. Обсуждение вопроса.

- Какие художественные средства использовал М.Ю. Лермонтов в описании пейзажа?

В описании пейзажа широко использованы эпитеты (пышные поля, свежею толпой, объятья каменные, тайный ночлег,), метафоры (венцом дерев, груды скал), олицетворения (думы скал; седой Кавказ); сравнения (деревья, как братья в пляске круговой; в снегах, горящих, как алмаз; горные хребты, причудливые, как мечты; курилися, как алтари, их выси; облака, как будто белый караван залетных птиц).

Зрительные впечатления, возникающие у читателя благодаря этим художественным средствам, усиливаются звуковыми. Аллитерации на шипящие передают шум леса (пышные, разросшихся, шумящих, свежею), раскатистые «р» подчеркивают мощь скал и грохот перекатывающихся и падающих камней (груды, горные хребты, курилися, как алтари), мягкие сонорные «л» обозначают легкость и нежность мечтаний (залетных, дальних, вдали, легко).

2. Работа в группах.

Задание: найти примеры использования художественных средств и объяснить их роль в создании образа героя.

Примечание: можно закрепить за каждой группой поиск одного из художественных средств или проанализировать с этой точки зрения главы поэмы.

Примеры:

Эпитеты: «Но юность вольная сильна, // И смерть казалась не страшна!»

Гиперболы: «О, я как брат // Обняться с бурей был бы рад! // Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил...».

Метафоры, олицетворения: «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли...»

Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей // И полз и прятался, как змей». И т. д.

VI. Анализ эпизодов

Задание группам - проанализировать эпизоды:

а) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.

б) Встреча с грузинкой.

в) Бой с барсом.

VII. Беседа

Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой»; общение с природой принесло радость (ему «было весело вздохнуть...ночную свежесть тех лесов»); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом - жизнь!.. «Что делал я на воле? // Жил».

- Что значит жить для героя? (Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное - испытывать блаженство «вольности святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.)

- Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе? (На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. Несли в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрывается в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри - любовь к родине - делает его целеустремленным и твердым. Он отказывается от возможного счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается пробиться через лес ради цели - «пройти в родимую страну». Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.

Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянном порыве Мцыри предстает не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.)

- Почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки?

- Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?

- Почему Мцыри сразился с барсом? Ведь он мог свободно уйти, пока, барс его не почуял.

- Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадежности? (Истоки трагедии Мцыри - в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, наложили на него свою печать, сделав «цветком темничным», и обусловили гибель героя. Его последнее желание - быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у читателя гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.)

Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри».

2. Прочитать статьи учебника (с. 240-243); ответить на вопросы (с. 243-244).

Дополнительный материал

«Мцыри» как романтическая поэма*

* Из книги О.П. Монаховой, М.В. Малхазовой «Русская литература XIX века».

Поэма 1839 года «Мцыри» - одно из главных, программных произведений Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, с природой, темой Земли и Неба.

В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация: бегство из неволи. Эта тема пронизывает все творчество Лермонтова: и лирический герой большинства его стихотворения, и герои многих его эпических и драматических произведений несут на себе печать беглеца. Особое место среди этих героев занимают образы беглого монаха («Исповедь») и пленника монастырской тюрьмы («Боярин Орша»).

Образ монастыря как тюрьмы всегда занимал поэта. В контексте его философских исканий важнейшее место занимает тема монашеской схимы, добровольного и сознательного ухода от мира в сферу абсолютного добра. Этому добровольному отказу от жизни в миру в лермонтовском творчестве противостоит тема заточения героя в монастырь, попытка общества во имя высоких идей совершить насилие над личностью. В конечном итоге мысль поэта концентрируется на важнейшем аспекте бытия: на проблеме свободы выбора.

Образ беглого монаха сам по себе носил «отрицательный» заряд: он символизировал человека, предавшего веру и святое служение Богу. Лермонтов принципиально отказывается ставить знак равенства между монастырем и верой. Для Мцыри бегство из монашеской кельи вовсе не означает безверие; это яростный и бескомпромиссный протест против оков, наложенных на него обществом. Человек должен сам выбрать свой путь - таково кредо автора. Нет Бога вне свободного выбора личности, нет святости в пути, который человека заставили избрать.

«Мцыри» - апофеоз лермонтовского романизма. Герой - могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросившая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри превыше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»:

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял, бы если б смог.

Романтический мотив единения человека со стихией у Лермонтова многократно усилен: душа Мцыри стремится к слиянию с родной стихией. Эта духовная связь с родиной - главная черта Мцыри, определяющая весь образ героя. Он несет родину в себе, в собственной душе - и на чужбине ему заведомо нет жизни. Лермонтов создает образ героя, неотделимого от своего отечества, жертвующего жизнью и вечным блаженством ради мгновения слияний с родиной:

Увы! - за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял...

Свобода для Мцыри - высшее благо, главная ценность жизни. Время в монастыре было лишь цепочкой томительных часов, сплетающихся в дни, годы... Три дня воли стали истинной жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили Мцыри узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, ожила в его памяти родина:

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул...

Увидел «как живые» лица родителей, сестер, односельчан...

Мцыри затри дня прожил всю жизнь: он был ребенком в родительском доме, нежно любимым сыном и братом; он был воином и охотником, борясь с барсом; был робким влюбленным юношей, в полном восторге на глядевшем на «деву гор». Он был во всем истинным сыном своего земли и своего народа:

... да, рука судьбы

Меня вела иным путем...

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

В образе Мцыри все романтические черты призваны усилить, довести до высшего накала ощущения трагедии несостоявшейся жизни героя, его несбывшейся судьбы. Ведь у героя поэмы нет даже имени - он лишен всего: родины, отчего дома, близких и даже собственного лица. Все в мире стремится лишить Мцыри воли, уничтожить его индивидуальность - и только зов родины, врожденное стремление к свободе может он противопоставить враждебному миру. И ценою жизни одерживает победу.

Образ Мцыри - героя, не мыслящего себя вне активной жизни, вне деяний и порывов, самой сутью своей противостоит «позорноравнодушному» поколению «смиренных рабов».

Особенности романтизма Лермонтова (тезисы)

Лермонтовский романтизм не был уходом от современности, а напротив, означал жажду ее изменения и являлся выражением передовых идеалов времени.

Пафосом романтических поэм Лермонтова («Мцыри») было утверждение необходимости свободы для человека и отрицанием рабства и смирения.

В центре поэмы «Мцыри» не разочарованный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни. Для него характерно не мрачное человеконенавистничество или презрение к людям, а страстное стремление к слиянию с теми, кого он считает родным себе по духу.

Поэт воспевает не столько самого героя, сколько его идеалы. Ценность романтического героя определяется для автора характером и направленностью его протеста и мечты.

И характер героя, и обстановка действия, являлись неисключительными, в то же время художественно правдивы и мотивированны.

Конкретность и правдивость их не снимает романтической природы поэмы, которой присущи эмоциональная сила, высокий лиризм, яркость и приподнятость тона.

Романтизм Лермонтова, сложившийся под воздействием лучших традиций романтического творчества Пушкина, Байрона, Рылеева и других, открыл новую страницу в истории мировой романтической литературы, оказав, несомненно, влияние на следующие поколения русских писателей и поэтов, в частности, на Горького: герои его романтических рассказов и песен по духу близки лермонтовскому Мцыри.