Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 25. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»

Цели: развивать навыки выразительного чтения, анализа текста; учить работать с критической литературой; учить писать сочинение.

Методические приемы: объяснения учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, работа с критической литературой.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри» (два-три человека).

2. Беседа по вопросам учебника (с. 243-244).

3. Пересказ статей учебника «Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики»; «Романтически-условный историзм М.Ю. Лермонтова».

II. Работа с критической литературой

1. Слово учителя о значении поэмы.

Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. В конкретных исторических условиях 30-х годов такой вызов звучал как смелый вызов смирившимся современникам, так как чувства и переживания Мцыри - это чувства и переживания самого поэта. Поэма Лермонтова ставила пред читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии, он звал увидеть и почувствовать красоту подвига. Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какою она открывалась Мцыри, когда он вырвался из «келий душных». Появление поэмы в условии реакции говорило о решительном протесте Лермонтова и других передовых людей того времени против условий жизни, созданных в России.

Монастырь, где томился Мцыри, воспринимался как символ России времен Николая I.

Поэму многие заучивали наизусть. Близко стоявшие к Лермонтову люди, как А.П. Хан-Гирей и А.Н. Муравьев, лично знавшие творческую историю поэмы «Мцыри», признавали, что никогда никакое произведение не производило на них столь сильного впечатления, как «Мцыри».

Сильно увлекся поэмой В.Г. Белинский. Мцыри, по его словам, стал «любимым идеалом автора», это герой, наиболее ярко воплотивший романтические черты других персонажей Лермонтова.

2. Выполнение заданий.

- Найдите в статье В.Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова» строки, в которых критик говорит о языке поэмы. («Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров - что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму».)

- Каким размером, с помощью каких рифм, написана поэма и как это влияет на характер стихотворной речи? (Поэма написана четырехстопным ямбом. Рифмы только мужские. Это помогает передать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придает мужественность, чеканность, красоту стихам.)

Справка:

Ямб - двусложная стропа с ударением на втором слоге / —1 /.

- Найдите в статье В.Г. Белинского строки, в которых он пишет о размере поэмы. («Это четырехстопный ямб с одним мужскими окончаниями... звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей и трагическим положением героя поэмы».)

- Сравните высказывание И. Андронникова о М.Ю. Лермонтове с высказыванием В.Г. Белинского о Мцыри. Обоснуйте свое мнение.

«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строго, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным и беспощадным умом...» (И. Андронников.)

«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности». (В.Г Белинский.)

III. Обсуждение темы сочинения

1. Слово учителя.

Сочинения-характеристики - наиболее распространенный вид работы. Известно, что литература отражает действительность в художественных образах. В центре литературного произведения почти всегда стоит человек - мыслящий, чувствующий, тесно связанный с окружающим его миром. Образ выражает определенную идею, придающую ему обобщающий смысл и типизирующее значение.

Наиболее полным бывает сочинение, в котором анализируются приемы построения образа (персонажа): в процессе анализа, опираясь на художественный текст, автор сочинения раскрывает существенные черты героя, прибегая при этом и к описанию, и к рассуждению, и к повествованию. Свои суждения нужно строить, идя от фактов, эпизодов, доводов к обобщенным выводам, к установлению внутренней связи между всеми качествами героя, их взаимообусловленности.

В сочинении-характеристике литературного героя необходимо показать жизненные обстоятельства и условия, в которых он формировался как представитель определенной среды, как личность. Социальная характеристика персонажа включает в себя рассмотрение его взглядов, убеждений, идеалов, нравственных принципов. Все эти и другие качества проявляются в словах и делах человека, в его поступках, действиях, в конфликтных ситуациях, в отношении к другим людям, в высказываниях о нем других персонажей.

Очень важно проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выявить идейный смысл образа (что в нем утверждается или отрицается), а также отношение автора к герою. Существенная сторона характеристики - речь персонажа, в которой проявляется его неповторимая индивидуальность. Характер героя раскрывается особенно отчетливо через монолог или несобственно-прямую речь (от второго и третьего лица).

Следует также проанализировать другие способы художественной обрисовки и приемы создания образа (портрет, пейзажи, деталь, изобразительно-выразительные средства).

Немаловажное значение для полноты характеристики имеет оценка героя в критике.

Единого подхода к анализу образа литературного героя не может быть, так как приемы создания художественных образов у писателей различны. Они зависят от задач, которые ставит перед собой писатель.

2. Составление плана характеристики Мцыри и его обсуждение.

I. Вступление. Поиски Лермонтовым идеального героя-борца.

II. Основная часть. Мцыри как романтический герой.

1. Прошлое героя.

2. Монастырь как символ неволи.

3. Основные черты характера юноши, которые проявляются:

а) в окружающей обстановке; в картинах природы;

б) в исповеди-монологе;

в) через цепь поступков;

г) через художественные средства;

д) через эпиграф.

4. Внутренний мир героя; его мечты о свободе, о родине, о доме.

5. Авторское отношение к персонажу.

6. Белинский о Мцыри.

7. Чем мне близок Мцыри?

III. Какая общественная проблема привела автора к созданию подобного образа?

IV. Написание вступительной части работы и ее обсуждение Пример вступления:

«Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.

V. Тест (см. приложение)

Ключ к тесту: 1 - б; 2 - а; 3 - в; 4 - б; 5 - в; 6 -б, в; 7 - а, в, д; 8 - г; 9 - г; 10 - в; 11 - г; 12 - а, б, г; 13 - в.

VI. Итог урока

Вывод, сделанный В. Коровиным:

«Мятежный и страдающий романтический герой прославляет действительность, открывающую перед ним высокую цель и предоставляющую необозримые возможности для героической деятельности. Трагическая потерянность героя, который заблудился в поисках родины, не обесценивает ни смысла цели, ни значения поисков, а выражает реальное сознание лермонтовского поколения». Домашнее задание

Написать сочинение-характеристику по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».