Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 3. Исторические народные песни. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

Цели: раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий; сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора.

Методические приемы: беседа по вопросам, объяснение учителя, выразительное чтение, элементы сопоставительного анализа текстов.

Оборудование: репродукция картины В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Ответы на вопросы учебника и пособия «Читаем, думаем, спорим» о народной песне, исполнение самостоятельно придуманных частушек, представление иллюстраций к народным песням.

II. Изучение темы «Исторические песни и предания»

1. Слово учителя.

Мы ознакомимся сегодня с произведениями устного народного творчества, близкими по тематике, но различающимися по жанровым признакам; сопоставим исторические песни и предания, посвященные конкретным историческим личностям - Пугачеву и Ермаку.

Предание - жанр устной несказочной прозы, рассказ об исторических лицах, событиях, отражающий восприятие их современниками.

Вспомним, что признаком жанра исторической песни тоже является рассказ об определенных исторических лицах и событиях, в этих песнях тоже выражено отношение к ним народа.

В чем же различие этих жанров?

Сопоставив тексты исторических песен и преданий, попробуем ответить на этот вопрос.

2. Выразительное чтение исторических песен о Пугачеве (с. 9-10) и предания о Пугачеве (с. 12).

3. Беседа.

- Что вы знаете о Пугачеве, о восстании под его предводительством?

- Что вы узнали нового о Пугачеве из предания?

- Каким народ представляет себе Пугачева?

- Что общего в исторических песнях и предании о Пугачеве? (Общий герой, общее отношение к нему и событиям, связанным с его именем, как к реально существовавшим.)

- В чем вы заметили разницу между исторической песней и преданием о Пугачеве? (Предание «О Пугачеве» напоминает обычный бытовой рассказ, он лишен ритма, присущего народной песне, включает диалоги. Предание, скорее всего, более вариативно: при передаче его из уст в уста, из поколения в поколение произошло столько дополнений и изменений текста, что потеряна логика событий, предание представляет собой набор отрывочных и часто противоречащих друг другу сведений.)

- Каковы различия в художественных особенностях жанров исторической песни и предания о Пугачеве?

Ответ. Исторические песни о Пугачеве близки по форме к лирическим песням, так как они ритмичны, напевны, хотя в них отсутствует рифма, в стихах (строках) разное количество слогов и ударений. Встречаются образы, присущие лирической песне: «добрый молодец», «родный батюшка», «сироты горемычны», постоянные эпитеты: «лес темный», «садик зеленый», «добрый молодец», «родный батюшка», «красное солнышко», «сироты горемычны», «крепку думушку»; повторы, анафоры (одинаковое начало строк), ряды синонимов: «Выше леса темного, / Выше садика зеленого», «Кандалы мои, кандалики, / Кандалы мои тяжелые», «Как во темнице, во тюремнице». Характерен для лирической песни и параллелизм: Пугачев умер - «красное солнышко закатилось».

В песнях явно выражено народное сочувствие Пугачеву, сострадание. Это заметно и по множеству уменьшительных суффиксов: «звездочка», «садик», «кандалики», «тятенька», «маменька», и по обилию обращений, и по оценочной лексике: «добрый молодец», «походы удалые», «житье свободное», «народный заступник», «родный батюшка», «красное солнышко», «сироты горемычны». Пугачев изображается в песне как народный заступник, который отстаивал интересы народа, думал о нем и за него.

Песня «Пугачев казнен» напоминает жанр плача, включает типичные для этого жанра устойчивые выражения: «На кого ты нас покинул?», «Некому за нас заступиться».

Из художественных особенностей предания можно отметить наличие диалогов, сочетание реалистичных деталей с полусказочными образами: «итальянская барышня», «княгиня», «оборотни казаки». Лексика предания приземленная: «сошелся», «скинула», «выпивка», «водка», «набегался», «народился». Для предания характерны обороты разговорной речи, разговорные частицы: «Пугачев-то был-то был», «в конце-то концов», «ну вот», «мол». Достоверность предания прямо подчеркивается: «Это все точно было».

- Есть ли сходство исторических песен и предания о Пугачеве с другими жанрами устного народного творчества? (Исторические песни имеют общее с былинами: отсутствие рифмы, речитативный стих, в котором разное количество слогов и ударений. Как и былина, песни исполняются напевной речью. Повторы, постоянные эпитеты, параллелизм тоже присущи былинам. Предание напоминает о жанрах легенды и сказки сочетанием реального и вымышленного.)

III. Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» и беседа

- К эпохе чьего царствования относится это предание?

- Как проявляется в предании отношение народа к Ермаку?

- Внимательно посмотрите на репродукцию картины В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изобразил художник Суриков?

- Есть ли отличие в изображении Ермака в предании и в исторической справке? Если да, то в чем? Приведите примеры из текста.

- Какой из текстов преданий вам понравился? Какими народ представлял себе Пугачева и Ермака?

- Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.

IV. Работа с пособием «Читаем, думаем, спорим...»

1. Чтение преданий «Петр и плотник», «Царь Петр и солдат».

2. Беседа по вопросам с. 13 («Продолжаем знакомиться с преданиями...»).

Домашнее задание

1. Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику.

2. Выполнить задания раздела «Проверьте себя...» пособия «Читаем, думаем, спорим...» (с. 13).

3. Прочитать статью учебника «Из древнерусской литературы» (с. 17-18), ответить на вопросы.