Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 31. Особенности историзма И.С. Тургенева. Повесть «Ася»

Цели: расширить знания учеников о личности и взглядах И.С. Тургенева; показать связь его творчества с историей; углубить понятие о русском национальном характере; совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Методические приемы: объяснение учителя, работа с учебником, повторение изученного, выразительное чтение, комментированное чтение, элементы анализа художественного текста.

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, издания его произведений; аудиозапись романсов на стихи Тургенева.

Эпиграф:

«У счастья нет завтрашнего дня... У него есть настоящее - и то не день - а мгновенье». (И.С. Тургенев)

Любовь, любовь - загадочное слово.

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем старо ты или ново?

Томленье духа ты или благодать?

Ход урока

I. Слово учителя об И.С. Тургеневе

Интерес к литературному творчеству формируется у Тургенева ещё в детстве. Образование будущий писатель получал сначала в Московском, затем в Петербургском университетах, продолжил учиться в Германии. Первый большой литературный опыт - не опубликованная при жизни автора драматическая поэма (1834), тогда же были напечатаны в «Современнике» два стихотворения Тургенева.

По возвращении из-за границы Тургенев, начав службу в Министерстве, бросает её и целиком отдаётся литературному творчеству. Раннее творчество - это стихотворения, поэмы, несколько повестей и пьес. В конце 40-х годов Тургенев был уже довольно известным писателем. Его всегда интересовала история, современный ему исторический процесс. Он чутко улавливал настроения общества, реагировал на изменения, происходящие буквально на глазах.

Мы обычно не задумываемся над тем, что ежеминутно участвуем в истории, нам нужно довольно продолжительное время, чтобы осознать события, дать им оценку, иногда и вовсе не думаем об этом. На самом же деле никто не может уклониться от исторического потока. Каждый человек в большей или меньшей степени творит историю, выражает своей жизнью, своими поступками, настроениями общие исторические процессы и в то же время зависит от истории.

Тургенев умел видеть, чувствовать в незначительных, на первый взгляд, событиях выражение хода истории. Настоящий успех пришёл к писателю вместе с публикацией рассказов «Записки охотника». Он сделал героями своих очерков русских мужиков, крепостных. Менее незначительных героев трудно было вообразить. Вспомним рассказ «Бежин луг», где героями выступают деревенские мальчишки. Что же тут исторического, если оставить в стороне каламбур: мальчики у костра рассказывали охотнику свои фантастические истории?

Дело в том, как изобразил Тургенев своих героев. Он описал их с уважением, с любовью, с интересом к личности каждого, изобразил разнообразные характеры. А ведь это было во времена крепостного права, когда мужиков не считали за людей; человека могли продать, женить или выдать замуж без его согласия (вспомним «Муму»), отдать в солдаты, наконец, проиграть в карты. В обществе зрело понимание безнравственности, дикости такого положения. Тургенев выразил общественные настроения ясно и отчетливо. Он показал, что мужик - человек, что в народе скрываются богатейшие возможности, дарования, что освобождение от крепостной зависимости даст этим дарованиям развиться, что стыдно России держать собственный народ в рабстве.

Произведения Тургенева, безусловно, влияли на умонастроения современников писателя, сыграли не последнюю роль в отмене узаконенного рабства в России.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «И.С. Тургенев»

(с. 347-348)

Опираемся на вопросы и задания с. 348.

III. Вводная беседа

- Повесть «Ася» посвящена любви. Какое отношение, в таком случае, это произведение имеет к историзму Тургенева?

IV. Прослушивание романса на стихи И.С. Тургенева «Утро туманное...»

V. Выразительное чтение I главы и обсуждение

(Читает учитель.)

- От чьего имени ведется повествование? Какое значение это имеет? (Повествование идет от первого лица, от лица пожилого человека, вспоминающего свою молодость. Рассказ от имени героя-повествователя придает повести искренность, достоверность.)

- Как проявляет себя в повествовании автор? (Слов автора практически нет, кроме вставки «начал Н.Н.», обозначающей героя. Авторское отношение проявляется в другом: в сюжете, в изображении характеров, чувств, мыслей, переживаний героев.)

- Где и когда происходит действие? (Основное действие происходит в Германии, в маленьком городке на Рейне. Герой, русский человек, оказывается в чужой стране, в некоторой изоляции. Автор помещает героев в чуждую им среду, с тем чтобы яснее выявить их характеры.

Время действия можно определить довольно точно. Герой говорит, что ему было «лет двадцать пять», что рассказывает он о событиях, произошедших «лет двадцать тому назад». Повесть написана в 1857году, Тургенев пишет преимущественно о современности. Значит, действие повести относится примерно к 1837 году. Речь идет о лермонтовском поколении, эпохе безвременья, эпохе длительной реакции после общественного подъема Отечественной войны 1812 года, времени разочарования, безверия, ощущения бесцельности жизни.)

- Как вы понимаете слова «я жил без оглядки...»? (Герой «здоров, молод, весел», богат, беззаботен — кажется, что еще надо для счастья? Он и сам говорит: «процветал». Но это слово приобретает иронический оттенок. Тургенев обыгрывает значение слова «процветал»: «Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя». Это суждение уже не живущего «без оглядки», по-мудревшего человека.)

- Какова была цель путешествий молодого человека? (Герой «путешествовал без всякой цели, без плана», ему захотелось «просто... посмотреть на мир Божий», его «занимали исключительно одни люди», «живые человеческие лица», он любил «толпу»: «мне было весело идти, куда шли другие, кричать, когда другие кричали...» Повествователь говорит о бесцельном любопытстве молодости без осуждения, но с долей иронии, сожаления.)

- Что привело героя в маленький городок 3.? (Герой был влюблен, как это свойственно молодости. Он искал уединения, чтобы залечить «сердечные раны».)

- Можем ли мы судить о том, была ли это настоящая любовь, настоящие страдания? (Рассказчик выбирает намеренно напыщенные, стандартные выражения для описания своих чувств: «был поражен в сердце», «жестоко уязвила», «коварная вдова», «рана сердца». Это говорит о поверхностности, неискренности чувств. Желание любви было больше самой любви. О переживаниях, тоже несколько искусственных, пишется с иронией: «я почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству».)

- Дайте комментарий к пейзажным зарисовкам 1-й главы. (Вечерний пейзаж показывает истинные чувства, жизнь души героя. Он написан взволнованно, искренне. Романтические приметы и слова: луна, готическая колокольня, виноградные лозы, таинственно - сочетаются с реалистическими деталями и замечаниями: свисток ночного сторожа, добродушная собака, «немец бережлив!». Пейзажная зарисовка пронизана «тихо душу волнующим светом». Важную роль играет цвет: «Петух на высокой готической колокольне блестел бледным золотом, таким же золотом переливались струйки по черному глянцу речки». О контрасте бледного золота и черного глянца напомнит нам описание глаз Аси. Звукопись довершает картину таинственности, умиротворения и в то же время взволнованности. Аллитерации на «л» создают впечатление мягкости, ласки: «А воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко...»

Описание пейзажа подводит к слову, которое возникает само собой, значения которого герой еще не понимает, но которое является ключевым: «Гретхен». Это символ любви, верности, молодости, красоты. Душа героя жива, жаждет счастья, предчувствует его. Но это пока «не то восклицание, не то вопрос».

За первой пейзажной зарисовкой сразу следует вторая. Здесь важен образ мадонны, намек на образ Аси: «Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами, печально выглядывала из... ветвей». Гретхен, мадонна-знаки настоящей любви, противовес надуманным любовным страданиям героя по «коварной вдове».

В описании пейзажа применен прием психологического параллелизма: состояние природы соответствует состоянию души героя.)

- Каково значение звуков музыки? (Музыка нарушает умиротворение. Характер звуков подсказывает лексика: «контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко».)

Домашнее задание

1. Озаглавить главы повести.

2. Ответить на вопросы раздела учебника «Будьте внимательны к слову...» (с. 397).

3. Задания по группам: подготовить материал к характеристикам героев. 1-я группа - характеристика Аси; 2-я - господина Н.Н.;

3-я - Гагина.

Дополнительный материал

Из биографии Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле 12 октября 1818 года и детские годы провел в орловском поместье матери, Варвары Петровны, в селе Спасском. В поместье царил деспотичный, жестокий произвол его суровой хозяйки, беспощадной со своими крепостными и слугами. Именно здесь, добрый и мягкий от природы, Иван Сергеевич научился ненавидеть крепостничество и после смерти матери многих ее слуг отпустил на волю.

Здесь же он, в окружающих его лесах и лугах, учился любить простую русскую природу. О дорогом ему Спасском Тургенев говорил: «Я провел здесь лучшие годы своей жизни». Он знал каждый уголок своего парка. И рано полюбил охоту, отправляясь с ружьем на берега реки Десны, в леса и болота.

В детские годы Тургенев учился дома и в московских пансионах. Ему легко давались иностранные языки. И в отличие от некоторых дворянских домов в семье Тургеневых хорошо говорили и писали по-русски. В 1827 году семья переехала в Москву. В 1833 году Иван Сергеевич поступил в Московский университет.

Тургенев учился на историко-филологическом факультете, увлекся литературой, зачитывался романтиками: Байроном, Марлинским, Жуковским, преклонялся пред Пушкиным. Живя в столице, Иван Сергеевич интересовался искусством, познакомился с Глинкой, ценил его музыку.

В 1838 году Тургенев отправился «доучиваться в Берлин», как писал позднее. На Родину вернулся в мае 1841 года. В 1842 году Иван Сергеевич поступил на службу в канцелярию Министерства Внутренних Дел, но вскоре разочаровался в этой деятельности и в 1845 году вышел в отставку, посвятив себя литературе.

Обычно летом Тургенев уезжал на родину, в свое имение Спасское-Лутовиново. Это давало ему новые силы для творчества, вдохновляло. Он писал С.Т. Аксакову из деревни, что «стал ближе к народу». В 1852 году Тургенев был месяц под арестом, а потом сослан в Спасское под надзор полиции за статью на смерть Н.В. Гоголя и антикрепостническую направленность первых своих произведений, среди которых были «Записки охотника».

В 40-х годах Тургенев близко сошелся с В.Г. Белинским, высоко оценившим дар молодого писателя, а затем с редакцией первого журнала «Современник».

С 1843 года жизнь И.С. Тургенева была тесно связана с семьей французской певицы Полины Виардо. Он много времени проводит во Франции, в парижском доме и на вилле семьи Виардо. Тургенев был в восторге от голоса и таланта певицы. Он полюбил Полину и сохранил свое глубокое чувство до конца своей жизни.

Живя за границей, Тургенев регулярно приезжал в Россию. Забота о русской литературе была для него главной целью жизни. Он пропагандировал за границей русскую литературу, особенно произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого. А в России Иван Сергеевич, в свою очередь, пропагандировал творчество известных французских писателей, таких, как Мериме, Мопассана, Флобера.

О повестях Тургенева

Имя Тургенева давно и тесно связано с поэтическим и возвышенным чувством любви. А при слове «тургеневские девушки» сразу возникает ряд особенных ассоциаций, если не сказать - видений...

...И там вдали, где роща так туманна,

Где луг едва трепещет над тропой, -

Елена, Лиза, Маша, Марианна,

И Ася, и несчастная Сусанна -

Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,

Создания любви и красоты,

И действенной, и женственной мечты, -

Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,

Он дал им форму, краски и черты.

У Тургенева все - о движениях сердца, о юношеских устремлениях, словом - о кипении жизни, «юной и свежей». Но три эти повести, написанные в разное время и вместе с тем ближе к концу, вернее, ближе к бессмертию - «Ася», «Первая любовь», «Вишневые воды», - стоят особняком, кружатся в одном хороводе. Они - о первой любви.

Как и тургеневская природа, трагически равнодушная и одновременно обольстительно прекрасная, его любовь имеет свою оборотную строну. Радость и восторг первой любви смягчает ее жесткий трагизм. В этих трех повестях автор рассматривает чувство любви как неизбежное подчинение и добровольную зависимость, рок, господствующий над человеком. Тургенев развивает философию любви как силы, подчиняющей себе человека, превращающей его в раба.

Вот Ася. Мы узнаем о «складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами». Но за всеми этими внешними чертами стоит нечто «свое, особенное» - в ее поведении, в ее отношении к людям. Главному герою, господину Н.Н., да и нам, читателям, она кажется существом «непонятным, полузагадочным». Оказывается, она - дочь дворянина и крепостной крестьянки, и именно эта половинчатость положения рождает ее внутреннее беспокойство. Это один из авторских приемов - переход от внешнего (наружность, движение, жесты) к изображению мира своего героя.

Действие повести происходит за границей, в Германии, но как слышны в ней национальные, народные молитвы. Это раскрывается Асиным характером, это заложено в ее плебейском происхождении. Асина предыстория объясняет духовную связь характера героини с этическими основами народной жизни: мать девушки, крепостная горничная, - человек с обостренным чувством собственного достоинства, живущий по строгим нравственным правилам. Чистое, честное сердце героини - прямое наследство ее матери.

Наблюдая за Зинаидой («Первая любовь»), невольно испытываешь обаяние ее прелестной, изменчивой внешности и словно слышишь переливы ее собственного голоса. Изменчива внешность, изменчив характер. Она то задумчива, то хитра, то беспечна, то манерность сменяет простоту. Эту психологическую неустойчивость Тургенев также объясняет условиями жизни Зинаиды: «Неправильное воспитание, странные знакомства и привычки, постоянное присутствие матери, бедность и беспорядок в доме, все, начиная с самой свободы, которою пользовалась молодая девушка, с сознания ее превосходства над окружающими ее людьми, развило в ней какую-то полупрезрительную небрежность и невзыскательность». И в то же время она так же чиста в своих чувствах, как и Ася, так же, как и предыдущая героиня, она не в силах противиться порывам своего сердца.

«Из всех моих женских типов, - сказал однажды Тургенев, - я более всего доволен Зинаидой в «Первой любви». В ней мне удалось представить действительное, живое лицо: кокетку по природе, но кокетку, действительно, привлекательную».

Сложнее с третьей повестью Ивана Сергеевича, также непосредственно посвященной первой любви, сложнее с «Вешними водами» (1871), написанными позднее прочих («Ася» - в 1858 году, «Первая любовь» - в 1890). Можно сказать, что лирическая героиня фантастическим образом здесь раздваивается - на чернокудрого ангела Джему и Марью Николаевну Полозову, русокосую сатану в юбке, этакое порождение греховности и неверия во все нематериальное.

Дитя знойного итальянского солнца Джема, более чем прекрасна. Вот как Тургенев описывает ее встречу с Саниным: «В кондитерскую, с рассыпанными по обнаженным плечам темным кудрями, с протянутыми вперед обнаженными руками, порывисто вбежала девушка лет девятнадцати и, увидев Санина, тотчас бросилась к нему... и повлекла за собою. Не из нежелания повиноваться, а просто от избытка изумления Санин не тотчас же последовал за девушкой - как бы уперся на месте: он в жизни не видывал подобной красавицы».

Марья Николаевна тоже хороша - настоящая степная дива, но не красотой берет она мужчин, а вернее - губит их. Едкий ум - философский склад ума, склад ума философа-материалиста, способность подвергать все сомнению, пробовать на зуб, наслаждаться разумно и в то же время раблезиански жизнью. Чувство Санина к ней - страсть, вернее, не страсть даже, то, что можно назвать похотью, наваждением, мороком, что не длится долго и всегда заканчивается глубоким стыдом и раскаянием - это, собственно, и произошло с Дмитрием Павловичем Саниным в конце концов.

«Вешние воды» можно назвать уходом Тургенева к своим повестям пятидесятых годов. Это возвращение к старым мотивам и идеям - может быть, желание подвести итоги жизни?

В «Вешних водах», как и в «Асе», и в «Первой любви», да и в других произведениях Тургенева основные темы схожи. Это утраченное счастье, которое было так близко и так возможно, это горькое и бесплодное раскаяние.

Многие биографические факты легли в основу трех повестей.

В 1842 году у Тургенева от крепостной крестьянки Авдотьи Ермолаевны родилась внебрачная дочь - Пелагея (Полина впоследствии). Долгое время девочка жила в имении Тургеневых, в Спасском. Положение ее было унизительное и жалкое. Мать Ивана Сергеевича сдала свою внучку на руки одной из крепостных прачек. Дворня называла злорадно Полю «барышней». Маленькая Козетта таскала ведра с водой.

В 1850 году Иван Сергеевич вывез свою дочь в Париж, к Полине Виардо, которая воспитывала затем маленькую Полю вместе со своими детьми. То есть дочь Тургенева получила вполне приличное дворянское воспитание - словом, точь-в-точь история Аси, история ее странной жизни, сотканной из противоречий.

С повестью «Первая любовь», также связаны эпизоды из жизни писателя. В повести, говорил Тургенев, «я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали, а в особенности осуждали за то, что я этого никогда не скрывал. Но я полагаю, что дурного в этом ничего нет. Скрывать там нечего».

Правда, автор сознательно упростил конфликт, произошедший в их семье, ему хотелось написать повесть о переживаниях юного героя, полудетская влюбленность которого пришла в неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.

Итак, с образом отца все ясно, а кто же послужил противником молодого героя Володи? На этот вопрос Тургенев ответил: «Этот мальчик - ваш покорный слуга».

« - Как? И вы так влюблены были?

- Был.

- И с ножом бегали?

- И с ножом бегал».

Зинаида, Зинаида... Долгое время не было известно, кто послужил ее прототипом, трагедия в семье Тургеневых хорошо скрывалась.

После тщательных изысканий литературоведа Ю. Чернова выяснилось, что в своей повести «Первая любовь» автор рассказал о молодой поэтессе Екатерине Шаховской. Это она была той бесстрашной и нежной девушкой, которая чувство любви поставила выше всех условностей света.

Они с матерью действительно снимали дачу возле Нескучного. Встреча с отцом Тургенева... Дальнейшая судьба Екатерины Львовны Шаховской рассказана автором почти с документальной точностью. В сентябре 1835 года, то есть через год после смерти С.Н. Тургенева (отца), она вышла замуж за некоего Владимирова и переехала с мужем в Петербург. Умерла, как указано в некрологе, через «9 месяцев и 11 дней» после свадьбы.

Самое поразительное, что на Волковом кладбище, в Петербурге, неподалеку от места последнего упокоения Тургенева, находилась могила Е.Л. Владимировой, в девичестве княжны Шаховской. На памятнике эпитафия:

Мой друг, как ужасно, как сладко любить!

Весь мир так прекрасен, как лик совершенства.

Кому принадлежат эти пронзительные слова, послужившие последним приветом, - неизвестно...

Одно ясно - перечитывая повесть, думаешь, что все-таки не удалось Тургеневу изобразить «кокетку по природе». Зинаида воспринимается сейчас читателем как натура чистая, ищущая и страстная, одержимая святой неудовлетворенностью, способная на дерзкое самоотречение и протест. Тургеневская девушка...

А что же сам герой?

Мимо него нельзя пройти, он интересен не менее героини.

Господни Н.Н., Володя, Дмитрий Санин. Все они вспоминают свое прошлое, они больны им, ибо ничего нельзя противопоставить прекрасным, мятежным юношеским порывам, ибо нет ничего лучше первой любви и первых надежд, радужных планов и грандиозных обещаний...

К прошедшим временам лечу воспоминаньем...

О дней моих весна, как быстро скрылась ты,

С твоим блаженством и страданьем, - это строки Жуковского из элегии «Вечер».

Главный герой в трех этих повестях - не устроитель своей судьбы. Скорее - разрушитель. Любовь в представлении Тургенева - это стихия, она не подвластна человеку, заставить ее служить своему счастью человек не может. Не сказанное вовремя слово превращает уже почти совсем счастливого человека («Ася») в одинокого бессемейного бобыля.

В «Первой любви» Володя еще менее виновен в своем несчастий. И вообще, в сложившейся ситуации никто не виноват - это силы судьбы, путь рождающегося чувства неведом.

Сложнее с Дмитрием Павловичем Саниным. Это какая-то квинтэссенция необъяснимого, и лишь приемами искусства, словами Тургенева можно определить, что же все-таки произошло. Чистые, высокие, платонические силы любви вступают в противоборство с устремлениями низменными, животно-чувственными. Причем автор показывает, что и чувственность может быть прекрасной и опасной - она может увлечь человека в пропасть.

Сила искусства - прямая помощница и пособница силы любви, потому что искусство неизменно стремится заглянуть «куда-то, куда не следует заглядывать человеку».

Все это с наибольшей силой отразилось в «Вешних водах», которые автобиографичны уже тем, что писались Тургеневым в конце жизни, в Англии, когда обдумывалось и оценивалось все прошлое.

Тургенев чутко слушал жизнь. Он умел видеть ее. Он умел чувствовать. И поэтому так гармонично то, что он написал.