Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 32. Характеристика героев повести И.С. Тургенева «Ася»

Цель: совершенствовать навыки характеристики героя, выразительного чтения, пересказа.

Методические приемы: работа над планом, выразительное чтение, пересказ, беседа по вопросам, элементы анализа художественного текста, комментарии учителя.

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, издания его произведений, иллюстрации к повести «Ася», аудиозапись венских вальсов.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Примерный план повести:

1. В городке 3.

2. Знакомство.

3. На другое утро.

4. День с Гагиными.

5. «Втайне меня тянуло посмотреть, что станет делать Ася».

6. «А все-таки она ему не сестра».

7. Внезапное путешествие.

8. Рассказ Гагина.

9. Прогулка с Асей.

10. «Тревожное оживление мне чудилось повсюду».

11. «Иногда и видишь беду, да спастись нельзя».

12. «Неужели она меня любит?»

13. Записка.

14. Объяснение с Гагиным.

15. Перемена места свидания.

16. Свидание.

17. Досада.

18. Аси нет дома.

19. Поиски.

20. «Завтра!»

21. «Уехали!»

22. «Ни одни глаза не заменили мне тех».

II. Слово учителя

Один из исследователей творчества писателя, П. Анненков, писал, что повести и рассказы И.С. Тургенева объединяет одна черта - в каждой из них есть «психологическая загадка». Нам сегодня и предстоит понять, разгадав эту «психологическую загадку», какими средствами пользуется писатель для того, чтобы открыть тайны душевных переживаний героев; проследить, как знакомство господина Н.Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, которые потом, с годами, хотя и утратили свою остроту, но обрекли героя на судьбу бобыля.

III. Беседа

- Как состоялось знакомство Н.Н. и Аси? (Герой встретились случайно, на студенческой пирушке. Прежде всего возникает голос Аси, лицо ее закрыто от взгляда Н.Н. Знакомиться на улице было не принято, но Гагин с первого взгляда понравился Н.Н. Сыграло роль и то, что герой встретил своих соотечественников.)

- Как герой распознавал русских среди иностранцев? Почему герой «неохотно знакомился с русскими за границей»? (Он узнавал их «по походке, покрою платья, а главное, по выражению лица. Самодовольное и презрительное, часто повелительное, оно вдруг сменялось выражением осторожности и робости... изредка чередуясь с тупым недоуменьем». В этих лицах было что-то рабское, сказывалась привычка унижаться перед вышестоящими и унижать нижестоящих. Вспомним героев «Ревизора», чеховских рассказов «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Эта особенность, видимо, так и не изжила себя до конца.)

- В чем особенность портрета Гагина? Как он характеризует героя? (Это портрет-впечатление: «Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на него всякому любо, точно они греют вас или гладят». Дважды в портрете встречается эпитет «мягкие», подчеркивающий натуру героя: мягкие глаза и мягкие курчавые волосы.)

- Как определил суть Гагина повествователь? («Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара».)

- Как полное имя Аси? (Анна.)

- Как характеризует Асю ее портрет? (Сразу выделяется главное - необычность героини: «Было что-то свое, особенное в складе ее смугловатого круглого лица...». Детскость Аси подчеркивается прямо и косвенно, с помощью уменьшительного суффикса: «детскими щечками», «как будто не вполне еще развита». Необычно сочетание взаимоисключающих определений-эпитетов «черными, светлыми глазами». Цвет глаз - черный, но сами глаза излучают свет. Героя привлекает грациозность Аси. Он наблюдателен и сразу замечает, что Ася «нисколько не походила на своего брата».

Портрет Аси дополняется по ходу повествования, он раскрывает уже характер героини, ее манеру держаться. «Черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика» - эта деталь делает Асю похожей на подростка. Она и дичится, как подросток, и подвижна по-детски, и быстро переходит от одного настроения к другому. Важная деталь: «глаза глядели прямо, светло, смело», «взор ее внезапно становился глубок и нежен» - говорит о переменчивом, но сильном характере девушки.)

- Рассказ о первом дне знакомства Н.Н. с Гагиными завершается лирическим пейзажем. Прочитайте его. Соответствует ли этот пейзаж настроению Н.Н.? Каково значение этого пейзажа? (Пейзажная миниатюра становится средством выражения романтических настроений героя. Снова появляется образ луны: «Лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку». Пейзажная зарисовка сопровождается звуками музыки, и сердце героя отзывается на мелодию старинного венского вальса. Встреча с Гагиными обострила внимание героя к прекрасному, вызвала «сладостное томление беспредметных и бесконечных ожиданий», ощущение безотчетного счастья. Герой ловит себя на мысли, что не вспоминает больше о «коварной вдове», «разбившей его сердце». Эта мнимая любовь преодолена, сердце открыто для новой любви.)

Образ «жестокосердной вдовы» последний раз появляется в мыслях Н.Н. и тут же уходит, когда герой встречает крестьянскую девочку (глава VII). Ее чистый, невинный взгляд, детское простодушие вызвали стыд героя: «я не хотел лгать в ее присутствии и навсегда раскланялся с моим прежним предметом».

- Какую роль играет упоминание о разбитом лунном столбе? (Слова, которые прокричала Ася герою: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили» - предрекают разбитые романтические мечты героев. Неосторожность, небережность, невнимательность Н.Н. разрушит любовь, возникшую между героями.)

- Какие еще детали предсказывают расставание, нагнетают тревогу? (Гагин и Н.Н. видят Асю «на уступе стены, прямо над пропастью». Она нарочно рискует, пытается вызвать внимание к себе. Перепады настроения Аси от хохота и шалостей к сосредоточенности и печали тревожат Н.Н., вызывают даже досаду.)

- По словам брата, Ася - «вольница, сумасшедшая», Н.Н. она представляется полузагадочным существом, «хамелеоном». Какие роли Ася принимает? Почему она так поступает? (Ася то представляется солдатом, марширующим с ружьем, шокируя этим чопорных англичан, то разыгрывает роль благовоспитанной барышни, то представляется герою простой русской девушкой, чуть ли не горничной... Гагин объясняет поведение Аси избалованностью, гордостью. Ася еще не разобралась в себе, но уже понятно, что в ней просыпается любовь к Н.Н.)

- Как заканчивается второй день знакомства? (Ответить на вопрос, почему Ася так себя ведет, Н.Н. не мог, так как не понимал ни Аси, ни самого себя. Герой не отдает себе отчета в том, что с ним происходит. Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу; то ревнивое подозрение, что Гагины не родственники. Мысли героя постоянно возвращаются к Асе, а записка вдовы лежит на полу - бывшая надуманная любовь прошла окончательно.)

- Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася не брат и сестра? (Зачитаем диалог Аси и Гагина в VI главе -разговор, подслушанный Н.Н.)

- Какие чувства овладевают героем после этого? (Зачитываем конец VI - начало VII главы. Сам герой не находит точного определения своим чувствам. Но читатель понимает, что его уж захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от него он уходит в горы, а когда возвращается, то отправляется к Гагиным, прочитав записку брата Аси.)

- Что же узнал Н.Н. об Асе из рассказа Гагина? (Выборочный пересказ истории Аси, VIII глава.)

- Как меняется его душевное состояние? (Он мгновенно обретает утраченное равновесие и так определяет свое эмоциональное состояние: «Я почувствовал какую-то сладость - именно сладость на сердце: точно мне втихомолку меду туда налили...» После разговора об Асе последовала новая фаза в развитии любовных отношений героев: теперь наступило взаимное доверие и сближение.)

- Как изменяется отношение Н.Н. к Асе? (Герой начинает понимать Асю: «все мне стало ясно. Я заглянул в эту душу: тайный гнет давил ее постоянно, тревожно путалось и билось неопытное самолюбие, но все существо ее стремилось к правде... ее душа мне нравилась».)

- Как раскрывается характер Аси в IX главе? (Асю характеризуют ее устремления, мечты, беспокойная требовательность к себе, искренность в высказывании сокровенных мыслей. Правдивость Аси сочетается со стремлением к подвигу: «А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» Ее натура близка к идеалам русской литературы. Недаром возникают строки из «Евгения Онегина», Ася «хотела бы быть Татьяной», она и похожа на Татьяну прямотой, верностью, силой любви. С помощью классических образов Тургенев обозначает свой идеал.)

- Какими еще способами изображается характер Аси? (Характеризуют Асю и ее почерк, «неправильный и быстрый», и дом, который она выбрала для житья в городке Л. Дом стоял на горе, «на высоте»: «Вид был... чудесный». Н.Н. поразила «чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха». Этот образ связан с образом летящей птицы.)

 - Как вы понимаете слова Аси; «Если бы мы с вами были птицы - как бы мы взвились, как бы полетели... Так бы и утонули в этой синеве...»? (Любовь окрыляет человека, приподнимает его над обыденностью. Литературовед М. Гершензон писал: «Вот образ любви, по Тургеневу (он любил аллегорические сцены): любовь налетает на человека, как гроза в ясный день, и в ошеломляющем вихре ее у души внезапно вырастают крылья, человек превращается в птицу, со стремительным полетом птиц, с их неукротимой волей».)

- Как реагирует на эти слова Аси Н.Н.? (Герой несколько снисходительно обнадеживает Асю: «Не беспокойтесь, у вас будут крылья». Он чувствует себя опытным, пожившим, повидавшим многое человеком. Действительно, ему - двадцать пять, Асе - семнадцать: разница в возрасте значительная. Но душа его еще не жила по-настоящему, Ася в этом смысле старше.)

- Что чувствовал Н.Н. в этот день? Как автор передает состояние героя? (Н.Н. чувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство, с другой - упоение радостью сближения: в нем «зажглась жажда счастья». Но ожидание счастья сопровождается тревогой.

Автор передает состояние героя через пейзаж (X глава), который как бы вбирает в себя психологическое состояние человека, становясь «пейзажем» души: «Я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу-но и в небе не было покоя...» Именно в этот момент слияния с природой во внутреннем мире героя совершается переворот: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси, но которую герой еще не смел назвать по имени. Герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо» (психология созерцателя).)

Домашнее задание

1. Определить элементы композиции повести.

2. Подготовить выразительное чтение XVI главы. Составить план анализа этой главы. Определить ее место в развитии сюжета.

3. Индивидуальные задания по группам (3): ознакомиться самостоятельно со статьями Н.Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-Vous», П.В. Анненков «О литературном типе слабого человека», Ю. Лебедев (по учебнику литературы 10 класса) и подготовить устные сообщения, опираясь на вопросы:

- Какие положительные или отрицательные стороны характера главного героя выделяет критик?

- Чем объясняет автор статьи нерешительность героя в любви?

- Согласным ли вы с позицией критика? Обоснуйте свое мнение.