Цели: показать своеобразие историзма Салтыкова-Щедрина; развивать навыки анализа текста, пересказа и выразительного чтения.
Методические приемы: выразительное чтение, краткий пересказ, беседа по вопросам, комментированное чтение.
Оборудование: портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина; книга «М.Е. Салтыков-Щедрин в портретах, иллюстрациях, документах». Л.: Просвещение, 1968.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Краткий пересказ главы «О корени происхождения глуповцев».
2. Выразительное чтение отрывков по ролям.
3. Проверка усвоения трудных слов и выражений (по словарикам).
II. Беседа по содержанию текста
Опираемся на вопросы учебника (с. 14).
- Чем характеры героев этого произведения напоминают некоторых сказочных персонажей?
- О каких произведениях устного народного творчества напоминают образы Салтыкова-Щедрина?
- Какого «порядка» добивались головотяпы, когда собирали воедино соседние племена?
- Каким словом начались «исторические времена»?
- С помощью каких художественных средств Щедрину удается показать глуповцев? Почему народ, о котором рассказывается в романе, называют головотяпами?
- Как можно объяснить названия народов, перечисленных писателем?
III. Слово учителя
Характеры героев главы напоминают персонажей бытовых сказок, в которых высмеивается глупость, лень, невежество, тупая покорность.
В главе цитируются произведения устного народного творчества; встречаются парафразы на многие фольклорные произведения: пословицы и поговорки («Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет»; «стыд глаза не выест»; «шапками закидаем», «заблудиться в трех соснах»; «знать, как свои пять пальцев»; «Орел да Кромы - первые воры»), сказки-небылицы («Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили...»; новотор «зарезался огурцом»); народные песни («Не шуми, мати зелена дубровушка».)
Головотяпство - крайняя небрежность и бестолковость. Писатель обыгрывает это слово, добавляя еще одно значение: головотяпы - те, кто «тяпает головами». Головы их годятся только на то, чтобы биться ими обо что попало. Думать эти головы не приспособлены. Лишь когда они поистребили не только соседей, но и самих себя, додумались искать, кто бы им устроил «порядок». Первым делом они хотят, чтобы «князь» наделал солдат и выстроил острог. Глупость их настолько очевидна, что никто не хочет «володеть» головотяпами. При все том они еще хвастливы: «Нет нас народа мудрее и храбрее!», гордятся тем, что «радушны и гостеприимны».
Наконец они добровольно «пожелали себе кабалы» и приняли власть князя, который готов ими «помыкать». Вор-новотор, который помог им надеть это ярмо, говорит князю: «Драть их, ваша княжеская светлость, завсегда очень свободно».
Город Глупов головотяпы заложили «на болотине» (намек на Петербург, построенный на болотах). Все наместники князя - воры, каждый пуще предыдущего. Кроме «несытого воровства», они подбивают глуповцев на бунты, а потом сами же их усмиряют.
«Исторические времена» начинаются с вопля «Запорю!» Глуповцев необходимо держать в постоянном страхе, они всегда готовы подставить спины под кнуты.
Салтыков-Щедрин использует богатые художественные средства фольклора в сатирических целях. Среди приемов, создающих образы глуповцев, синтаксические (ряды однородных членов, обращения, диалоги, параллельное строение фраз), лексические (устаревшая, высокая лексика в сочетании с низкой, разговорные выражения, искажения), изобразительно-выразительные средства (ирония, сарказм, гипербола, гротеск).
IV. Итог урока
Салтыков-Щедрин создал настоящую сатирическую энциклопедию русской жизни. «История одного города»-это история многовекового угнетения русского народа, история, в которой писатель осуждает рабскую психологию, долготерпение, невежество, бестолковость, дикость нравов. Писатель негодует, но и сочувствует народу как любящий сын своего Отечества.
«История города Глупова прежде всего представляет собой мир чудес, отвергать который можно лишь тогда, когда отвергается существование чудес вообще», - утверждал Салтыков-Щедрин.
К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется им и терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания.
Писательский дар Салтыкова-Щедрина высоко ценил Л.Н. Толстой. В письме сатирику Толстой говорил: «У вас есть все, что нужно, - сжатый, сильный, настоящий язык, характерность, оставшаяся у вас одних, не юмор, а то, что производит веселый смех, и по содержанию - любовь и потому знание истинных интересов жизни народа».
Важно, что в основе язвительных, остро сатирических произведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества. В этом своеобразие историзма писателя.
Домашнее задание
1. Подготовить письменный ответ на один из вопросов:
а) Как мог страдать город от «деятельности» глуповских градоначальников?
б) Могли ли влиять сатирические произведения Щедрина на общественное мнение и общественные порядки тогдашней России?
в) В чем актуальность произведений Салтыкова-Щедрина?
2. Прочитать материалы пособия «Читаем, думаем, спорим...», посвященные творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина (с. 131-134), ответить на вопросы.
3. Прочитать рассказ Н.С. Лескова «Старый гений».
4. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве Н.С. Лескова.