Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 39. «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный прием рассказа

Цели: помочь ученикам выявить особенности рассказа, писательский замысел; развивать навыки анализа текста.

Методические приемы: аналитическая беседа; выразительное чтение, комментарии учителя, работа с таблицей.

Оборудование: диафильм по рассказу Толстого «После бала».

Ход урока

I. Индивидуальные задания

1. Провести наблюдение над языковыми средствами: выписать эпитеты обрисовки праздника на балу у губернского предводителя (2 человека).

2. Выписать эпитеты из второй части рассказа (сцена наказания солдата).

3. В литературоведческом словаре найти значение термина «контраст» (противопоставление). Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т. п. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя.

II. Просмотр кадров диафильма

- Такими ли вы представляли героев рассказа?

- Какое воздействие оказал на вас рассказ?

III. Беседа по вопросам Опираемся на вопросы 1-7 (с. 40).

IV. Сопоставительный анализ

1. Анализ первой части.

Зачитаем ключевые слова-эпитеты из первой части.

«Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые; мотив мазурки звучит беспрерывно.

Варенька - в белом платье с розовым поясом, в белых лайковых перчатках, в белых башмачках. У нее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза, грациозная фигурка.

Отец Вареньки - очень красивый статный, высокий и свежий старик. Лицо очень румяное, с белыми усами, белыми бакенбардами; ласковая радостная улыбка; блестящие глаза и губы. Сложен он был прекрасно, с широкой грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Высокая, грузная фигура.

Иван Васильевич - доволен, счастлив, блажен, добр: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью». К отцу Вареньки «испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

Обратим внимание на дважды повторившиеся слова «в то время».

- Чем объяснить, что в сцене бала герой рассказа воспринимает все окружающее «с восторженным умилением»? (Он влюблен, он очарован праздничной атмосферой бала, близостью любимой девушки, ощущением счастья, молодости и красоты).

- Прочитайте описание пейзажа на с. 36-37 учебника. Как помогает эта пейзажная зарисовка понять состояние героя?

- С каких слов начинается вторая часть? Почему рассказ не поделен на главы? (Со слов «Когда я вышел на поле...». Рассказ не поделен на главы, чтобы добиться большего контраста, большего впечатления на читателя. Переход происходит внезапно. В душе героя еще звучит мазурка, но ее забивает «другая, жесткая, нехорошая музыка».)

2. Анализ второй части.

Зачитаем ключевые слова-эпитеты из второй части.

«Что-то большое, черное; звуки флейты и барабана; жесткая, нехорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия; кузнец в засаленном полушубке; что-то страшное; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное; спотыкающийся, корчившийся человек.

Полковник все тот же - с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами».

Сопоставим описания полковника и наказываемого с помощью таблицы (на доске и в тетрадях).

- Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.

3. Составление таблицы.

Определим характеристики, по которым можно сопоставить части рассказа, и представим в виде таблицы.

4. Анализ таблицы. Беседа.

- Определите роль белого цвета в обеих частях рассказа. (Белый цвет в первой части - цвет радости, чистоты, любви. Белый цвет во второй части определяет лишь усы полковника и оскаленные зубы истязаемого солдата, контрастно подчеркивает черный и красный цвета.)

- Какова роль детали - замшевой перчатки полковника - в рассказе? (Эта деталь связывает части рассказа. В первой части полковник надевает замшевую перчатку, когда идет танцевать с дочерью. При этом он говорит, улыбаясь: «Надо всё по закону». Во второй части этой же рукой в замшевой перчатке полковник бьет «по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Фраза «Надо всё по закону» приобретает зловещий смысл: «по закону» надо избивать провинившегося изо всех сил.)

- С помощью какого приема передает Толстой впечатление бесконечно повторяющегося ужаса казни? (Толстой использует синтаксические средства: повтор и параллельное строение фразы. Бездушие, длительность и ужас совершающегося он передает повторением одних и тех же слов: «...все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым».

Этот прием есть и в первой части: он передает ощущение бесконечности счастья: «я вальсировал еще и еще», «еще раз выбрал ее, и мы в сотый раз пройти вдоль залы». Слово «еще» усиливается французским «encore».)

- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений? (Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.)

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы 8, 9 (с. 40-41).

2. Подготовить характеристики героев (см. задание рубрики «Развивайте дар слова» (с. 41).

3. Прочитать рассказ Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце» (пособие «Читаем, думаем, спорим...», с. 135-148).

Дополнительный материал

Из публицистических сочинений Л.Н. Толстого

Солдат - бранное, поносное слово в устах нашего народа, солдат - существо, движимое одними телесными страданиями. Солдат-существо грубое, грубеющее еще более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека. Солдат имеет по закону только строго необходимое, а в действительности менее того, чтобы умереть человеку сильного сложения, - от голода и холода слабые умирают. Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда - отличие, дающее ему право, присуще человеку, - быть не битым по произволу каждого. Вот кто защитник нашего отечества.

Дух угнетения до того распространен в нашем войске, что жестокость есть качество, которым хвастают самые молоденькие офицеры. Засекают солдат, бьют всякую минуту, и солдат не уважает себя, ненавидит начальников, а офицер не уважает солдата.

В 1820-х годах семеновские офицеры, цвет тогдашней молодежи... решили не употреблять в своем полку телесного наказания, и, несмотря на тогдашние строгие требования фронтовой службы, полк и без употребления телесного наказания продолжал быть образцовым...

Так смотрели на телесное наказание образованные русские люди 75 лет тому назад. И вот 75 лет, и в наше время внуки этих людей заседают в качестве земских начальников в присутствиях и спокойно обсуждают вопросы о том, должно или не должно, и сколько ударов розгами должно дать такому и такому-то взрослому человеку, часто отцу семейства, иногда деду.

Самые же передовые из этих внуков в комитетах и земских собраниях составляют заявления, адресы и прошения о том, чтобы в виду гигиенических и педагогических целей сечь не всех мужиков (людей крестьянского сословия), а только тех, которые не кончили курса в народных училищах...

... Но не тут еще главный вред этого безобразия. Главный вред - в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей, правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей, часто молодых, которые, я сам слыхал, с видом глубокомысленной практической мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше.

Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют... Стыдно!

1895 г.