Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 40. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее

Цели: выявить идею произведения; развивать навыки анализа текста, характеристики героев; обучать ведению диспута.

Методические приемы: беседа, элементы диспута, тест.

Оборудование: иллюстрации к рассказу.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Характеристики героев рассказа.

2. Ответ на вопрос 8 (с. 40).

II. Беседа с элементами диспута

Многие исследователи основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала - в истинном свете, без маски. Так ли это? Постараемся выяснить. Выскажите свои мнения по следующим вопросам.

- На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивает его поведение по отношению к дочери на балу? (В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым - он на самом деле мил, красив и добр, конечно, по отношению к людям определенного круга. Полковник искренне любит дочь и заботится о ней. По замечанию и предположению Ивана Васильевича, полковник носит домодельные, а немодные сапоги, чтобы одевать и выводить Вареньку в высший свет. И Варенька платит отцу любовью и даже гордится им.)

- Искренен ли он с ней и другими? (Полковник искренен и на балу, когда радостный, счастливый танцует с дочерью или подводит ее к влюбленному в нее молодому человеку, и после бала, как ревностный николаевский служака, по давно, тщательно продуманному порядку прогоняет сквозь строй провинившегося солдата.)

- Какие качества характера полковника проявляются в сцене на плацу? (Полковник убежден, что делать «надо все по закону»: перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, вынуть «шпагу из портупей», отдать «ее услужливому молодому человеку...» А если придет случай, ударить этой рукой провинившегося солдата.)

- Почему Иван Васильевич не вмешался происходящее? (Герой растерялся, не мог поверить в происходящее, предполагал, что полковник «что-то знает такое», чего он не знает. Он был настолько ошеломлен, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло: «...мне было до такой степени стыдно, что, не зная куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».)

- Почему полковник «поспешно отвернулся» от Ивана Васильевича? (Может быть, где-то в глубине души у полковника есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича и отворачивается. Но это не снимает с него вины, а лишь объясняет мотивы его поступков. Он, как офицер, верит в необходимость жестокой расправы с теми солдатами, кто посмел ослушаться.

Другое мнение: полковник просто не считает солдат за людей, поэтому не жалеет их. Отвернулся он потому, что поклонник его дочери вторгся в дела его службы, увидев расправу над солдатом.)

- В чем корень противоречий, по мнению автора? Согласны ли вы с писателем? (Иван Васильевич не находит ответы и где-то в глубине души смутно догадывается, что в иных жизненных ситуациях, заставляющих человека быть то одним, то другим, повинно общество. Дойти до истины Ивану Васильевичу так и не удалось. До самой смерти он не мог понять принципы нелепо устроенного общества и сохранил веру в то, что поведение человека зависит от случая. Но в глубине души он уверен, что дело не в случае, не в одном офицере, а в каких-то более основательных социальных причинах.)

- Как вы считаете, почему любовь героя к Вареньке «сошла на нет»?

- Почему Иван Васильевич нигде не служил?

- Почему собеседники возражают Ивану Васильевичу: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было»?

- Изменится ли среда, если люди будут стремиться к самосовершенствованию? Как этого добиться?

III. Сопоставление редакций рассказа

Сопоставим одну из первых и последнюю редакцию концовки рассказа.

- Почему Толстой изменил концовку рассказа?

IV. Работа с иллюстрациями

- Рассмотрите иллюстрации к рассказу. К каким эпизодам они относятся?

- Удалось ли художникам передать настроение и пафос рассказа?

V. Тест (см. приложение)

Ключ к тесту: 1 - в; 2 - а; 3 - в; 4 - б; 5 - в, ж; 6 - в; 7 - г; 8-6; 9-6.

VI. Итог урока

Главная идея рассказа Толстого - страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека.

Картина истязания солдата вызывает чувство острой жалости к нему, отвращения к издевательствам, к бесчеловечности. Ключевое слово рассказа - стыд. Толстой главный вред видел «в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей, правильной жизни».

Домашнее задание

1. Написать сочинение по рассказу «После бала».

2. Прочитать статью учебника «Поэзия родной природы» (с. 41-42), подготовить ее краткий пересказ.

3. Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений (с. 42-44) или других стихотворений пейзажной лирики.

4. Прочитать раздел «Родная природа в произведениях русских поэтов» в пособии «Читаем, думаем, спорим...» (с. 248-255), ответить на вопросы.

Материал для подготовки к сочинению

Тема I. Утро, изменившее жизнь

Тезисный план:

1. Жизненные источники рассказа «После бала». Рассказ об одном утре, изменившем жизнь человека, вынашивался Толстым полвека. Подобная история произошла с братом Л.Н. Толстого, Сергеем. Как художественно преобразован реальный случай?

2. Герой рассказа. Воспоминания пожилого человека - подчеркивается значение, которое имела эта история в его жизни. Искренность и правдивость рассказов «всеми уважаемого» Ивана Васильевича, его большой жизненный опыт-доверие к герою у читателя. Ретроспектива: молодой, красивый, богатый человек с блестящим будущим, влюбленный и любимый.

3. Композиция и ее роль. Контрастное изображение двух эпизодов: бала и наказания солдата. Противопоставление этих эпизодов и органическая связь между ними - развитие единой художественной идеи. Каждый эпизод высвечивает, выделяет другой - обнажается внешне благополучная, нарядная действительность.

4. Утро как крушение любви и самой жизни. Описание утра занимает примерно четверть объема рассказа - концентрация ужасов реальности. Несоответствие традиции - обычно утро символизирует начало, здесь - конец.

5. Связки между частями: туман, который постепенно рассеивается и показывает все в настоящем свете; «их дом», то есть дом полковника, недалеко от которого герой видит страшную картину; замшевая перчатка полковника, его белые усы и бакенбарды; во второй эпизод из первого еще внедряется мотив мазурки.

6. Цвета и звуки. «Что-то большое, черное», «много черных людей», «черные мундиры», «что-то... пестрое... красное»; «звуки флейты и барабана», «другая, жесткая, нехорошая музыка», «неприятная, визгливая мелодия», свист палок и их шлепки по спине солдата. Контраст этих цветов и звуков с бело-розовыми, блестящими красками и танцевальными мелодиями бала.

7. Синтаксические средства. Повторы: в первом эпизоде «вальсировал еще и еще», «все тот же мотив мазурки», «в сотый раз прошли вдоль залы»; во втором эпизоде: «все так же... падали удары...», «все так же били барабаны и свистела флейта», «все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника». Не «полковник», а «фигура» - функция. Обилие неопределенных местоимений: «какая-то другая... музыка», «что-то страшное», «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное». Повторение прямой речи: «Братцы, помилосердуйте»; «Будешь мазать? Будешь?»

8. Чувства героя. «Физическая, доходившая до тошноты тоска», «казалось, вот-вот вырвет всем тем ужасом...». Растерянность, неуверенность в себе как следствие увиденного.

9. Последствия страшного утра. Несостоявшаяся карьера: «нигде не служил и никуда... не годился». Угасшая любовь. «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра» - сам герой тесно связывает волшебную ночь и страшное утро.

10. «Все дело в случае»? Размышления по поводу истинных причин, изменивших жизнь человека.

Тема II. Полковник на балу и после бала

Тезисный план:

1. Представление героя. Полковник Петр Владиславович Б. - отец девушки, в которую влюблен герой-рассказчик. Впервые на «высокую, статную фигуру ее отца полковника» указывает Варенька.

2. Внешность полковника. «Красивый, статный, высокий и свежий старик». Важно: параллели с Николаем I (Николаем Палкиным) - усы «а la Nicolas I», «воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки» - указание на принятые в николаевское время истязания солдат. «Ласковая радостная улыбка, как и у дочери». Дочь напоминает полковника, полковник напоминает Николая I - логическое заключение: дочь напоминает Николая I (конечно, косвенно, неосознанно).

3. Детали. Замшевая перчатка полковника - «надо все по закону» - на балу, ее он надевает, танцуя с дочерью, и после бала: «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата». «Немодные», «домодельные» сапоги полковника, которые умиляли героя на балу; белые усы и бакенбарды - эта деталь тоже повторяется во втором эпизоде.

4. Полковник на балу. Постоянно улыбается, мило обращается с дочерью, ловко танцует, бойко топает в мазурке. Блестящие глаза и губы, румянец. Производит впечатление старого служаки: «небогато украшенная орденами» грудь, «старинные» сапоги.

5. Восторженно-нежное чувство героя к полковнику, «с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее улыбкой» на балу и после бала (до эпизода с солдатом), когда герой как будто видит Вареньку «в паре с отцом», соединяет «его и ее в одном нежном, умиленном чувстве».

6. Полковник после бала. Постепенное узнавание героем полковника: «высокий военный», «фигура показалась знакомой», еще раз «высокий военный» и, наконец - «это был ее отец» (не «полковник», а именно «отец»). Неприятная мимика: раздувает щеки, выпускает воздух через оттопыренную губу; «твердая, подрагивающая походка», «сильная рука», «гневный голос», «грозно и злобно» хмурится, делает вид, что не узнает героя, поспешно отворачивается (резкий контраст с тем, как он выглядел на балу).

7. Чувства героев. «Физическая, доходившая до тошноты тоска», «казалось, вот-вот вырвет всем тем ужасом...». Звучащий в ушах героя «самоуверенный, гневный голос» полковника, постоянное повторение кошмара. Стыд - «как будто я был уличен в самом постыдном поступке». Полковник «поспешно отвернулся» - видимо, он тоже чувствует нечто похожее на неловкость.

8. Последствия увиденного. Несостоявшаяся карьера: «нигде не служил и никуда... не годился». Угасшая любовь.

9. Рассуждение: был ли полковник двуличным человеком, лицемером?

Тема III. Что такое честь, долг, совесть в моем понимании

Тезисный план:

1. Определение понятий (с использованием толкового словаря).

2. Связь этих понятий: одно подразумевает остальные.

3. Примеры из литературы: например, Петр Гринев и Маша Миронова из «Капитанской дочки»; понятия чести, долга совести, не позволившие герою «После бала» служить.

4. Примеры из собственного жизненного опыта. Рассуждение: не устарели ли эти понятия?