Цели: развить понятие о древнерусской литературе; расширить представления об особенностях житийного жанра; ознакомить с текстом «Повести о житии... Александра Невского».
Методические приемы: повторение изученного, беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение, комментированное чтение.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком».
2. Беседа по вопросам к статье «Из древнерусской литературы».
- Какие темы привлекали внимание авторов древнерусской литературы?
- Какие произведения древнерусской литературы вы помните? («Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе», «Поучение» Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских».)
- Какие жанры древнерусской литературы вы знаете? (Летопись, воинская повесть, поучение, слово, хождение, житие...)
- В чем заключаются жанровые особенности «Повести о Петре и Февронии Муромских»? (В повести есть черты, характерные для жанров фольклора: элементы волшебной и бытовой сказок. Кроме того, произведение имеет черты исторической повести (место действия конкретно, герои повести-реальные лица). Наконец, приемы изображения героев говорят о том, что повесть близка к жанру жития.)
IL Повторение и углубление понятия о жанре жития
- Какие признак жанра жития вы помните? (Ответы учеников.)
Житие - описание жизни святого. В древнерусской литературе образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым, проходя через целый ряд испытаний.
Житие святого - повествование о жизни святого, которое обязательно сопровождает официальное признание его святости (канонизацию). Как правило, в житии сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти, если таковая была), а также особых свидетельствах Божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся, в частности, прижизненные и посмертные чудеса). Жития святых пишутся по особым правилам (канонам). Так, считается, что появление отмеченного благодатью ребенка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей (хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь, как им казалось, благими
побуждениями, мешали подвигу своих чад, осуждали их). Чаще всего святой с ранних лет ведет строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например, св. Мария Египетская). В процессе своей жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их. Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал ее. После смерти его тело оставалось нетленным.
III. Чтение вступительной статьи к «Повести о житии...»
IV. Комментированное чтение «Повести о житии...»
В процессе чтения обращаем внимание на сноски.
Домашнее задание
1. Подготовить связный рассказ о житийной литературе.
2. Ответить на вопросы и выполнить задания учебника (с. 26).
3. Задание по группам: рассмотреть репродукции картин, посвященных Александру Невскому, подготовить устное описание репродукций.