Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 42. А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

Цели: расширить представления учеников о личности А.П. Чехова; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Методические приемы: рассказ учителя, повторение изученного, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет А.П. Чехова.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам учебника (с. 47).

II. Слово учителя

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 в Таганроге.

Дед писателя был крепостным крестьянином, который выкупил себя с семьей на волю. Отец был владельцем бакалейной лавки. В талантливой семье Чеховых было пятеро детей: четыре сына и дочь. Очень сложный и противоречивый характер отца сочетал в себе доброту и вспыльчивость, желание дать сыновьям образование и неумение заинтересовать их знаниями. Отец хотел дать своим сыновьям религиозное воспитание, но при этом бил их, заставляя петь в церковном хоре и не стремясь воздействовать на их души внушением. Часто его наказания были жестоки, это выработало у Чехова нетерпимость к несправедливости, обостренное чувство собственного достоинства. Мать, тоже внучка выкупившегося на волю крепостного, была очень мягкой, и ее доброта часто была для детей защитой от гнева отца. Позднее Антон Павлович писал: «Талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери». Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон должен был остаться в Таганроге, зарабатывать уроками средства на жизнь, ученье и высылать небольшие денежные переводы семье.

В Москве Чехову пришлось налаживать новую жизнь, и он должен был многое изменить в себе, чтобы, как писал он брату, «не стоять ниже уровня среды, в которую попал». И Чехов без сожаления расстается с некоторыми провинциальными привычками, изменяет свой мягкий южный выговор настолько, что позднее современники отмечали «его настоящее московское великорусское наречие». О своей новой московской жизни Антон Павлович писал дяде Митрофану Егоровичу: «Тут мой дом, моя карьера... В Москве врачу некогда ходить в клуб и играть в карты. Как человек пишущий я имею смысл только в столице».

Еще в Таганроге, в гимназии, Чехов пробовал писать в гимназических журналах. Писать - это было его внутренней потребностью. Уже будучи студентом медицинского факультета университета, на первом курсе Чехов начинает сотрудничать в тогдашних юмористических журналах «Стрекоза», «Будильник» и других. Молодой Чехов писал короткие юмористические рассказы и публиковал их под псевдонимом «Антоша Чехонте». В своих рассказах Чехов средствами юмора старался показать пошлость окружающей жизни, показать людям, как плохо, неинтересно они живут, чтобы излечить их от этого. Чехов не случайно стал врачом, он хотел лечить людей и физически, и морально. Хотел выпрямить души людей, а не только врачевать их болезни.

Писатель А.И. Куприн, вспоминая Чехова, высоко оценивал его личность: «Он мог быть благодетелем, не рассчитывая на благодарность... Он волновался, мучился и болел всем, чем болели лучшие русские люди». И в жизни, и в литературе Чехов стремился к простоте и скромности. Но в то же время он был борцом за лучшую, светлую жизнь. А.М. Горький писал: «Пошлость всегда находила в нем жестокого и строгого судью».

Мы познакомимся с рассказом «О любви». Подумаем, что общего между этим рассказом и ранними юмористическими произведениями Чехова.

III. Беседа по рассказу «О любви»

- Какова роль рассказчика истории? (Рассказчик и есть главный герой истории, он рассказывает о себе.)

- Что мы узнаем об Алехине из его рассказа о жизни в Софьи- не? (Алехин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям - кабинетный работник». То есть Алехину глубоко чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он переступает через нежелание, вынужденно начинает хозяйствовать в имении. Окончив курс в университете, он приводит имение в порядок, чтобы расплатиться с долгами отца. Для Алехина это вопрос чести имени, задача, казалось бы, глубоко нравственная. Но добровольный подневольный труд безнравствен. Слова Алехина о том, что он решил работать «не без некоторого отвращения» предопределяют провал его затеи.

Усиливают это впечатление описания его состояния: «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». О постепенном падении героя говорят его слова: «Ямало-помалу перебрался вниз...». Речь идет не только об отказе от культурных привычек, от чтения, но и о его духовном падении.)

- О чем говорит первое впечатление Алехина от встречи с Анной Алексеевной? (Алехин сразу почувствовал душевную, духовную близость к Анне Алексеевне: «Я сразу почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери». Эта первая встреча надолго оставила воспоминание в душе героя: «я не думал о ней, но точно легкая тень ее лежала на моей душе».)

Обратим внимание на значимую деталь: альбом матери героя. Упоминание о матери объясняет духовное родство Алехина с Анной Алексеевной.

- Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти через полгода, у героя опять возникает «то же чувство близости». Анна Алексеевна признается, что думала о нем, предчувствовала их встречу.

Посещение дома Лугановичей вошло у Алехина в привычку. Но каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного в моей жизни и важного».

Он чувствует, что несчастлив, потому что Анна Алексеевна встретилась в свое время не ему, а «неинтересному человеку, добряку, простаку... вялому, ненужному, с покорным, безучастным выражением».)

- Какие вопросы мучат героев? Как они распорядились своим чувством? (Оба героя душат любовь всеми силами: «Мы боялись всего, что могло открыть нашу тайну нам же самим». Герой задает себе бесчисленное количество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», ««Честно ли это?», «Куда бы я мог вести ее?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» и т. д. Подобными вопросами задавалась и героиня.)

- Как, по-вашему, герои поступали благородно, скрывая свою любовь? (На этот вопрос косвенно отвечает сам герой: «Все видели во мне благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было лишь внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и в любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит героиню к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворенной, испорченной жизни». Примерно то же испытывает Алехин. Он слишком поздно понимает, «как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что... мешало любить».)

- Какие художественные средства применяет Чехов для раскрытия идеи произведения? (Чехов пользуется приемом повторения ситуаций: герои оказываются вместе то в театре, то в доме Лугановичей, то у них на даче, но ничего не меняется, создается впечатление замкнутого круга. Сравнение Алехина с белкой в колесе усиливает это впечатление. Повторяются поступки, обозначенные несовершенными глаголами: «беседовали», «молчали», «играла», «оставался и ждал, разговаривал», «читал» и т. д.

Повторение происходит и на лексическом уровне: формы слова «близкий» повторяются многократно при описании чувства Алехина к Анне Алексеевне. Эти слова подчеркивают духовную связь героев, которую они сами же и разрывают. Несколько раз встречается слово «опять», оно показывает повторяемость попыток судьбы сблизить героев, но они всячески противятся своему счастью.

Психологическое состояние героев передается через внутренние монологи: вопросы без ответов и рассуждения: «Что будет, если...».

- Какова роль художественной детали в раскрытии авторского замысла? (Детали играют важную роль: воспоминание героя об альбоме матери, в котором, как ему кажется, он видел фотографию Анны Алексеевны; корзинка, забытая было героиней на перроне при прощании. Эта корзинка - повод для героя увидеть Анну Алексеевну последний раз наедине, наконец открыть ей явно свои чувства, признаться ей в любви.)

- Какую роль играет вставной рассказ о любви прислуги Пелагеи к пьянице-повару Никанору? (И центральный эпизод, и вставной (о Пелагее) рассказа «О любви» пронизаны мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична не только жизнь Алехина, упустившего истинное призвание и личное счастье, но и семьи Лугановичей, и красивой, деликатной, мягкой Пелагеи, любившей пьяницу повара, совсем не «подходящего к ней по ее душевным и внешним качествам».)

- Какое значение имеют картины природы в рассказе? (В рассказе всего две небольших пейзажных зарисовки. Перед рассказом Алехина пейзаж: «серое небо и деревья, мокрые от дождя» - подчеркивает скуку и безнадежность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается: «...дождь перестал и выглянуло солнце... прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.)

IV. Чтение статей учебника «О героях рассказа А.П. Чехова

“О любви"» (В. Коровин, с. 57-58); «А.П. Чехов и его понимание историзма» (с. 58)

После чтения обсудить вопросы и выполнить задания на с. 58.

V. Итог урока

Название рассказа явно обозначает его тему. Речь действительно идет о любви, причем любви взаимной, но не состоявшейся, потому что люди сознательно делали все для того, чтобы смирить собственную природу, спрятаться от жизни, задушить свои чувства.

«Любовь для героев Чехова - всегда переломный момент, путь в иную реальность. Полюбив, человек неизбежно прерывает привычное течение жизни, останавливается. Это время переосмысления, самосознания. .. Полюбив, чеховский герой перестает быть человеком без лица, одним из толпы. Он внезапно обнаруживает свою индивидуальность,

уникальную и неповторимую. Это человек очнувшийся, вступивший в духовную реальность: «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть», - писал Чехов.

Но герой может устрашиться этой открывшейся ему бездны собственной души, испугаться внезапного превращения знакомого и уютного мира в мир сложный и непознаваемый. И тогда он отречется от любви и самого себя.

Само течение жизни в чеховском мире противостоит любви: эта жизнь не предполагает чувства, противится ему. Драматически заканчивается этот конфликт в рассказе «О любви».

Домашнее задание

1. Письменно ответить на вопрос 5 (с. 58).

2. Прочитать рассказ А.П. Чехова «Тоска» (пособие «Читаем, думаем, спорим...», с. 152-156).

3. Прочитать статью учебника «И.А. Бунин» (с. 59-60), ответить на вопросы.

4. Прочитать рассказ И.А. Бунина «Кавказ» (пособие «Читаем, думаем, спорим...», с. 135-148).

Дополнительный материал Из истории создания рассказа «О любви»

С конца 1880-х годов Чехов планировал написать роман в форме отдельных законченных рассказов», причем каждый рассказ должен был иметь свое заглавие, а роман в целом должен был называться «Рассказы из жизни моих друзей».

Роман Чеховым так и не был написан, однако его фрагментами считается трилогия о «футлярной жизни». Эти рассказы были опубликованы в 1898 году в журнале «Русская мысль» с общей нумерацией страниц, что свидетельствует о цельности цикла. Рассказы получили название «маленькая трилогия».

Цикл объединяет три рассказа, в которых поставлена общая проблема: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни. Последовательность расположения произведений в цикле: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» - подчинена разрешению поставленных автором проблем.

Чехов представляет различные варианты «футляров», в которые персонажи добровольно заточают себя. В рассказе «Человек в футляре» герой, учитель греческого («мертвого») языка Беликов, защищает модель общественных отношений, исключающую свободное проявление человеческих чувств и эмоций. Он живет по принципу: «Как бы чего не вышло». Смерть Беликова приводит его к идеалу: гроб, в котором он кажется довольным, - долгожданный, самый надежный футляр, позволяющий спрятаться от жизни.

Герой рассказа «Крыжовник» заключает себя в футляр мелких чувств и интересов, футляр пошлого, никчемного существования. Верхом его мечтаний оказывается крыжовник, выращенный на собственном участке земли. Дальше этого интересы героя не распространяются, в конце концов он потерял человеческий облик, стал напоминать свинью.

Заключительный рассказ трилогии повествует о самом страшном футляре. Любящие друг друга люди даже себе не могут признаться в своих чувствах. Жизнь их превращается в мучение.

По глубокому убеждению писателя «мир погибает не от разбойников и не от воров, а от скрытой ненависти, от вражды между хорошими людьми, от всех этих мелких дрязг, которых не видят люди».

Все рассказы построены по общей композиционной схеме - по принципу «рассказ в рассказе»: автор представляет читателю рассказчика, который ведет дальнейшее повествование. Рассказчики выполняют роль посредников между героем и автором, между героем и читателем. Авторская позиция явно не обозначена, и у читателя создается иллюзия объективности повествования. Отношение автора к героям и их поступкам выявляется из всего контекста «маленькой трилогии», в том числе из лирических пейзажных зарисовок, противопоставленных пошлому, скучному, никчемному человеческому существованию.