Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 43. И.А. Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ»

Цели: расширить представления учеников о личности И.А. Бунина; показать особенности его творческой индивидуальности; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет И.А. Бунина.

Ход урока

I. Чтение и анализ нескольких творческих работ

II. Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам статьи «И.А. Бунин» (с. 60).

2. Выполнение задания (по статье учебника).

Выделите характерные признаки творческой индивидуальности Бунина.

Запись в тетради:

а) мастер психологического портрета;

б) новеллист, тонко чувствующий русскую природу;

в) лаконизм: «ничего лишнего»;

г) сила воображения;

д) редкая память и зоркий глаз;

е) умение передать тончайшие чувства человека.

III. Слово учителя о И.А. Бунине

Бунин всегда гордился своим происхождением: он был старинного дворянского рода, «давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства». Достаточно сказать, что к роду Буниных принадлежал Василий Андреевич Жуковский. Гордился писатель и тем, что все его предки «были связаны с народом и землей, были помещиками». Эта связь с традициями дворянской культуры, с одной стороны, и связь с «народом и землей», с другой, своеобразно отразились в творчестве Бунина, сделав его стиль неповторимо обаятельным и живописным.

Бунин всю жизнь преклонялся перед талантом Толстого, и сам обладал толстовской зоркостью, силой изобразительности. Как писал Б. Зайцев, он имел «почти звериный глаз, нюх, осязание».

Противник всяческого насилия, он трагически переживал события, последовавшие за 1917 годом, и эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции Россию прежнюю, ностальгически окрашенную в теплые тона.

За границей Бунин написал десять книг прозы, в том числе много рассказов и повестей о любви. Любовь всегда была одной из главных бунинских тем. Любовь может быть краткой и стремительной, как солнечный удар (один из рассказов так и называется - «Солнечный удар»), но никогда прочной и долгой. Мелькнуло блаженство - и потянулась прежняя жизнь, теперь, после счастья, вдвойне невыносимая. Герои и героини Бунина гибнут, изменяют любимым, теряют возлюбленных на войне, внезапно уходят в монастырь. Так или иначе, у любви нет будущего. Иногда кажется, что Бунин разлучает или губит героев искусственно, хотя за этими мрачными развязками стоит его давнее убеждение: настоящая любовь слишком близка к смерти, настоящая страсть не выдерживает испытания жизнью.

IV. Беседа по рассказу «Кавказ»

Опираемся на вопросы учебника (с. 66).

Дополнительные вопросы и комментарии:

- От чьего лица ведется рассказ? Какое значение это имеет? (Повествование ведется от первого лица. Этим достигается достоверность, искренность рассказа. Мы узнаем историю «из первых рук», от одного из участников трагедии.)

- Какова интонация произведения? Какова ее роль? (Интонация рассказа проста, лишена острого драматизма, даже спокойна. Речь идет о делах минувших. Но скрытое напряжение, драматизм происходящего чувствуется в подтексте. Внешняя бесстрастность повествования усиливает трагическое впечатление развязки.)

- Какую роль играют картины природы? (Описание сумрачной московской осени контрастирует с изображением яркой, экзотической южной природы. Описание природы Кавказа занимает значительную часть рассказа. Описывается один день в череде таких же счастливых дней: раннее утро, знойный полдень, отдыхающий после жары день, удивительный закат, теплые, непроглядные ночи.

Южный пейзаж соответствует настроению героев, но в то же время дает понять, что герои оказались здесь случайно и ненадолго. Покой и красота природы -явно недостижимый для героев идеал: «еще две-три недели - и опять Москва!». Перед описанием трагической развязки - последняя картина природы, предвещающая эту развязку: «Иногда по ночам надвигались с гор темные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зеленые бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома».)

- Какое время отражено писателем? Найдите в тексте приметы времени. (В рассказе отражено время рубежа XIX-XXвеков. Приметы времени находим в деталях: «вуалька» героини, извозчичьи пролетки, «арбы, влекомые волами», «черкешенки в черных, длинных до земли одеждах... с закутанными во что-то черное головами».)

- Писатель считал для себя важным «найти звук» для того, чтобы сложилось новое произведение. Какой «звук» мог явиться истоком рассказа «Кавказ»? (Это звук, доносившийся из духана: «глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни». Ключевое определение этого звука - «безнадежно-счастливый», оно соответствует чувствам героев.)

- Как описаны последние действия мужа героини? (Последние действия мужа героини описаны одним длинным предложением с рядом однородных сказуемых. Развязка наступает неожиданно, в последних словах рассказа.)

- Как вы думаете, почему этот герой покончил жизнь самоубийством? (Судя по словам героини, ее муж «на все способен при его жестоком, самолюбивом характере». Она приводит слова мужа: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Очевидно, он догадывался, что жена его обманывает, чувствовал, что его честь оскорблена. Любил ли он свою жену? Скорее всего, да. Но любовь его была самолюбива, ревнива, он не мог вынести унижения своего достоинства. Он убил себя, а не обманувшую его жену и ее любовника, потому что не смог бы жить с позором на своем имени. Чистое белье, которое надевают и перед смертью, - тревожный знак близкой развязки. Нарочитая театральность его ухода из жизни объясняется обдуманностью, взвешенностью его решения. Последние действия офицера неторопливы, полны достоинства.)

V. Чтение статьи учебника «Историзм И.А. Бунина» (с. 65-66)

Обсуждение вопроса:

- Как проявился историзм И.А. Бунина в рассказе «Кавказ»?

VI. Итог урока

Послушайте размышления литературоведа В.И. Коровина о рассказе Бунина «Кавказ»:

«Рассказ Бунина «Кавказ» раскрывает перед читателем иную по сравнению с рассказом А.П. Чехова «О любви» сторону сильного и горячего чувства. В рассказе Чехова счастье прошло мимо героев. В рассказе Бунина герои, казалось бы, испытали всю полноту страсти. И все-таки оба рассказа драматичны и даже трагичны. В «Кавказе» герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Их чувство раскрывалось на фоне великолепной, прекрасной и экзотической природы, символизирующей вечность, неисчерпаемость жизни. Но рядом с этим возвышающим душу чувством постоянно ощущалась тревога, тревога от того, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким перед лицом бессмертной и могучей природы. Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Особенно остро это переживала влюбленная женщина, которой хотелось продлить счастливые дни. Но именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии. Муж-офицер, который любил свою жену и догадался об ее измене, свел счеты с жизнью. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Но он смягчает драматизм рассказа: офицер умирает слишком театрально, слишком искусственно. В его смерти нет суровой, пристойной случаю простоты, а есть какой-то неуместный вызов жизни. И все это тоже происходит на фоне природы, сама естественность которой внутренне одухотворена. Так в рассказ Бунина входит мысль о величии бытия, об искусственности человеческих представлений, в которых даже трагедия любви смешана с фальшью».

- В чем вы согласны с ученым? Напишите о ваших размышлениях по поводу рассказа Бунина.

Домашнее задание

1. Написать сочинение-размышление по рассказу Бунина «Кавказ».

2. Прочитать рассказ И.А. Бунина «Солнечный удар» (пособие «Читаем, думаем, спорим...», с. 159-164).

3. Прочитать статью учебника «А.И. Куприн» (с. 67-68), ответить на вопросы.

4. Прочитать рассказ А.И. Куприна «Куст сирени».