Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 45. Романтизм М. Горького. Рассказ «Челкаш» как романтическое произведение

Цели: углубить представления учеников о личности и творчестве М. Горького; расширить понятие о романтизме; рассказать о новаторстве М. Горького в развитии романтических традиций.

Методические приемы: анализ творческих работ, сообщение ученика, повторение изученного, объяснение учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет М. Горького, иллюстрации к рассказу.

Ход урока

I. Чтение и обсуждение творческих работ

II. Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам к статье учебника «Максим Горький».

III. Сообщение ученика о М. Горьком

IV. Лекция учителя с элементами беседы об особенностях романтизма М. Горького

Творческий путь писателя начался с публикации в сентябре 1892 года в тифлисской газете «Кавказ» рассказа «Макар Чудра». Тогда же появился литературный псевдоним - Максим Горький. А в 1895 года был напечатан рассказ «Старуха Изергиль». Горького сразу заметили, в печати появились восторженные отклики. Было очевидно, что рассказы носят романтические черты.

- Вспомните, что такое романтизм. Какие черты присущи романтическим произведениям? (Романтизм - особый тип творчества, художественное направление, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.)

- Какие произведения, написанные в духе романтизма, вы помните? (Романтические баллады В.А. Жуковского «Спящая царевна», «Кубок»; Ф. Шиллера «Перчатка», Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед»; черты романтизма в повестях А.С. Пушкина «Повести Белкина», «Дубровский»; поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри», повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством», роман Д. Дефо «Робинзон Крузо», новелла П. Мериме «Маттео Фальконе»; романтическая феерия А.С. Грина «Алые паруса», рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».)

Романтизм Горького - не столько следование стилю, сколько романтическое понимание жизни, человека, его места в мире. В романтизме Горького отразились его детские обиды на жизнь, на судьбу: Алеша Пешков очень рано потерял отца, жизнь в доме деда была совсем не уютной, бедной, мальчик был обделен родительской лаской, представления о красоте черпал в основном из книг, а окружающая жизнь была полна «свинцовых мерзостей». Отсюда желание изменить, переделать мир, идеальная вера в книжную мудрость.

Отличительные черты романтических образов Г орького - гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни.

Герои ранних произведений М. Горького - гордые, сильные, свободолюбивые, одинокие люди, разрушители обыденности, пошлости, сонного прозябания большинства.

Горький любуется теми своими героями, у которых «солнце в крови». Образы таких «солнечных», ярких героев часто сопровождают мотивы пламени, огня, костра, искр, факела. Иногда подобные мотивы непосредственно входят в образ героя. Вспомним Данко с его «горящим сердцем». В легенде о Данко метафора «сердца, отданного людям», реализуется (Данко на самом деле вырвал из груди сердце, и оно осветило людям путь). Такие герои, активные, гордые, смелые, стремящиеся переделать мир, получили в литературоведении название неоромантических героев.

Именно таковы герои ранних романтических рассказов Горького.

Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и окружающего его мира - коренная черта этого литературного направления.

- Л.Н. Толстой, прочитав ранние рассказы Горького, сказал ему: «Вы романтик, сочинитель... А среди воров и нищих нельзя искать героев, не надо». Согласны ли вы с мнением Л.Н. Толстого?

Одно из объяснений того, почему Горький выбирает таких неординарных героев (например, Челкаш - «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор»), дал Владислав Ходасевич. Он вспоминал, что Горькому «...нравилось только все то, что украшает действительность, от нее уводит, или с ней не считается, или просто к ней прибавляет то, чего в ней нет... Он любил всех людей творческого склада, всех, кто вносит или только мечтает внести в мир нечто новое... Сюда же примыкала его живая, как-то очень задорно и весело окрашенная любовь к людям, нарушающим или стремящимся нарушить заведенный в мире порядок... Ему нравились все, решительно все люди, вносящие в мир элемент бунта или хоть озорства...»*

* Ходасевич В.Ф. Некрополь. СПб., Азбука-классика, 2001.

V. Предварительная беседа по рассказу М. Горького «Челкаш»

- Назовите романтические черты рассказа Горького. (Романтический герой: одинокий, гордый, сильный, свободолюбивый; романтический морской пейзаж.)

- Какова роль морского пейзажа в рассказе?

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы учебника (с. 110).

2. Подготовить сравнительную характеристику героев.

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение об истории создания рассказа «Челкаш».