Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 47. Подготовка к сочинению на материале рассказов Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького

Цели: развивать навыки сравнительной характеристики героев, сопоставительного анализа текстов, монологической речи; учить писать сочинение.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста, составление плана.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Характеристика героев:

а) портретная характеристика;

б) цели в жизни, мечты;

в) поведение в «деле»;

г) отношение к деньгам.

Бродяга и вор Челкаш противопоставлен Горьким батраку Гавриле, одному из тех сотен тысяч крестьян, которые уходили в 90-х годах из разоренных деревень на заработки. Челкаш давно покинул деревню и навсегда освободился от страсти к накоплению, наживе. Деньги нужны ему для того, чтобы пить, веселиться, угощать других, забыть на время о том, что он отверженный, босяк. А безземельный, обнищавший крестьянин Гаврила мечтает только об одном - о своем хозяйстве, о сытой, беспечной жизни, и для достижения этой цели он готов идти на преступление. В вынужденном стремлении стать хозяином (иначе не прокормиться) Гаврила приходит к преступной позиции: деньги оказываются важнее чужой человеческой жизни.

«Старый травленый волк» Челкаш прекрасно чувствует себя среди «гранита и железа», где голоса людей «слабы и смешны», а сами люди «смешны и жалки», так как презирает их, ценя лишь волю «ловкого, смелого вора». Мнимая свобода Челкаша - результат разрыва всех уз и с городом, и с деревней. При воспоминании о матери, отце, матушке- земле Челкаш, однако, ощущает себя «одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах».

В разрушении связей между людьми Горький видел утрату смысла жизни.

II. Обсуждение тем сочинений

Примерные темы:

1. Как проявляется историзм в рассказах Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького?

2. Прием противопоставления в рассказах Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького (на примере двухтрех рассказов).

3. Роль пейзажа в рассказах (на примере двух-трех рассказов).

4. Герои рассказов Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького и их представления о счастье.

III. Составление планов сочинений, их обсуждение

Домашнее задание

1. Написать сочинение.

2. Прочитать статью учебника «А.А. Блок» (с. 111-112), ответить на вопросы.

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Куликовская битва и ее отражение в литературе».

4. Прочитать материалы об А.А. Блоке в пособии «Читаем, думаем, спорим...» (с. 183-188).