Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 48. А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока

Цели: кратко ознакомить учеников с личной и творческой биографией А.А. Блока, показать особенности его подхода к истории; развивать навыки выразительного чтения.

Методические приемы: лекция учителя, сообщение ученика, беседа по вопросам, выразительное чтение.

Оборудование: портрет А.А. Блока, издания его произведений.

Ход урока

I. Чтение и анализ творческих работ

II. Лекция учителя

Александр Александрович Блок родился и воспитывался Блок в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Семейная атмосфера была пропитана классической русской культурой. Отец поэта - профессор Варшавского университета, мать - переводчица, дочь ректора Петербургского университета А.Н. Бекетова, жена - дочь знаменитого химика Д.И. Менделеева, сам Блок окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, профессора-ботаника, в «ректорском доме», а каждое лето - в бекетовском подмосковном имении, в «благоуханной глуши» Шахматова. Детство будущего поэта было почти безоблачным, он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки.

В либеральной семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед был автором не только научных трудов, но и научно- популярных очерков. Бабушка Блока и ее дочери, в том числе мать поэта, занималась переводами научных и художественных произведений. Сам Блок начал писать рано, еще в пятилетием возрасте.

Интерес к истории тоже зародился, видимо, в семье деда и развился позже в университете. На годы студенчества приходится и серьезное обращение к литературному творчеству.

Тема России, тема родины - одна из ведущих в лирике Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель», - писал Блок. Россия для Блока - это «огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое».

В 1908 году Блок создал цикл из пяти стихотворений «На поле Куликовом», который сопроводил примечанием о том, что Куликовская битва - символ русской истории, разгадка которого впереди. Куликовская битва для поэта - исторический факт, дающий повод для размышлений о настоящем и будущем России.

Рубеж XIX-XX веков был для России кризисным, происходила смена исторических эпох. Блок понимал, что уходит в прошлое большой исторический период. Положение России, разделенной на два враждебных лагеря, поэт уподобляет Руси эпохи Дмитрия Донского, Руси, вышедшей на Куликово поле, чтобы отстоять свою национальную независимость. Именно об этом пишет поэт в цикле стихов «На поле Куликовом».

За образами борющихся станов видятся и современные Блоку люди и события, с пронзительной силой возникает лирически обобщенный образ. Поэтому блоковский цикл не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее - о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

Отразившаяся в цикле блоковская концепция судьбы России во многом схожа с пушкинским восприятием родины: в бескрайности степей, в «тоске безбрежной», в «долгом пути», в вечном преодолении исторических испытаний выражена идея бесконечной устремленности России вперед. Чувство исторической современности выражено в стихах Блока не прямолинейно, не в форме лозунгов, деклараций.

А. Блок обратился к теме Куликовской битвы в 1907-1908 годы. Победа на Дону для него «символическое событие русской истории». Что же это за событие?

III. Сообщение ученика «Куликовская битва и ее отражение в литературе»

Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года. В этом сражении объединенные русские войска под предводительством московского князя Дмитрия Ивановича впервые после установления монголо-татарского ига одержали победу. И хотя это не привело к окончательному падению ига, битва продемонстрировала возможность Руси противостоять Орде.

«...8 сентября 1380 года, в пятницу, когда на земле еще расстилался утренний туман, на поле Куликовом, при слиянии Дона и речки Непрядвы, произошло одно из величайших в истории нашего государства сражений.

Битва между войском московского князя Дмитрия и ратью во главе с золотоордынским ханом Мамаем длилась с шестого часа до девятого и закончилась блестящей победой русских.

Куликовская битва явилась поворотным моментом в борьбе русского народа против монголо-татарского ига, длившегося к этому времени уже полтора столетия. В памяти народной еще были живы воспоминания о первых сокрушительных ударах, нанесенных Руси незваными пришельцами на реке Калке (1223) и в Рязани (1237). Поэтическая «Повесть о разорении Рязани Батыем» с глубокой скорбью рисовала картину гибели города, в котором не осталось никого из живых: «Вси равно умроша и едину чашу смертную испиша». И хотя окончательное падение ига произойдет лишь столетие спустя, в 1480 году, после «стояния» на реке Угре, Золотой Орде в Куликовской битве был нанесен непоправимый удар. Характер ее отношений с Русью стал иным: после 1380 года захватчики осмеливались нападать на русские земли, совершая только внезапные набеги. Ханские ярлыки на великое княжение сделались почти фикцией.

Куликовская битва отчетливо выявила роль Москвы как нового политического центра. Немало сделал для укрепления Московского княжества его глава - великий князь Дмитрий Иванович, получивший впоследствии имя Донского. Следует отметить, например, его успех как полководца в битве с тем же Мамаем на реке Воже в 1378 году.

Князь Дмитрий Иванович, находившийся к 1380 году в полном расцвете сил (род. в 1350 г.), проявил себя талантливым организатором и при подготовке к новому походу. Ему удалось собрать большое по тем временам войско: примерно 100-150 тысяч человек (столько же было и у Мамая). Совместно с москвичами выступали в поход и представители некоторых других княжеств. Но, естественно, полного единения сил в этот период феодальной раздробленности быть не могло - на стороне Мамая находились, хотя и не принимали участия в самом сражении, Олег Иванович - князь Рязанский, и великий литовский князь Ягайло, родные братья которого, Андрей и Дмитрий Ольгердовичи, были союзниками Дмитрия Донского и отважно бились против ордынцев.

О русской победе узнали другие страны: уже «Задонщина» сообщает, что весть о разгроме Мамая донеслась до Рима, Кафы (Феодосия), Тырнова- столицы Болгарского царства, Царьграда (Константинополя). О военном успехе русских упоминает немецкий писатель конца XV века Кранц, почти точно датирующий «страшное сражение» 1381 годом.

Великая победа на Дону, ставшая одним из замечательных событий отечественной истории, сыграла важную роль и в развитии русской литературы. Она дала жизнь целому ряду высокоталантливых древнерусских произведений, которые сохранили для потомков и описание самого сражения, и образы его героев. О Куликовской битве рассказывают «Задонщина», летописная повесть в двух ее редакциях - краткой и пространной, «Сказание о Мамаевом побоище», известное в четырех редакциях и многочисленных списках. Победой на Куликовом поле в значительной мере вдохновлено «Слово о жизни и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя руськаго» - панегирическая биография московского князя. Рассказ о Мамаевом побоище находим и в жизнеописании Сергия Радонежского.

Разные по жанровым и стилистическим особенностям памятники Куликовского цикла объединены общей патриотической идеей, воплощенной прежде всего в собирательном образе Русской земли. «С всеми князьями рускими и с всею силою» идет великий князь Дмитрий Иванович «за всю землю Рускую на острая копья» (летописная повесть). Как страна, исполненная «злата и сребра и богатьства многа... и всякого узорчиа», предстает Русь в «Сказании о Мамаевом побоище». Автор «Задонщины» уже в приступе к произведению говорит о своем желании «величить» Русь.

Патриотическая идея в этих памятниках выступает не только как призыв любить родину вообще, а имеет вполне конкретное политическое наполнение. Русская земля - это прежде всего Московская Русь, глава Русской земли - великий московский князь. Данная политическая концепция, начавшая складываться в XV веке, придала произведениям политическое значение и обусловила их популярность.

В художественном отношении наиболее ярок и многогранен образ Русской земли в «Задонщине» (произведение, созданное в конце XIV или начале XV века), испытавшей на себе влияние «Слова о полку Игореве». Этот образ ассоциируется с территориальными владениями Руси, на которые хотят «наступати», «воюючи взяти» полки Мамая.

Это и само Куликово поле, покрытое «ковыль-травой», «между Доном и Днепром... на речке Непрядве». Это и русские земли вообще: земля Залесская, Коломна, Серпухов, Новгород, а также и земля Литовская. Но главное - «каменный град Москва», или «славный град Москва», как неоднократно уточняется в произведении. Сюда съезжаются все князья, чтобы выступить против Мамая. Выразительна метафора, подчеркивающая значение Москвы: «На Москве кони ржут, звенит слава русская по всей земли».

Русская земля ассоциируется и с русской историей. Вспоминаются «первых лет времена».

Намечаются границы ордынского ига: «калгския рати до Мамаева побоища лет 160». Называются имена знаменитых киевских князей - Игоря Рюриковича, Владимира Святославича, Ярослава Владимировича, многозначительно поименованных «прадедами» нынешних князей: в древнерусской литературе «отцы, деды и прадеды - это всегда некое мерило добродетелей и славы их сыновей, внуков, правнуков».

Символом Русской земли выступает также «вера христианская», противопоставленная «бесерменскому» поклонению идолам.

Русская земля в «Задонщине» - это и «Русь великая», что «одолеша Мамая на поле Куликове», т. е. люди Руси, преданные своей земле «сыновья русские». Сами князья и их воеводы, сражающиеся с «погаными агарянами»: «Федор Семенович, Тимофей Волуевич, Семен Михайлович, Микула Васильевич, Ондрей Серкизович, Михайло Иванович и иная многая дружина». Братья-чернецы Пересвет и Ослябя, головам которых «летети на травы ковыл». Безымянные «иныя», что «лежат посечены у Дону на брези». А также «болярыни и воеводины жены», оплакивающие убитых; «старые» и «молодые», обязанные сохранить «память» о своем грозном времени.

Тему Русской земли, нежной любви к ней венчает в «Задонщине» удивительное по своей глубине, по своей необычности сравнение: «Нам земля подобна есть Русская милому младенцу у матери своей».

Повести о Мамаевом побоище донесли до потомков образ Дмитрия Донского, поставленного последующими поколениями в ряд национальных героев русского народа. Опирающееся в значительной степени на рассказы очевидцев, эти повести не могли не отразить черты личности и реальные поступки московского князя. Вместе с тем, разумеется, авторы произведений следовали здесь общему принципу древнерусской литературы, которая, почти не зная вымышленного героя, стремилась в образе того или иного исторического деятеля воплотить идеал эпохи.

«В образах Александра Невского или Меркурия Смоленского, - пишет Д.С. Лихачев, - авторы изображали не столько те черты, которые были свойственны этим реальным людям... сколько именно те качества, которые должны были бы у них быть».

Повести подчеркивают миролюбие князя Дмитрия Донского, его нежелание понапрасну проливать кровь.

IV. Выразительное чтение цикла Л.А. Блока «На поле Куликовом»

(Читает учитель.)

V. Вопросы на восприятие произведения

- О чем повествует Блок в цикле «На поле Куликовом»?

- Почему в своем произведении он обращается к прошлому?

Домашнее задание

1. Прочитать фрагменты статьи Д.С. Лихачева «Мир на Куликовом поле» в учебнике-хрестоматии (с. 112-115). Подготовить пересказ.

2. Подготовить выразительное чтение цикла «На поле Куликовом».

3. Ответить на вопросы учебника (с. 121-122).

4. Индивидуальное задание: сделать иллюстрации к циклу Блока «На поле Куликовом» (по желанию).