Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Уроки 50-51. C. A. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачев»

Цели: расширить представления учеников о личной и творческой биографии Есенина; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Методические приемы: объяснения учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста.

Оборудование: портрет С.А. Есенина, издания его произведений, аудиозаписи песен на стихи Есенина.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение наизусть стихотворений цикла А.А. Блока «На поле Куликовом».

2. Беседа по вопросам к статье учебника «С.А. Есенин» (с. 124).

3. Выразительное чтение наизусть стихотворений С.А. Есенина.

II. Слово учителя о С.А. Есенине (или сообщение ученика)

Бурной и печальной была судьба Сергея Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во многом способствовала неимоверной популярности его стихов - задушевных и музыкальных, близких и понятных самым разным людям. О судьбе Есенина еще при жизни поэта стали складываться легенды.

«Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком», - писал о поэте М. Горький.

Действительно, природный дар поэта огромен, органична его связь с родной землей, которая во многом питала его поэзию. Но Есенин не беспечный деревенский пастушок Лель, играющий на свирели. За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа. Он хорошо знал русскую классику, свою поэтическую родословную вел от А. Кольцова. Всерьез изучал народное искусство, собрал и записал четыре тысячи частушек.

В статье «Ключи Марии» (1918) осмыслил основы народной поэтической культуры, считая ее вершиной творчества. А в итоговой автобиографии (1925) подчеркивал огромное значение для него Пушкина: «В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину». К пушкинской емкости, органичности он приходит в поздних стихах. Но в целом творчество, как и частная жизнь, полны противоречий и мучительных исканий. Блок, благословлявший Есенина в литературу, как будто предчувствуя драматизм его судьбы, писал: «...я думаю, что путь Вам, может быть, предстоит не короткий и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее».

Есенин действительно прошел «трудный путь». Войдя в литературу в 1914 году, он вместе со своей страной пережил войны и революции. Он - выходец из крестьянской семьи, человек корневой православной русской культуры, большую часть прожил в городе, в эмоционально и духовно чуждом ему мире. И личность Есенина была соткана из противоречий: он всегда стремился к духовному покою, согласию с собой и людьми и одновременно был склонен к мятежности, страстности, не знающей границ. Кротость и бунтарство, ранимость и дерзость - эта полярность, двойственность натуры выразилась в есенинской лирике.

Сергей Есенин всегда жил и писал на крайнем напряжении душевных сил. Такова его природа. Преисполненный любви к Родине, к человеку, природе, Есенин не щадил только себя. Другого пути для художника он не знал:

Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Мы познакомимся с отрывками из поэмы С.А. Есенина «Пугачев». Этот образ близок бунтарской, страстной душе поэта.

III. Слово учителя об истории создания поэмы С.А. Есенина

«Пугачев»

В 1920 году С.А. Есенин задумывает драматическую поэму «Пугачев», которую заканчивает в середине 1921 года. Пугачевское восстание привлекло внимание поэта, озабоченного желанием осмыслить путь крестьянства в революции. Он прочел много исторических источников о пугачевщине, побывал в тех местах, где проходило восстание. Раньше других вставало перед поэтом, обратившимся к этой теме, имя автора «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева». По свидетельству Розанова, Есенин говорил о своем желании прочесть эти страницы истории иначе, нежели это сделал Пушкин. В полемическом задоре он даже обнаружил и, конечно же, не принял «дворянскую точку зрения» Пушкина, обвинив автора повести и «Истории...» в том, что тот «многое... изобразил просто неверно». Говоря о Пугачеве, Есенин назвал его «почти гениальным человеком» и, отдав ему «основную роль» в поэме, в каждой ее сцене вывел новых действующих лиц.

IV. Выразительное чтение поэмы

Сопровождаем чтение комментариями.

V. Работа над фрагментами поэмы

1. Характеристика героев поэмы.

- Каким предстает Пугачев в этом произведении? (Есенин создает в поэме образ человека сильного, смелого, способного на решительные, обдуманные действия. К мысли о восстании Пугачев приходит не сразу: ему нужно было увидеть, как «по всем окраинам стонет Русь от цепких лапищ», нужно было преисполниться зреющими в народе болью и гневом, прежде чем решиться бросить призыв к мятежу, «чтобы колья погромные правили над теми, кто грабил и мучил». Мятеж этот представляется ему войной справедливой, он идет в ней до конца, не желая смириться с мыслью о поражении. Но ему не дано обуздать стихию мятежа, не дано наделить своей волевой устремленностью тех, кто рядом с ним.)

- Как объясняется в поэме Есенина причина, по которой Пугачев выдал себя за царя? (Пугачев услышал о том, что люди сожалеют о смерти Петра III. Сторож говорит, что жизнь испортилась «С первых дней, как оборвались вожжи, /С первых дней, как умер третий Петр». Сторож еще раз поминает «имя мертвого Петра», говорит о том, что мятежу нужен вождь: «Нам нужен тот, кто б первый бросил камень». И тогда Пугачева осеняет мысль выдать себя за Петра 111: «Как Петра? Что ты сказал, старик?.. Какая мысль!».)

Обратим внимание, что имя «Петр» значит «камень».

- Прочитайте выразительно отрывок из V главы «Уральский каторжник». Что вы можете сказать о Хлопуше? Чем он близок Пугачеву? (Хлопуша, как и чернь, любит Пугачева «за буйство и удаль...», «Пусть он даже не Петр». Хлопуша, «местно вскормленный бунтовщик», заряжен таким же мощным, как и Пугачев, зарядом ненависти к угнетателям, вместе с ним хочет, «чтобы гневные лица вместе с злобой умом налились».)

- Как изображен народ в поэме? Как он относится к Пугачеву? (Народ изображен контрастными красками. С одной стороны, это «придавленная чернь», с другой - «золото телесное, родное золото славян». В изображении Есенина изначально мужик «мудрый», привык «прилежно» трудиться, но его придавили: «всех связали, всех вневолили». Народ беден: у сторожа «в дому одна кровать, / И четверо на ней спят ребятишек». В словах сторожа объяснение терпения и бездействия народа: каждый боится наказания, все разобщены, живут по принципу «Только лишь до нас не добрались бы, / Только нам бы, / Только б нашей / Не скосили, как ромашке, головы». Но глухое пока недовольство зреет в народе: «Уж мятеж вздымает паруса». В народе скрыты неизмеримые силы, протест, желание воли. И Пугачева народ любит именно за смелое, открытое проявление собственных желаний, «за буйство и удаль». В словах Хлопуши - страстное стремление к этому народному идеалу, дважды повторенное: «Проведите, проведите меня к нему, / Я хочу видеть этого человека».)

2. Художественные особенности поэмы.

Задание 1. Определить виды тропов (олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты) в следующих цитатах:

«Ржет дорога в жуткое пространство»; (Олицетворение, эпитет.)

«Мне нравится степей твоих медь»; (Метафора.)

«Луна, как желтый медведь»; (Сравнение.)

«Яик, Яик, ты меня звал стоном придавленной черни»; (Олицетворение, эпитет.)

«Словно яблоко тяжелое / Виснет с шеи твоя голова»; (Сравнение.)

«Родное золото славян»; (Эпитет, метафора.)

«Слышен прялки ровный разговор»; (Олицетворение, эпитет.)

«Стонет Русь от цепких лапищ»; (Олицетворение, эпитет.)

«И березами заплаканный наш тракт»; (Олицетворение.)

«Уж мятеж вздымает паруса»; (Метафора.)

«Из пасти темноты / Выдергивают звезды, словно зубы»; (Олицетворение, сравнение.)

«Колокол луны скатился ниже». (Метафора.)

- Как вы считаете, чем объяснить столь насыщенное, обильное употребление эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор в тексте поэмы? (Движение, развитие образов, их противоборство создает в поэме Есенина драматическое действие. Напряженность его обусловлена крайней эмоциональностью образного строя, где нет места нейтральности, информативности.)

Задание 2. Найдите повторы в тексте, определите их роль.

В тексте поэмы множество повторов. Повторяются обращения (7ы ли, ты ли, разбойный Чаган...; Яик, Яик, ты меня звал...; Русь, Русь!; О Азия, Азия]); повторяются отдельные слова (Наконец-то я здесь, здесь!; Но скажи мне, скажи; Только лишь до нас не добрались бы, Только нам бы, / Только б нашей /Не скосили... головы;); повторяются целые фразы (Проведите, проведите меня к нему /Я хочу видеть этого человека; Вы сума сошли! Вы сума сошли! Вы сума сошли!).

Повторы усиливают воздействие на читателя, нагнетают напряжение, звучат как заклинание. Возникающие обычно в начале монологов, повторы логически обусловлены, но порождаемое ими однообразие ритмического движения дает еще и некоторую напевную настройку.

VI. Элементы сопоставительного анализа произведений о Пугачеве

Мы познакомились с романом А.С. Пушкина «Капитанская дочка», преданиями, песнями, рассказывающими о Пугачеве и пугачевском восстании, с документами об этих событиях. Сопоставьте Пугачева Есенина и Пугачева А.С. Пушкина.

- В чем различие и в чем сходство между героем С.А. Есенина, Пугачевым в текстах преданий и Пугачевым в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

- В чем принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным?

Менее всего Есенин заботился о воссоздании исторически точной картины народного восстания и ее героя. Народный вождь и все персонажи поэмы своим поведением призваны утвердить представления поэта о психологии русского крестьянина. Его способность подняться на борьбу против угнетателей, душевное состояние во время восстания, наконец, ощущение неизбежного поражения, - все это не получает в поэме конкретно-исторического объяснения, но должно служить подтверждением раздумий поэта о судьбе крестьянства в революционную эпоху.

Отношение Пушкина к Пугачевскому восстанию выражено фразой: «Не дай Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». С точки зрения Есенина мятеж оправдан «стоном придавленной черни», которой недоставало лишь вождя.

VII. Итог урока

Летом 1922 года Есенин читал поэму «Пугачев» М. Горькому в Берлине. Горький вспоминал об этом так: «Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помнится, я не мог сказать ему никаких похвал, да он - я думаю - и не нуждался в них».

- Какое настроение вызвала у вас поэма С. Есенина «Пугачев»?

Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы С.А. Есенина «Пугачев».

2. Прочитать материалы о С.А. Есенине в пособии «Читаем, думаем, спорим...», с. 189-196), ответить на вопросы.

3. Прочитать статью учебника «М.А. Осоргин» (с. 131-132), ответить на вопросы.

4. Прочитать рассказ М.А. Осоргина «Пенсне».

Дополнительный материал

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в селе Константиново. Талант Есенина, его мировоззренческие искания, темы его творчества, эстетические пристрастия, его этика, - все это корнями уходило в детство.

Есенин родился и рос в семье, в которой проявлялась религиозная культура. В расположенном напротив реставрировавшейся церкви доме бабушки по отцовской линии селились монахи и художники. Бабушка по материнской линии водила внука в монастырь за сорок верст! В ее доме собирались слепцы, странники, они пели духовные стихи - о рае, о Миколе, о Лазаре, о граде неведомом. Уже в ту пору Есенин узнал о земле обетованной, о непременном грядущем рае, об ином мире - и эти темы отзовутся потом в его творчестве. По субботам и воскресеньям дед Федор Андреевич Титов, знаток духовных стихов и Библии, излагал ему священную историю. Есенин не был церковным человеком; в семье он приобщался к православию, на экзаменах в Константиновском земском

училище по закону Божию и чтению на церковнославянском языке он получил пятерку, но по природе своей был «забиякой и сорванцом». Эта двойственность - стремление к духовному покою и мятежность, кротость и страстность - выразилась в его лирике.

Семейные традиции были дополнены образованием Есенина. Окончив Константиновское земское училище, он продолжил образование в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе. В нем была страсть к чтению. К тому же он рано открыл в себе поэтический дар - писать стихи начал еще в земском училище.

В 1912 году он приехал в Москву. Это был юноша с развитым самосознанием. В 1913 году он устраивается на работу в типографию товарищества И.Д. Сытина - получает и финансовую независимость, и возможность читать: все, помногу и жадно. В том же году он начинает заниматься на историко-философском отделении Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского.

В 1916 году вышел в свет его первый поэтический сборник «Радуница». За эти четыре года он сформировался как поэт крестьянской культуры.

Мотивы лирики С. Есенина начала 1910-х гг. - жертвенная миссия поэта, одухотворенная природа, богоизбранность крестьянина, за которого радеет св. Николай Угодник.

В русскую поэзию Есенин входил как один из самых ярких поэтов крестьянского направления, сознанию и эстетическим вкусам которых были свойственны религиозная культура, влияние философии и поэтики литературных памятников православной мысли, включая литературу старообрядцев, влияние фольклора, сосредоточенность на судьбе крестьянства.