Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 5. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

Цели: показать идейно-художественное своеобразие «Повести о житии... Александра Невского»; развивать навыки анализа текста, навыки монологической речи и выразительного чтения; реализация межпредметных связей с изобразительным искусством.

Методические приемы: беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение, описание картин.

Оборудование: репродукции картин П. Корина, Г. Семирадского, В. Серова.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение по ролям фрагментов «Повести о житии... Александра Невского».

2. Беседа по вопросам учебника:

- Какой теме посвящена повесть?

- Какие чувства вызывает у вас повесть?

- Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим?

- Как он говорит о том, что был современником Александра?

3. Проверка словариков: чтение устаревших слов и выражений и их объяснение (словарные статьи) - по цепочке.

II. Чтение учителем отрывка из «Слова о погибели земли русской» и обсуждение

«О, светло и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!

Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы - то все с помощью Божьею покорено было христианскому народу, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали. А литовцы из болот своих не показывались, а угры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы родовались, что они далеко - за Синим морем. Буртасы, черемисы и мордва бортничали на великого князя Владимира. А император царьградский Мануил от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял.

И в те дни, - от великого Ярослава, и до брата его Юрия, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя Владимирского, - обрушилась беда на христиан...»

Ученые высказывают разные мнения. Одни считают, что это «Слово...», написанное ориентировочно в 1237-1240-е годы, является своеобразным предисловием к «Житию... Александра Невского». Другие полагают, что это самостоятельное произведение, отдельный литературный памятник.

- А вы какой точки зрения придерживаетесь? (Обсуждение.)

III. Беседа по вопросам

- До знакомства с князем Александром Невским автор «Жития.. .» включает в повествование слова ветхозаветного пророка Исайи: «Так говорит Господь: «Князей Я ставлю, священны ибо они, и Я их веду». И воистину - не без Божьего повеления было княжение его». С какой целью автор приводит эти слова? (Слова пророка Исайи говорят о богоизбранности Александра Невского, о том, что рождение князя Александра было предопределено, а это должно было сказаться на его личности.)

- Прочитайте описание внешности князя и его характеристику. Какое значение имеет это описание? (Автор не только показывает физическое совершенство князя Александра, но и сравнивает его с библейскими героями: Иосифом, Самсоном, Соломоном, Веспасианом. В князе нашли отражение все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость.)

- Какими еще способами автор подчеркивает избранность князя Александра? (Автор ссылается на высказывание авторитетного, но постороннего человека, что должно подтвердить необыкновенные достоинства князя.)

Ответим на вопросы учебника из разделов «Поразмышляем над прочитанным» (№ 2, 3), «Будьте внимательны к слову» (№ 1-3).

- Каковы жанровые особенности «Жития... Александра Невского»? (Произведение соединяет черты жития и воинской повести. Кроме того, заключительная часть «Жития...» включает жанр плача.

IV. Чтение статьи учебника «Русская история в картинах» (с. 27-29) и обсуждение вопросов (с. 29)

V. Устное описание репродукций

Реализация задания по группам: подготовить устное описание репродукций картин, посвященных Александру Невскому.

Вопросы:

- Какая картина могла бы стать эскизом скульптурного изображения Александра Невского? (Скорее всего, картина П. Корина, на которой герой изображен монументально, в полный рост, с мечом.)

- Какую роль на картине Г. Семирадского играют детали? (Самая важная деталь - хоругвь с изображением Христа, которая находится в центре верхней части картины. Она несет идейную нагрузку: Александр тверд в своей вере.)

- В чем особенности изображения народа на картине В. Серова? (Фигура Александра Невского расположена в центре картины, но не отделяется от фигур людей, устремившихся к нему в порыве восторга и благодарности. Все лица обращены к победителю, народному освободителю. Александр Невский - это герой из народа и с народом.)

VI. Характеристика Александра Невского

Подведем итоги прочитанному и сказанному.

- Каким вы представили князя Александра?

- Опишите его личность.

- Что вас удивило в личности Александра Невского? При характеристике можете использовать репродукции картин, посвященных Александру Невскому.

Сделаем записи в тетрадях:

Александр Невский - бесстрашный, храбрый, справедливый правитель, великий полководец, живущий по христианским заповедям, тихий, приветливый, мудрый праведник, человек высокой духовности, подлинный защитник земли Русской.

VII. Выразительное чтение стихотворения А. Майкова «Кончина Александра Невского»

Ночь на дворе и мороз.

Месяц - два радужных светлых венца вкруг него...

По небу словно идет торжество.

В келье игуменской - зрелище скорби и слез...

Тихо лампада пред образом Спаса горит...

Тихо игумен пред ним на молитве стоит.

Тихо бояре стоят по углам.

Тих и недвижим лежит головой к образам

Князь Александр, черной схимой покрыт...

Тихо лампада пред образом Спаса горит...

Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит...

Там, где завеса раздвинулась вдруг перед ним,

Видит он: облитый словно лучом золотым,

Берег Невы, где разил он врага...

Вдруг возникает там город... народом кишат берега,

Флагами веют цветными кругом корабли...

Г роб с корабля поднимают, ко храму несут,

Звон раздается, священные гимны поют...

Крышку открыли... Царь что-то там говорит...

Вот перед гробом земные поклоны творят,

Следом все люди идут приложиться к мощам.

В гробе ж— князь видит - он сам.

Тихо лампада пред образом Спаса горит.

Князь неподвижен лежит...

Чудной лицо озарилось красой.

Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой

Сердце ощупал его и чело -

И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»

Домашнее задание

1. Написать сочинение-размышление «Сын земли Русской...».

2. Прочитать статью учебника «Повесть о Шемякином суде» (с. 29-30).

3. Прочитать «Житие Сергия Радонежского» в пересказе Т. Михельсон (пособие «Читаем, думаем, спорим... », с. 14-25), ответить на вопросы (с. 25).