Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 52. М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Цели: кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством М.А. Осоргина; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет М.А. Осоргина, издания его произведений.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение фрагментов поэмы С.А. Есенина «Пугачев».

2. Беседа по статье учебника «М.А. Осоргин».

II. Слово учителя о М.А. Осоргине (или сообщение ученика)

Михаил Андреевич Осоргин облегчил работу своих будущих биографов. Он сам подробно рассказал о своей жизни - в написанной в конце жизни книге воспоминаний «Времена», в десятках очерков. «Наше поколение, - говорил Осоргин, - находится в исключительно выгодных условиях: не успев состариться, мы прожили века».

Осоргин - это псевдоним. Настоящая фамилия писателя - Ильин. Он принадлежал к одному из самых древних русских дворянских родов.

Михаил Андреевич родился и вырос в Перми. В 1897 году Михаил Ильин поступил на юридический факультет Московского университета. В 1902 году окончил его и начал заниматься адвокатской практикой.

Но юридическое поприще не было призванием Михаила Андреевича. Его «мечТаемая дорога» - литература. С гимназических лет он печатается в газетах. Будучи студентом, регулярно посылает корреспонденции в «Пермские губернские ведомости», ведет там постоянную рубрику «Московские письма».

В очерке «Девятьсот пятый год» (1930) писатель вспоминал, что участником революции был не столько сам, сколько его квартира: здесь скрывались революционеры, хранилась нелегальная литература, оружие. Осоргин был арестован и приговорен к трем годам ссылки в Томскую область. В мае 1906 года он чудом оказался на свободе. Поначалу он скрывался под Москвой, потом перебрался в Финляндию, а затем оказался в Италии, на вилле «Мария» - в приюте многих русских политических эмигрантов.

В Италии Осоргин все больше и больше погружается в литературные занятия. С 1908 года Осоргин - постоянный автор, а вскоре и корреспондент «Русских ведомостей» в Италии. За 10 лет только в этой газете появилось более четырехсот материалов Осоргина: репортажей, статей, очерков о самых разных сторонах жизни Италии - страны, которую он впоследствии назвал «романом своей молодости». В книге «Там, где я был счастлив» много страниц посвящено Италии. Осоргин писал, что города Италии были ему комнатами (Рим - рабочим кабинетом, Флоренция - библиотекой, Венеция - гостиной, Неаполь - террасой).

В эти же годы в журнале «Русский вестник» печатаются и рассказы: «Эмигрант», «Моя дочь», «Призраки», «Старая вилла». В их героях нетрудно угадать самого автора. Это - эмигрант, горько сомневающийся в том призрачном деле, которое искалечило его судьбу.

В 1916 году Осоргин возвращается на родину. Он приехал, так и не добившись официального разрешения, на свой страх и риск. Февральскую революцию поначалу он принял восторженно. Главная задача Осоргина-публициста в то время - не потерять завоеваний революции, не дать совершиться кровопролитию.

С первых дней Октябрьского переворота Осоргин призывает не подчиняться самозваному правительству. После того как летом 1918 года вся оппозиционная печать была разгромлена, Михаил Андреевич вместе с другими авторами участвует в создании и работе Книжной лавки писателей в Москве. Она стала не просто букинистическим магазином, но местом общения писателей и читателей. Здесь писатели могли продать и рукописные книги - печататься ведь было негде.

Осенью 1922 года вместе с другими писателями и учеными на «философском пароходе» Осоргин был выдворен из страны. Формально на три года, но с устным разъяснением: «То есть навсегда».

Он жил в Берлине, ездил в Италию, читал там лекции, работал над рассказами. Художественный талант Осоргина раскрылся именно на Западе - «в России писать было некогда». Но почти все написанные им книги - о России. Темы, идеи, образы - все оттуда.

Большую часть года Осоргин проводил на своем участке под Парижем - поближе к земле, страстную тягу к которой он пронес через всю жизнь. Его «огородные записи» составили книгу «Происшествия зеленого мира» (1938) - настоящий гимн земле и ее бессловесным обитателям.

В Париже Осоргин вырос не только в крупного писателя, но и в глубокого, оригинального мыслителя. Он много думал о судьбах России и Европы, фашизма и коммунизма, видел противоречия современной ему жизни. Литературоведы отмечали, что у него «любовь к языку и своей истории соединились с любовью к человеку».

С началом Второй мировой войны Осоргин с женой вынужден был покинуть Париж. Он поселился в местечке Шабри. А вернувшись, они нашли квартиру опечатанной, библиотеку и архив вывезенными.

Умер писатель в Шабри 27 ноября 1942 года. Там и похоронен.

Множество раз просил он Горького напечататься в России: «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым... на родине». И еще: «Мое счастье не в том, чтобы я, чтобы мы увидели Россию возрожденной и свободной, а в том, чтобы таково было ее будущее».

Сейчас книги Осоргина возвращаются к читателю. Сегодня нам предстоит знакомство с его рассказом «Пенсне».

III. Беседа по рассказу «Пенсне»

Опираемся на вопросы учебника (с. 137).

Дополнительные задания и вопросы, комментарии:

- Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевленных, наделенных разумом?

- Какой прием используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей? (Автор использует прежде всего олицетворение. Вещи живут своей, самостоятельной, не зависящей от человека жизнью: «часы шагают, хворают, кашляют», «печка мыслит», «запечатанное письмо подмигивает и рисуется», «раздвинутые ножницы кричат», «кресло сидит», «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках». Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: «шляпа передразнивает своего владельца», «лицо у нее свое, забулдыжно-актерское»; чайник - «добродушный комик», «у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость», у некоторых вещей «страсть к путешествиям». Мало того, вещи имеют даже социальный статус и политические убеждения: «демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан - носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница - почтовая марка».

Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Например, «раздвинутые ножницы кричат» потому, что напоминают раскрытый в крике рот; «часы шагают» - реализация метафоры «часы идут»; «кресло сидит», потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т. д.

Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.)

- Найдите в рассказе другие художественные приемы, определите их роль. (Синтаксические приемы - риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью - кто же сомневается?»; многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю; грамматические—употребление глаголов второго лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь... смотрите, встаете, лезете, заглядываете» и т. д.), чем достигается эффект присутствия читателя в действии; интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: «лицо» шляпы «забулдыжно-актерское», «душонка», «недоглядка», «шлялось», «Ни-ка-ких!», «И вдруг - раз! - и падает карандаш» и т. д.

В рассказе множество выразительных эпитетов, которые служат одушевлению предметов: «кристальная душа» пенсне, «жалкое, виноватое» пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости...»; «загулявшие стеклышки» и т. д.)

IV. Пересказ текста

- Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут?

- Что Же случилось с пенсне? Какая история с ним произошла?

- Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

- Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

V. Итог урока

- Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры. (Все предметы, описанные Осоргиным, реальны, реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах. Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.)

Домашнее задание

1. Придумать свою историю о каком-нибудь предмете.

2. Прочитать статью учебника «И.С. Шмелев» (с. 138-139), ответить на вопросы.

3. Прочитать рассказ И.С. Шмелева «Как я стал писателем», подготовить его пересказ.