Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 53. И.С. Шмелёв. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

Цели: кратко ознакомить учеников с личной и творческой биографией писателя; вызвать интерес к творческой работе; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, пересказ текста, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет И.С. Шмелева.

Ход урока

I. Чтение и обсуждения творческих работ

II. Рассказ учителя об И.С. Шмелеве

Иван Сергеевич Шмелев родился 21 сентября (3 октября) 1873 года в семье строительного подрядчика в Замоскворечье, купеческом районе Москвы. Семья была глубоко религиозной, вела строгий образ жизни. «Дома я не видал книг, кроме Евангелия», - вспоминал писатель. Зато - «во дворе было много ремесленников - бараночников, сапожников, скорняков, портных. Они дали мне много слов, много неопределенных чувствований и опыта».

Двор наш для меня явился первой школой жизни - самой важной и мудрой. Здесь получились тысячи толчков для мысли. И все то, что теплого бьется в душе, что заставляет жалеть и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребенка, глазами. <...> Слов было много на нашем дворе - всяких. Это была первая прочитанная мною книга - книга живого, бойкого и красочного слова». Московские впечатления и русское просторечное слово играют огромную роль в творчестве писателя.

Увлечения Шмелева были разнообразными. Помимо обучения на юридическом факультете Московского университета, он интересовался ботаническими открытиями К. Тимирязева.

Восемь лет тягостной службы после окончания университета помощником присяжного поверенного и налоговым инспектором, из которых пять лет прошли в провинции, позволили Шмелеву, по его собственному признанию, «узнать деревню, провинциальное чиновничество, фабричные районы, мелкопоместное дворянство». Вот откуда позднее - широчайший тематический диапазон книг Шмелева, масштабность его видения России. В 1907 году, имея за плечами не одно опубликованное произведение. Шмелев решает стать профессиональным писателем и уходит в отставку. До отъезда в эмиграцию в 1922 году он издал 53 книги и восьмитомное собрание сочинений. (По В.В. Агеносову)

В 1922 году Шмелев уезжает в эмиграцию. Из Франции, чужой и «роскошной» страны, с необыкновенной остротой и отчетливостью видится Шмелеву старая Россия. Из потаенных уголков памяти пришли впечатления детства, составившие книги «Родное», «Богомолье», «Лето Господне», совершенно удивительные по поэтичности, изобретательности языка.

III. Выборочный пересказ рассказа «Как я стал писателем»

IV. Беседа по вопросам

Опираемся на вопросы рубрики учебника «Поразмышляем над прочитанным» (с. 148-149).

Дополнительные вопросы и комментарии:

- Прокомментируйте начало рассказа. (Первая фраза сразу отвечает на вопрос заглавия, весь остальной рассказ раскрывает эту фразу. Лаконичное начало незамедлительно вводит читателя в творческую лабораторию писателя, приглашает к творчеству.)

- Какую роль в судьбе писателя сыграли детские впечатления?

- О каком произведении напоминают описания вещей: «живые доски», «живая метла», «живая половая щетка»? (Еще в детстве будущий писатель обладал живым воображением, фантазировал, одушевлял окружающие предметы. Описания вещей напоминают рассказ М.А. Осоргина «Пенсне», где также широко применяется прием олицетворения.)

- Как воспринимали первые писательские опыты мальчика в гимназии?

- Как изображены преподаватели гимназии - инспектор Баталин и словесник Цветаев? Какую роль они сыграли в судьбе Шмелева? (Баталин изображен иронически, сатирически. Это человек, которого близко нельзя подпускать к детям. Его характеризуют выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: «сухой», «тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем», «говорит сквозь зубы - ну прямо цедит! - ужасным, свистящим голосом»; «начал пилить со свистом»» «показались зубки», «холодные глаза», «холодное презрение», «так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку». Этот «педагог» мог навсегда отбить охоту к творчеству ребенка.

Шмелеву повезло с другим преподавателем. Его он называет полностью, по имени-отчеству: «Федор Владимирович Цветаев». Главное, что сделал Цветаев, - предоставил свободу творчества. Его характеристика контрастирует с характеристикой Баталина: «незабвенный», «посмеивающийся чуть глазом», «благодушно», «певуче читал». Он первым заметил и оценил в мальчике талант писателя. О нем Шмелев плакал, когда хоронили учителя.)

- Как проявляется в рассказе характер самого автора? Какие чувства он испытывает? (Характер автора проявляется в его мыслях и действиях. Он наделен незаурядной фантазией, он независим, он увлечен литературой, творчеством. Это благодарный человек-он вспоминает о своем учителе, который навсегда «в сердце». В описании сцены с первым рассказом «У мельницы» проявляется неуверенность в собственных силах, робость, а потом опьяняющее чувство счастья. Юный писатель чувствовал благоговение перед искусством, понимал, что должен многое «сделать, многое узнать, читать, вглядываться, думать...», чтобы стать писателем.)

Домашнее задание

1. Написать рассказ на тему «Как я написал свое первое сочинение».

2. Прочитать раздел учебника «Писатели улыбаются» (с. 149 -160); ответить на вопросы (с. 154, 156, 159-160).

Дополнительный материал

Критик И.А. Ильин писал о «Лете Господне»: «Великий мастер слова и образа, Шмелев создает здесь в величайшей простоте утонченную и незабвенную ткань русского быта, в словах точных, насыщенных и изобразительных: вот «тартанье мартовской капели», вот в солнечном луче «суетятся золотинки», хряпают топоры», покупаются «арбузы с подтреском», видна «черная каша галок в небе». И так зарисовано все: от разливанного постного рынка до запахов и молитв Яблочного Спаса, от «розговин» до крещенского купания в проруби. Все узорно и показано насыщенным видением, сердечным трепетом; все взято любовью, нежным, упоенным и упоительным проникновением; здесь все лучится от сдержанных, не проливаемых слез умиленной благодатной памяти».

В этой книге восприятие ребенка, доброго и наивного, чистого и доверчивого, так близко восприятию народному. В совокупности все подробности, детали, мелочи объединяются внутренним целостным художественным миросозерцанием Шмелева, достигая размаха эпоса, мифа, яви-сказки. Это позволяет в «Лете Господне» в поэтических обобщениях отображать уже такие высокие категории, как нация, народ, Россия.

«Лето Господне» (1934-1944) считается вершиной творчества И. Шмелева.