Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 59. А.П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»

Цели: углубить знания учеников о личной и творческой биографии А.П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа; определить роль художественных приемов; развивать навыки анализа художественного текста.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет А.П. Платонова, издания его произведений.

Ход урока

I. Чтение и анализ творческих работ

II. Беседа по вопросам учебника к статье «А.П. Платонов»

III. Слово учителя о А.П. Платонове

Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899-1951) родился на рубеже веков и за полвека пережил вместе со страной и войны, и революции, и лишения, и голод, и гонения, и радость труда. В семье рано умерла мать, и будущий писатель остался старшим среди многочисленных сестер и братьев. Уже в 13 лет он работал в конторе, потом рабочим на паровозоремонтном, трубном заводах. В годы гражданской войны А. Платонов служил в Красной Армии помощником паровозного машиниста. Во время Великой Отечественной был военным корреспондентом.

IV. Беседа по вопросам по рассказу А.П. Платонова «Возвращение»

Опираемся на вопросы и задания учебника (с. 226-227). Дополнительные вопросы и комментарии:

- Что притягивало Иванова к Маше? Почему он с ней разговорился?

- Какое значение имеет описание природы?

Сначала Иванову просто было скучно ждать одному поезда. Потом он увидел, что женщина в ватнике ему знакома.

Платонов описывает природу враждебной человеку: «Наступала уже холодная осенняя ночь», «В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час». Этим, в частности, объясняется взаимное притяжение Иванова и Маши: «Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека».

Другой причиной их сближения было то, что оба «чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии». Люди привыкли к заведенному порядку, к армейским будням и по инерции, хоть и стремились к гражданской жизни, домой, не могли перестроиться на лад мирной жизни.

Автор объясняет порыв Иванова тем, что герой был самолюбив, не терпел насмешек над собой, даже мнимых («ему казалось, что... кто-то издали смеется над ним и бывает счастливым вместо него, а он остается лишь нахмуренным простачком»), и находил себе «как он сам выражался, простую подручную радость», чтобы выйти из уныния.

Таким образом, автор подробно обосновывает сближение Иванова и Маши, приводит несколько причин, «оправдывающих» героев.

- Почему капитан Иванов не торопился домой?

- Считаете ли вы кого-то из героев виноватым?

Виноватых в этой ситуации нет. На войне люди часто жили одним днем, эта привычка долго сохранялась и после. Иванов «хотел погулять еще немного на воле». Эти слова автора принадлежат, в то же время, самому герою. Не виновата Маша: она «не знала семейного положения Иванова и по девичьей застенчивости не спросила его о нем». Собственно, для нее неважно было его семейное положение - Маша ничего не требовала: «Вы все равно забудете...». Не виновата жена Иванова, которая всю войну работала день и ночь, поднимала детей, ждала мужа, голодала.

- Какую роль в рассказе играют детали?

Детали играют роль примет времени. Например, «женщина в ватнике» - это не только Маша, но и Любовь Васильевна, которая продала пальто, чтобы прокормить детей. Ватник - обезличивающая универсальная форма военного и послевоенного времени, одинаковая и для мужчин, и для женщин.

Важную роль играет еда, которой так не хватало в войну, что дети приучились чистить картошку тоненько. Петруша ворчит на сестру: «Зачем ты мясо с картошки стругаешь: от этого у нас питание пропадает». Семья ждала отца с войны и приберегла для него все лучшее. Мать смазывает пирог яйцом, и ее слезы капают на тесто.

Праздничный пирог, смазанный слезами - один из ключевых символов рассказа.

Особую роль в рассказе играют запахи. Иванов, чувствует Маша, пахнет «табаком, сухим поджаренным хлебом, немного вином, - теми чистыми веществами, которые произошли от огня или сами могут родить огонь».

Несколько раз упоминается запах волос Маши. Они «пахнут, как осенние павшие листья в лесу», «пахли лесною листвой, незнакомой заросшей дорогой, не домом, а снова тревожной жизнью», «пахли природой».

Иванов рассматривает предметы дома: «стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на подоконнике, русскую кухонную печь... Он смотрел на них, вновь знакомясь с каждым, как с родственником, жившим без него в тоске и бедности». Запах родного дома Иванова возвращает ему рассыпанные на войне воспоминания: «Он дышал устоявшимся родным запахом дома - тлением дерева, теплом от тела своих детей' гарью на печной загнетке». Там, где бывал Иванов на войне, «пахло иным духом, в котором... не было свойства родного дома». Тут же вспоминается Иванову запах Маши, но это запах «тревожной жизни».

Домашнее задание

1. Прочитать рассказ А. Платонова «Житейское дело» в пособии «Читаем, думаем, спорим...» (с. 215-231), ответить на вопросы.

2. Прочитать статьи учебника «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (с. 227-229), «Фронтовая судьба «Катюши»»; ответить на вопросы (с. 238).

3. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений о Великой Отечественной войне.

Дополнительный материал

Слово о писателе А. Платонове

Жизнь Платонова была связана с важными историческими событиями: Первой мировой войной, коллективизацией деревни.

Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало писателя до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сестры), познать непосильный наемный труд, участвовать в гражданской войне и строительстве новой деревни. Все эти «университеты» сформировали душу и характер Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию.

Платонов - псевдоним писателя, образованный из имени отца Платона Фирсовича; родовая фамилия его - Климентов.

Андрей Платонович Платонов родился 20 августа (1 сентября по новому стилю) 1899 года недалеко от Воронежа, в Ямской слободе. Дед будущего писателя был шахтером, отец мастеровым человеком, мать - Мария Васильевна - домохозяйничала, своей теплотой и сердечностью поддерживала многочисленное семейство. Несмотря на хроническую нужду, род Климентовых дал стране выдающегося писателя Андрея Платонова и крупного ученого-гидрогеолога Петра Платоновича Климентова, известного не только в нашей стране, но и за рубежом.

А.П. Платонов унаследовал от отца любовь к технике, преклонение перед «поэзией паровозов» и иных машин и мастерством человека, от матери, глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения. На облик художественного мира Платонова повлиял образ его малой родины - Ямской Слободы в пригороде Воронежа. С одной стороны (в нескольких сотнях метров) узкоколейка, многочасовые наблюдения за маневрами паровозов и любимая мальчишеская забава - катанье на подножках вагонов; с другой - Задонский тракт, с рассказами паломников о святых местах, житийной назидательностью и благочестием. С одной - город рабочих и мастеровых людей; с другой - деревенский быт, мир плетней и многовекового уклада, ценность традиционных отношений и связей, стабильный общинный лад и семейные радости.

С 1906 по 1914 годы Андрей Платонов учился в церковноприходской школе и городском училище. Как старший в семье из одиннадцати детей, с 14 лет начал работать - сначала рассыльным, потом литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. Подростком А.П. Платонов начал писать стихи. С осени 1918 года юноша активно участвует в литературной жизни Воронежа. В газетах и журналах «Воронежская коммуна», «Красная деревня», «Огни», «Железный путь» появляются статьи, стихи и рассказы А.П. Платонова.

В 1920 году Платонов принял участие в работе I Всероссийского съезда пролетарских писателей в Москве как делегат Воронежского союза.

На вопрос анкеты съезда: «Каким литературным направлениям вы сочувствуете или принадлежите?» - ответил: «Никаким, имею свое».

Возможно, поэтому прозу А.П. Платонова ожидала трудная судьба.

После первой книги рассказов «Епифанские шлюзы», вышедшей в Москве в 1927 году, Платонов завоевал известность в литературных кругах. В следующем году появились в печати «Луговые мастера» и «Сокровенный человек». О Платонове заговорили как о зрелом писателе. Однако после публикации его сатирических рассказов «Государственный житель» и «Усомнившийся Макар» проза А.П. Платонова получила резкие, отрицательные отзывы. Его перестали печатать.

Писатель обратился к жанру публицистики и детской литературы. И в этих произведениях он был по-настоящему талантлив. Особо трепетное отношение было у писателя к детям. «Слишком любимое и драгоценное мне страшно - я боюсь потерять его», - писал А.П. Платонов о трехлетием сыне. Поэтому впоследствии особенно страшным стал для писателя его арест. Юноша был осужден по 58-й «политической» статье, и лишь благодаря содействию М.А. Шолохова после нескольких лет заключения, смертельно больной, он был освобожден.

Скорая смерть горячо любимого сына подкосила писателя. Андрей Платонов был участником Великой Отечественной войны, которая до конца дней осталась для него сильнейшим потрясением. Летом 1944 года он попал под бомбежку, которая не прошла для него бесследно: оказались поврежденными легкие. Так война настигла его в мирное время. 5 января 1951 года А.П. Платонов скончался от туберкулеза в своей квартире на Тверском бульваре. Похоронен был рядом с сыном. В некрологе, подписанном И.Е. Эренбургом, А.А. Фадеевым, К.А. Фединым, Б.Л. Пастернаком, М.А. Шолоховым, Н.С. Тихоновым, А.Т. Твардовским, читаем: «Андрей Платонов был кровно связан с советским народом. Ему он посвятил все силы своего сердца, ему отдал свой талант». Писатель ушел из жизни, но оставил нам свои книги, полные добра и человечности.

О рассказе Л. Платонова «Возвращение»

Нельзя после такой войны прожить жизнь по «облегченному варианту», как вначале намеревался Алексей Алексеевич Иванов, дрогнувший душою перед трудными обстоятельствами мирной жизни: оказалось, что нужно за все отвечать самому. Встретившись со своей семьей, с сыном Петрушкой, на плечи которого лег груз ставших привычными житейских забот, с исстрадавшейся женой Любовью Васильевной, прекрасной русской женщиной, Иванов оробел; он ожидал, что все будет легче и проще, отдохновеннее и приятнее для него. Сквозь кору себялюбия, обиды, ревности не доходят до него святые признания жены, его не трогают ее светлые слезы. Ему страшно - хотя он в этом и не признается - взять на себя главный труд, самому строить жизнь свою и близких. Он уходит из семьи.

И подвергается последнему испытанию.

Он видит своих детей, которые, спотыкаясь, падая и ушибаясь, бегут за поездом, увозящим его к другой, как он надеется, беззаботной жизни. «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Это едва ли не лучшие строки во всей прозе Платонова. К ним он шел многие годы: в Иванове тоже проснулся, очнулся «сокровенный человек» и сквозь все преграды вышел к миру и людям.

Художественный язык Платонова сложен и самобытен. Читать его бывает нелегко. Необычно порой его слово, зачерпнутое из живого моря народной речи. Необычен жанровый облик его прозы. Бытовое и условное, житейски обычное и аллегорическое, психологизм и сказка, притча, сатира, поучение - все формы необходимы Платонову и нередко существуют у него в неповторимых и непривычных сплавах. И во всех формах он стремится выразить духовный сюжет, объемлющий главные вопросы жизни человеческой, заботы, тревоги, открытия и надежды людей. Как художник и гражданин, он не упрощал картины жизни, не давал себе отдыха от ее проблем. Он непрерывно шел в бой за счастье человека в сложном и трудно меняющемся к счастью мире. (В. Акимов)