Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 60. Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Цели: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями, помочь почувствовать пафос поэзии военных лет, развивать навыки выразительного чтения.

Методические приемы: рассказ учителя; сообщения учеников, выразительное чтение, анализ стихотворений, беседа по вопросам, прослушивание аудиозаписей, работа с репродукциями.

Оборудование: записи песен военных лет; поэтические сборники; портреты поэтов; репродукции картин: А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», И. Тоидзе (плакат) «Родина-мать зовет!», А. Никич «Военные корреспонденты», А. Пластов «Фашист пролетел», Г. Коржев «Проводы» (из серии «Опаленные огнем войны») и др.; фотографии писателей, журналистов, воевавших на фронтах Великой Отечественной. По возможности: использование видеозаписей художественных фильмов о войне.

Эпиграф:

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

В. Лебедев-Кумач (1943)

Ход урока

I. Литературно-музыкальная композиция

Ученик 1. Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.

Ученик 2. Война... Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжелое время?

Песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.

(Звучит песня «Священная война». Музыка А. Александрова, стихи В. Лебедева-Кумача.)

В песнях военных лет сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского Солдата.

Ученик 1. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению, а чаще во время семейных праздничных застолий звучат песни военных лет, грустные, задушевные, а иногда и веселые.

Ученик 2. Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжелых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.

Ученик 1. В своих воспоминаниях-мемуарах Маршал Советского Союза И.П. Баграмян писал: «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира... И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей».

Ученик 2. А вот слова А. Александрова, автора музыки к песне «Священная война»: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева... С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею - песни...».

Ученик 1. Созданные в годы войны произведения являют собой образцы творчества, наполненного огненным дыханием эпохи, подлинным новаторским устремлением и жанровым многообразием.

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад...», «В лесу фронтовом...», «Враги сожгли родную хату...».

(Звучит песня «Враги сожгли родную хату,..». Стихи М. Исаковского, музыка М. Блантера.)

Ученик 2. Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, но пафос песни трагический: прошагавший пол- Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы... Потрясение воина-победителя огромно. И вместе с солдатом слушатели смахивали слезу... С душевным напряжением пели исполнители эту песню, как, например, М. Бернес, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей, боль, которая была поистине всеобщей.

Ученик 1. Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец тридцатых годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М. Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша». Почему?

Ученик 2. Скорее всего, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества - музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное любви к нему, заботы о нем.

(Звучит песня «Катюша».)

II. Сообщение ученика «История создания песни «Катюша»»

Все мы любим милую «Катюшу»,

Любим слушать, как она «поет»:

Из врага выматывает душу,

А друзьям отваги придает...

С такими словами пели мирную, ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой сорок первого года, называя «Катюшами» многоствольные реактивные минометы.

Родилась песня «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его там с поэтом Михаилом Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе!» - заявил Василий Александрович...

- Я очень благодарен Регинину, - рассказывает Матвей Исаакович Блантер, - эта встреча вызвала к жизни много песен. Тогда же Исаковский показал мне заранее написанное для меня (к сожалению, в несколько несвойственной ему куплетной форме) стихотворение «Тетушка Христина». Честно говоря, оно мне не очень понравилось. Но песню я все-таки сочинил. Ее горячо одобрили, опубликовали и даже выплатили нам повышенный гонорар... И вот возвращаемся мы с Исаковским из редакции, а настроение не радужное: нам, авторам, первый совместный опус не казался удачным. В машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по словам поэта, кажутся ему музыкальными:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой...

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой...

Записываю слова, как-то сразу проникшись их поэтичностью, чистотой и, пожалуй, танцевальностью - я почувствовал в ее игре ударений: на берег, на высокий берег. И начинаю про себя напевать...

Мелодия сложилась очень быстро, но стихов, кроме первых восьми строчек, не было. Тогда поэт и композитор договорились, что в песне пойдет речь о пограничнике и о верной Катюшиной любви к нему...

Договорились и уехали отдыхать в Крым - Исаковский в Ялту, Блантер в Мисхор. «А песня для программы была очень нужна, - продолжает Блантер. -Дирижер нашего оркестра Виктор Кнушевицкий не переставал напоминать мне об этом, поэтому я приезжал в Ялту и приставал к Исаковскому до тех пор, пока он не отдал мне большой лист бумаги, весь исписанный вариантами стихов. Мы выбрали из них строчки, ставшие «Катюшей».

Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой ее исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось бисировать песню трижды!

В песенных стихах Исаковского, очень народных в своей основе, с характерными для русского фольклора сравнениями (например, любимого с сизым орлом), с лаконичным и поэтически образным описанием весенней природы - столько светлого ощущения жизни, звонкой радости, а мелодия Блантера - яркая, запоминающаяся, танцевальномаршевая по ритму, озорная - полна при этом такой лирической силы, такого обаяния, что не полюбить «Катюшу» было просто невозможно. И люди полюбили ее.

Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Складывались все новые и новые варианты песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце («С автоматом девушка простая»), Катюше - медицинской сестре («Раны Катя крепко перевяжет»). С «Катюшей» связывали воины свои мечты о доме, о любимых.

В Италии «Катюша» была боевым гимном партизан, в Болгарии она не раз даже принималась в качестве партизанского пароля, во Франции ее пели участники Сопротивления. Нашу «Катюшу» и сейчас знают во всем мире. В Японии, например, «Катюша» - самая любимая песня в репертуаре массовой музыкальной организации «Поющие голоса». Когда Блантер прилетел в Токио, тысяча маленьких девочек в национальных костюмах приветствовала его в аэропорту «Катюшей»!

Композитором было написано множество прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей нашей планеты, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша»!

III. Продолжение литературно-музыкальной композиции

Ученик 1. Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексей Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», - писал о феноменальной песенности стихов А. Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьев-Седой создают песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи».

Ученик 2. Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьев» одной из лучших песен военной эпохи. Поэт-фронтовик Михаил Луконин вспоминал: «Как мы пели «Соловьи, соловьи...»! А как замечательно пел он сам [Фатьянов] - помню слезы на глазах Твардовского».

(Звучит песня «Соловьи.)

Ученик 1. Из-за школьной парты ушел добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своем творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы - о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики...», «Песенка о пехоте» и другие.

(Звучит выразительное чтение стихотворения поэта «Песенка о пехоте» (заранее подготовленным учеником).)

Ученик 2. Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они ее и поют со слезами на глазах.

(Звучит песня «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.)

Ученик 1. Интересна судьба песни «Дороги», как бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно теплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя.

(Звучит песня «Дороги». Слова Л. Ошанина, музыка А. Новикова.)

Ученик 2. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков назвал «Дороги» в числе трех лучших военных песен - рядом со «Священной войной» и «Соловьями».

Минули годы и десятилетия... Но и сейчас и ветераны, и молодежь с глубоким волнением обращаются к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим пафос и величие огненных лет Великой Отечественной войны.

IV. Работа с репродукциями

Обсуждение вопроса: какие репродукции могут стать иллюстрациям к прозвучавшим сегодня стихотворениям и песням?

V. Итог урока

1. Слово учителя.

По мнению К.М. Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чем-то парадном, торжественном и легком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови - это тоже значит лгать, ибо все это есть, но писать только об этом - значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».

2. Заключительная беседа.

- Как вы поняли, почему писать о войне трудно?

- Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня?

- Какую тему поднимает каждая из песен?

- Что сближает фронтовые песни с песнями народными? Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника «В.П. Астафьев» (с. 239-240), ответить на вопросы.

2. Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Вариант урока 60. Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов

Ход урока

I. Слово учителя

Более шестидесяти лет отделяет нас от времен Великой Отечественной войны, от Победы. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, Великая Отечественная не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия.

Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

II. Прослушивание песни

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.

(Слушаем куплет песни в записи.)

- Почему война названа «священной»? (Это война за правое дело, за свою родину, не наступательная, захватническая, а оборонительная. Такая война - за свободу родины, против захватчиков-оправданна. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она «священная» - потому что защита Отечества, своей семьи - святой долг каждого человека.)

III. Чтение и анализ стихотворения К. Симонова

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

1. Слово учителя о К. Симонове.

Константин Симонов (1915-1979) - известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями и большими потерями, оставляя врагу села и города, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову.

2. Прослушивание записи стихотворения в исполнении автора.

3. Беседа по стихотворению.

- Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление на людей, стало очень популярным, любимым в народе? (Стихотворение не просто рассказывает о войне, ее трудностях. Это стихотворение лирическое - передает переживания, которые испытывал весь народ, передает боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Обращение к другу придает стихотворению особый лиризм, искренность.)

- Какие картины войны изображает поэт? (Симонов пишет о тяжелых дорогах, по которым отступали наши войска, о деревнях с погостами (кладбищами) вдоль дорог, размытых дождями, с пожарищами. Пишет о деревенских женщинах, поивших солдат молоком: кринки они бережно, «как детей», прижимают к груди - в этом забота, нежность, тревога за солдат. Пишет о картине, запечатлевшейся в памяти: «изба под Борисовом, /По мертвому плачущий девичий крик, / Седая старуха в салопчике плисовом, /Весь в белом, как на смерть одетый, старик». Эта картина полна боли, беспомощного стыда, сочувствия, сострадания.)

- Как создается образ русской земли в стихотворении? (Образ русской земли создается через образ дорог, «слезами измеренных»; троекратным повторением «деревни, деревни, деревни с погостами...»; сравнением «Как будто на них вся Россия сошлась»; размышлениями о том, что такое родина: «эти проселки, что дедами пройдены, / С простыми крестами их русских могил». Слова старухи: «Мы вас подождем!» - повторяют пажити и леса, как будто сама природа, вся Россия говорит это. Многократным повторением слова «русский», «русская», «по-русски» выражается гордость «за самую милую, /За горькую землю, где я родился», готовность умереть за родину, но защитить ее от врагов.)

IV. Чтение и анализ стихотворения С. Орлова «Его зарыли в шар земной...»

1. Выразительное чтение стихотворения.

Стихотворение Сергея Сергеевича Орлова (1921-1977) «Его зарыли в шар земной...» посвящено простому солдату, вынесшему все тяготы войны.

(Читает заранее подготовленный ученик.)

2. Беседа по стихотворению.

- Почему это стихотворение представляется и памятником солдату, и личным воспоминанием о родном человеке? (Стихотворение показывает величественность подвига простого солдата. Значение его подвига - вселенского масштаба: «И Млечные Пути пылят/Вокруг него...». Солдат не просто похоронен - его «зарыли в шар земной». «Ему как мавзолей земля» — образ мавзолея - образ вечности, нетленности, благодарной памяти. В то же время поэт подчеркивает, что эта благодарная память адресуется простому человеку: «был он лишь солдат, / Всего, друзья, солдат простой, / Без званий и наград...» Обращение «друзья», подчеркнутая простота делают смерть героя переживанием каждого человека. Слово «друзья» повторяется: «Руками всех друзей / Положен парень в шар земной...». Многоточия подчеркивают тяжесть потери, горечь утраты незнаменитого, обыкновенного «парня», хотя «Давным-давно окончен бой...»)

Если есть возможность, показать кадры смены караула у Вечного огня.

V. Чтение и анализ стихотворения Д. Самойлова «Сороковые»

1. Выразительное чтение стихотворения.

О суровых годах войны - стихотворение-воспоминание Давида Самуиловича Самойлова (1920-1990). Оно называется просто - «Сороковые». Слово «годы» уже излишне, у народа ассоциации со словом «сороковые» однозначные - это о войне.

Стихотворение читает учитель или заранее подготовленный ученик.

2. Беседа по стихотворению Д. Самойлова.

- Как поэт рисует картины войны? (Стихотворение рассказывает о войне. Создается впечатление, как будто бывший солдат листает альбом с фотографиями, а может, страницы своей памяти: «А это я на полустанке...», «Да, это я на белом свете...». Тремя безличными предложениями изображается холод, неустроенность, опустошающая сила войны: «Просторно. Холодно. Высоко». Повторы и многоточия: «И погорельцы, погорельцы /Кочуют с запада к востоку...» -усиливают впечатление всенародного масштаба трагедии. Многие строки стихотворения начинаются одинаково - с повторяющегося союза «и», соединяющего военные воспоминания в одну череду: «Война, беда, мечта и юность!»)

- Найдите антитезу в стихотворении. Что в ней выражено? («Война гуляет по России, / А мы такие молодые!» Молодость противопоставлена войне. Война противоречит жизни, убивает ее, калечит судьбы людей. Но молодости свойствен оптимизм: «Да, это я на белом свете, /Худой, веселый и задорный»; «И я с девчонкой балагурю». Стихотворение кончается восклицанием «А мы такие молодые!» - вопреки всему жизнь побеждает.)

VI. Чтение и анализ стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом»

1. Слово учителя об истории стихотворения.

В небольшой статье «О стихотворении «Я убит подо Ржевом» Твардовский отметил запавшие в его память эпизоды своей поездки осенью 1942 года под Ржев. Там шли тяжёлые бои. Осложняло положение наших войск страшное бездорожье. «Впечатления этой поездки, - писал Твардовский, - были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце». «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, - так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».

2. Выразительное чтение стихотворения.

VII. Итог урока

- Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов?

- Какие еще стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне, вам известны? Что вас больше всего в них затронуло, поразило?

VIII. Прослушивание песни

Звучит песня поэта Марка Лисянского и композитора Исаака Дунаевского «Моя Москва» («Я по свету немало хаживал...») Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника «В.П. Астафьев» (с. 239-240), ответить на вопросы.

2. Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», подготовить пересказ эпизода (по выбору).