Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 61. В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Цели: углубить знания учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет В.П. Астафьева, издания его книг.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Ответы на вопросы учебника к статье «В.П. Астафьев» (с. 240).

Вспомним рассказы Астафьева «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой».

- Каких героев вы помните? Чем они вам запомнились?

II. Слово учителя о В.П. Астафьеве

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) ушел из жизни совсем недавно. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жесткая требовательность прежде всего к самому себе и сентиментальность - лишь некоторые черты его неординарной личности.

«...Родился я неподалеку от Красноярска, в ночь на второе мая 1924 года, в селе Овсянка, жители которого носят убийственное прозвище - гробовозы... Сказка про гробовозов была первым художественным произведением, узнанным мной в жизни...»

Далеко не каждый писатель отважится так начать рассказ о себе.

«...Любил я и люблю родных моих гробовозов (я уж по старинке буду называть земляков своих - привычней как-то, хотя и коряба- ет ухо) - гулеванов, зубоскалов, посказителей и драчунов, которые и в работе вели себя, как в драке, все с налету делали, рывком, махом, и еще пели очень здорово, пели и плакали... Но на войне мои земляки не были в хвосте. Очень многие погибли, немногие вернулись инвалидами с фронта...»

Как часто всякие знаменитые люди повторяют громким голосом: «...мои земляки!., моя деревня!» - и как редко помнят об этом на самом деле, от души. Виктору Астафьеву не нужно доказывать свою любовь. Она и так слышна.

«...Памятны мне летние деревенские вечера, когда село, разморенное жарою, почти до полночи все что-то гоношится, не засыпает, звякая коровьими боталами, стукая веслами и шестами, ширкая торопливыми пилами на берегу реки - сплавной лес в дрова превращают земляки! Пахнет дымокурами, оседающей пылью, куриным пером, несет запахом вареной картошки, под чугунами дотлевают угли во времянках, средь двора на жаркую пору устроенных. Матери с прутьями в руках ищут по селу ребятишек, пропавших еще утром со двора, и чаще всего находят их на берегу, и гонят, как блудных телят, домой, стегая и ругаясь.

Ну а как забыть осенние дни...»

Виктор Астафьев вырос сиротой, его гнали из конца в конец страны в толпе раскулаченных, он прошел войну рядовым и вернулся еле живой, его первый ребенок умер от слабости, а если уж честно - от голода... Как вынести это? Как не озвереть, не проклясть? Нет, Астафьев пишет: «За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин

ли я его, этого счастья? Все ли делал для счастья других? Не разменял ли так тяжко доставшуюся мне жизнь на пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?»

Вот с такой душой и рождены все его многочисленные книги: повесть о голодном, несправедливом детстве «Кража», книга о войне, названная неожиданно «Пастух и пастушка», покаянная исповедь «Последний поклон» и другие, другие...

Однажды Виктор Петрович Астафьев, подводя итоги своей работы перед очередным юбилеем, начал сам себе задавать весьма непростые вопросы, на которые отвечать приходится всей жизнью: «Честен ли ты? Не оттирал ли ты от дороги локтями слабых? Всё ли сделал для счастья других?»

III. Знакомство с книгой В.П. Астафьева «Последний поклон»

1. Слово учителя.

Начинал В. Астафьев как детский писатель. Он писал об этом так: «Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости». Об этом же писал другой известный писатель, Е. Носов, сказавший об Астафьеве: «Есть в нем нечто такое, что исцеляет душевные раны, смуту и прочие человеческие неурядицы. Нет, он не волхв, не старец-кудесник. Но есть, есть у него к людям особое слово и в книгах его, и изустно».

Астафьевские рассказы о детстве выходят за рамки личных воспоминаний, и значение их не столько в самом материале, сколько в эмоционально-нравственном заряде, способном разбудить в читателе самые светлые чувства.

Рассказы о детстве составили единую и целостную книгу «Последний поклон» - заветную книгу писателя. Произведение это сложилось к 1967 году. Об этом времени Астафьев писал: «В основном добил «страницы детства», которое начал еще в 1956 году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя».

«“Последний поклон” - это разговор о детстве и о тех людях, которые согрели это детство теплом своего сердца и лаской своих трудовых рук, заронив в душу его семя живительных исканий» (А. Ланщиков).

2. Чтение статьи о повести «Последний поклон».

«Последний поклон», который В.П. Астафьев назвал самой своей «сокровенной» книгой, писался в течение долгих 20 лет, постепенно вырастая в законченное произведение. Оно печаталось отдельными главами в газетах и журналах (в том числе и детских) в разных издательствах страны, начиная с 1960 по 1978 годы.

Последовательность рассказов вначале была иной, чем в окончательном варианте. Но отрывочность непосредственных воспоминаний, не подчиняющихся последовательной хронологии, была одним из творческих принципов в первой редакции книги. События «Последнего поклона» соединяются между собой по прихоти поэтических связей, как это бывает в собственных воспоминаниях или стихах. Образы и картины прошлого складываются в человеческой памяти по каким- то необъяснимым ассоциативным законам.

Автор обозначил жанр книги привычным для прозы понятием «повесть», но скорее - это поэма в прозе. Поэма о трудном и богатом впечатлениями детстве, содержащая раздумья о родине, ее истории.

Повесть Астафьева - последний поклон святому единству жизни во всей ее неизъяснимой полноте. «Страницы детства» - так первоначально обозначил для себя писатель название книги. Он хотел записать события минувшего, вновь собрать вокруг себя всю свою родню, вернуть милую Овсянку, какой она была в 30-х годах; до каждой прядки тумана, до одуванчика воскресить реку и лес, заимку и избу, опять выбежать за ворота к сверстникам. Главная тема «Последнего поклона» - тема взросления человека, становления личности главного героя Виктора Потылицына.

Критики давно уже заметили, что всю свою творческую жизнь В.П. Астафьев пишет одну книгу - книгу своей жизни. Почему, зачем, для кого вновь и вновь проживал писатель вместе с героем трагические и счастливые годы? Образ неведомой страны счастья и справедливости, которую он искал и постигал, «замрет... остановится, закаменеет, чтобы через годы, может быть, через столетия, ожить в другом человеке, и увидит он ее моими глазами, полюбит моей любовью...»

За живой водой любви к людям, к природе, за уроками мужества жить и исполнять на земле предназначение человека будет приходить к этой книге читатель.

3. Обсуждение содержания статьи.

- Почему В. Астафьев назвал «Последний поклон» своей самой «сокровенной» книгой? Как вы понимаете значение этого слова?

- Вспомните, что такое поэма? Почему некоторые критики так определяют жанр «Последнего поклона»?

- Как вы поняли смысл названия книги?

- Как можно определить центральную ее тему?

- Каково соотношение между главным героем и рассказчиком (повествователем) в книге?

- Как вы поняли слова писателя, объясняющие, для чего он написал это произведение?

IV. Составление плана рассказа и пересказ текста по плану

Примерный план

1. Приезд фотографа.

2. «Мы - люди пропащие».

3. Расплата.

4. Настоящий друг.

5. Бабушкина забота.

6. Важный гость.

7. Учитель, учительница и деревенские жители.

8. Случай на Лысой горе.

9. Размышления о деревенских фотографиях.

V. Беседа по рассказу «Фотография, на которой меня нет»

Опираемся на вопросы учебника (с. 257).

Дополнительные вопросы и комментарии:

- Сюжет рассказа очень прост. Событие, положенное в его основу, нельзя назвать ярким, необычным. Значит, сюжет в произведении имеет второстепенное значение. Что же тогда в произведении самое главное? Найдите основную мысль рассказа в тексте. (Основную мысль писатель выразил в финале: «Деревенская фотография - своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».)

- Объясните смысл этой фразы. (История - это не только войны, перевороты, эпохальные события; история страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет - часть этой истории. Не только фотография способна запечатлеть эпоху, создать ее портрет, но и память человека, а если этот человек - писатель, то его воспоминания становятся художественным произведением. В этом смысле рассказ В. Астафьева тоже своеобразный портрет довоенной эпохи, созданный средствами словесного искусства.)

- В какое время и где происходят события в рассказе? (Действие происходит глухой зимой примерно в середине 1930-х годов в Сибири, в деревне Овсянка.)

(Комментированное чтение текста - от слов «Деревенское окно, заделанное на зиму...» до «…порадовать людей надеждами на близкое лето»).

- Что мы узнаем из рассказа Астафьева о жизни сибирской деревни в 30-е годы? (Читатель узнает о трудной, полной лишений жизни деревни, и о нравах ее жителей, и о народных приметах, и о «таинстве расцветания» деревьев и цветов.)

- Как воспринимают жители деревни приезд фотографа? Чем вы объясните такое отношение людей к этому событию?

- Почему в деревне все жители были так озабочены вопросом - где поселить фотографа на ночь? («Всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нем и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал». Астафьев не раз в рассказе скажет о проявлении человеческой заботы как естественном состоянии деревенских людей.)

- Как характеризует ребят их поведение? (Полезли в драку, стали кататься с обрыва, ухарски гикая, ругаясь... -захлестнула обида, что не в пользу будет решен вопрос о «распорядках». Обида не лучший советчик в деле.)

- Почему Саньки и героя не оказалось на фотографии? (Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе. Кроме того, мы помним, что именно Санька был причиной всех несчастий героя повести «Последний поклон».)

- Как выглядят ребята на школьной фотографии? О чем это говорит?

- Каково значение образа бабушки?

- Какую роль в жизни мальчика сыграла бабушка Катерина Петровна? (Этот образ является центральным образом всей книги. Ей, хранительнице семьи, защитнице детства, бьет земной поклон автор. Главный смысл своего произведения В. Астафьев объяснял так: «Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям... Непосильная это работа... Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта...»)

- Найдите в тексте фразы, сказанные бабушкой. Проанализируйте речь героини, составьте ее речевую характеристику. Почему писатель воспроизводит речь бабушки так точно? (Автору дорого в ней все, в том числе и ее речь. Он восстанавливает свое детское восприятие бабушки, оживляет его, хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую и эмоциональную разговорную речь простого человека.)

- Расскажите об учителях школы, в которой учился герой рассказа.

- В какой школе они начали работу? (Комментированное чтение текста от слов: «А в какой школе начали работу наши учителя!» до слов «Это ли не достижение!»)

- Что они сделали для односельчан? Могли ли они этого не делать?

- Как относились к учителям в деревне? За что уважали? (Читаем от слов «Уважение к нашему учителю...» до «...в гулянке народ выпивкой их не неволит»).

- Каково значение портрета учителя? Какую деталь в портрете выделяет автор? (Читаем от слов «Лицо учителя хоть и малоприметное...» до конца абзаца. Главная деталь портрета - «немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза».)

- С какой целью автор вводит эпизод похода на Лысую гору, историю со змеей? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи. Эта история дополняет рассказ о том, что сделали для жителей деревни эти люди -учитель и его жена, тоже учительница. Их жизнь можно назвать подвигом: они приехали в глухую сибирскую деревню, из города, где учились: они молоды, у них маленький ребенок, но они не побоялись трудностей.)

- Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? О какой «почести», заслуженной деревенским учителем, пишет Астафьев? (Читаем предпоследнюю страницу рассказа от слов «Прошли годы...» до конца абзаца. Учителя жили с народом и для народа, «чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце...», потому и «растворились», как пишет В. Астафьев, в народной памяти.)

VI. Итог урока

Перечитать финал рассказа (со слов «Школьная фотография...»).

- Чем особенно дорого автору ушедшее время?

- Что из запомнившегося он считает самым важным? (Рассматривая фотографию взрослым человеком, он видит все те же лица, но мысли сейчас у него совсем другие: о свойствах человеческой памяти и шире - о памяти исторической. Это мысли человека, приобретшего жизненный опыт. Он рассматривает и другие фотографии тех лет, видит на них родные лица, иногда улыбается наивности людей, «снявшихся на карточку», но никогда он не смеется над ними, потому что «деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». А история заслуживает внимания и уважения.)

- Каким предстает перед читателями лирический герой В. Астафьева? (Герой Астафьева - человек благодарный. Он помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый человек, который не прощает себе своих прошлых ошибок. Для него дорога память о прошлом, память истории народа, которая складывается из исторической памяти каждого отдельного человека.)

Домашнее задание

1. Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Яшка-лось» в пособии «Читаем, думаем, спорим...» (с. 238-247), ответить на вопросы.

2. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений русских поэтов о Родине, природе и сообщения об их жизни и творчестве (с. 258-267).

3. Прочитать материалы пособия «Читаем, думаем, спорим...», посвященные творчеству Н.А. Заболоцкого (с. 256-257).

Дополнительный материал

О детстве В.П. Астафьева

Далекий порт Игарка. Далекое начало неуютных, голодных 30-х годов. Трое ребят весьма подозрительного облика, озираясь по сторонам, пробираются по заснеженному двору, чтобы потом забраться на крышу сарая, открыть окно и под покровом густой северной темени проникнуть в помещение. Все продумано, все учтено: еще днем предусмотрительно «с той стороны» отперто окно, приготовлены необходимые сподручные средства...

Но вот страхи и опасения позади. Ребята благополучно возвращаются в свою ночлежку, стараясь ничем не выдать еще не угасшего волнения, - ведь только что они совершили кражу. Наконец-то они у себя дома, если только так можно назвать это случайное прибежище беспризорных мальчишек, объединенных общей горестной судьбой. Усевшись вкруг, они предвкушают сладостные минуты: сейчас они станут читать и будут читать долго-долго... Сегодня они забрались в... местную библиотеку.

Ребята не видят, как со всех сторон столпились чуткие к каждому их движению плотные ночные тени, не слышат, как пробудились тревожные ночные шорохи, они теперь заворожено смотрят на проворно шевелящиеся губы своего товарища, с которых слетают слова, мгновенно сгорающие в маленьком пламени самодельной коптилки. Теперь уже и слов нет, а губы, глотая бледный свет, все шевелятся и шевелятся... Теперь словно льется какая-то волшебная музыка, погружающая ребят в мир, полный красоты, таинственности и опасностей. И мир этот, чужой и далекий, все разрастается, незаметно становясь твоим собственным. И ты тоже там... То ты скачешь на взмыленном чудо- коне под свист пуль неутомимых преследователей, то пробиваешься тайной тропой, выслеживая опасного зверя, то хитроумно освобождаешь красавицу-узницу...

А поутру следы, протоптанные от сарая до ночлежки, привели сюда участкового. Враз обрываются разгоряченные необузданной фантазией сны, и вот тебя уже окружают казенные стены детского дома.

Пройдет много-много лет, и бывший беспризорник, бывший детдомовец, бывший фэзэошник, бывший солдат Виктор Астафьев станет теперь укладывать уже «свои» слова на белые листы бумаги, чтобы поведать не только приятелям, но и тысячам незнакомых людей о пережитом и перечувствованном им за короткую пока, однако богатую всякими событиями жизнь.

Биография писателя

Виктор Петрович Астафьев (01.05.1924 - 29.11.2001) родом из енисейских сибирских крестьян. Судьба его с детства была нелегкой: сначала жил в семье бабушки - без отца, попавшего в тюрьму, без матери, утонувшей в Енисее. Потом побывал в детском доме в Игарке; после шестого класса поступил в железнодорожную школу ФЗО, с 1942 года работал составителем поездов, осенью того же года добровольцем пошел на фронт. Воевал на Украине и в Польше, был тяжело ранен, демобилизовался в конце 1945 года.

После войны жил на Урале в г. Чусовом Пермской области. Там несколько лет работал слесарем, грузчиком, плотником, мойщиком туш на колбасном заводе и др.

Первый рассказ Астафьев опубликовал в местной газете в 1951 году, вскоре стал литсотрудником этой газеты (до 1955 года). Первый сборник рассказов «До будущей весны» вышел в 1953 году. Учился на Высших литературных курсах при СП СССР (1959-1961). Со второй половины 50-х годов печатается все больше в местных, затем в московских журналах («Наш современник», «Молодая гвардия», «Новый мир»). Уже в 50-е годы определяется главная тема Астафьева - осмысление судьбы современника, преломленной в судьбе его лирического героя, выходца из крестьян. Среди многих книг прозы, в которых развертывается этот сюжет, выделяются главные книги Астафьева, частично вобравшие в себя материал ранней прозы; это - «Последний поклон», «Царь-рыба», «Затеей». Над каждым из этих сочинений Астафьев работал долгие годы, публикуя их по частям, начиная с 60-х годов. С судьбами выходцев из деревни связаны и такие поздние произведения Астафьева, как роман «Печальный детектив» (1986), рассказ «Людочка» (1989) и др.

Вторая главная тема Астафьева, над которой он особенно много работал в последние годы, - трагический опыт войны («Пастух и пастушка», 1-я редакция - 1971), роман «Прокляты и убиты», главы из которого он публикует в 90-е годы.

Астафьев написал также книгу, близкую к жанру литературной автобиографии «Зрячий посох» (писал в 1978-1982, опубликовал в 1988 году). Писал Астафьев и пьесы.

В 1969-1979 годах жил в Вологде, а 1980 году вернулся в Красноярск.

В. Астафьев - один из крупнейших художников «деревенской прозы». Его путь из глубин русской природы и русской народной жизни оказался на редкость органичным. Он выражен им с большой искренностью; писатель стремится рассказать во всей полноте открывшуюся ему нелегкую правду о своей земле. В современной русской литературе рядом с Астафьевым по знанию и чувству слова, по естественности и свежести текста, пожалуй, поставить некого.