Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Уроки 62-63. Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине

Цели: учить понимать поэтический язык; помочь осмыслить прочитанное; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Методические приемы: сообщения учеников, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование: портреты поэтов, пейзажи русских художников, аудиозаписи музыкальных произведений, посвященных природе.

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя

Художники слова всегда писали о русской природе и Родине. Очень часто лирические пейзажные зарисовки сочетаются с философскими размышлениями о судьбах Родины, с высокими гражданскими мотивами.

Отношение к Родине не всегда было простым: вспомним стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина» или стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык».

Но всегда в стихотворных произведениях поэтов чувствуется любовь к родному краю и боль за то, что совершается на Родине.

II. Чтение и анализ стихотворения И.Ф. Анненского «Снег»

1. Слово учителя об И.Ф. Анненском.

Иннокентий Федорович Анненский (1855-1909) - поэт, драматург, переводчик, критик. Родился в Омске в семье государственного чиновника. В 1860 году семья переехала в Петербург, где Анненский получил начальное и высшее образование. В 1879 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета по специальности сравнительное языкознание.

После университета началась его педагогическая деятельность, не прекращавшаяся до конца жизни. Был преподавателем древних языков, античной литературы, русского языка и теории словесности в гимназиях и на Высших женских курсах, директором Николаевской Царскосельский гимназии.

В 1870-е годы начинает писать стихи, но не делает попытки опубликовать их. С начала 1890-х годов Анненский приступил к полному переводу трагедий Еврипида, который считал главным делом своей жизни. В журнале «Русская школа» появляются его статьи о творчестве русских писателей: Гоголя, Лермонтова, Гончарова и др. Эти статьи обычно называют «критической прозой», поскольку, отличаясь глубоким анализом литературного произведения, его статьи сами обладают высокой художественностью.

Известность И.Ф. Анненскому как поэту принесла его вторая книга стихов «Кипарисовый ларец», вышедшая посмертно в 1910 году.

Лирика Анненского, носившая психологически-символический характер, отличалась глубокой искренностью. При жизни автора она была мало известна, но в дальнейшем оказала сильное влияние на творчество многих поэтов.

«Поэты говорят обыкновенно об одном из трех: или о страдании, или о смерти, или о красоте», - писал И. Анненский в одной из статей. Эта формула верна прежде всего по отношению к его собственному поэтическому миру. Он особенно любил в искусстве трагическое начало и острее своих современников реагировал на любые проявления жизненной дисгармонии. Трагизм возможен лишь в том случае, если жизнь принимается человеком как драгоценный дар, как безусловная ценность. Лишь тот, кто по-настоящему ценит красоту природы, искусства, человеческого общения, способен остро переживать ее хрупкость, конечность, незащищенность от враждебных ей сил.

Высший вид красоты Анненский видел в искусстве слова, являвшемся для него главным оправданием жизни.

В пейзажных зарисовках импрессионистический стиль Анненского проявляется в использовании разнообразных оттенков цвета, во внимании к изменчивым, едва уловимым состояниям природы, отражающим летучие внутренние состояния личности.

В основе композиции стихотворений Анненского - принцип соответствий, сцепленности всех вещей и явлений. Читателю предлагается своего рода поэтический ребус: нужно угадать, как связаны между собой попавшие в поле зрения лирического героя вещи с его настроением.

Индивидуальность лирического стиля Анненского сказалась и в разнообразии его поэтической лексики. Наряду с традиционной для поэзии лексикой он использовал такие разнородные лексические ресурсы, как философская терминология и «будничное» слово; заимствования, из французского и просторечные обороты. По масштабам лексического обновления поэзии новаторство Анненского может быть сопоставлено с достижениями его великого предшественника Н. Некрасова.

2. Чтение наизусть стихотворения «Снег».

3. Беседа по стихотворению.

- В какое время поэт видит снег?

- По каким приметам вы догадались об этом?

- Найдите эпитеты в стихотворении. Какова их роль? (Эпитеты окрашивают стихотворение (снег «синий», «сверкающе-белый», «сиреневый»), то создают одухотворенные образы, служат олицетворениями («грузный полет», «нищенски синий и заплаканный лед», «ослабелый... снег», «усталый» снег), то позволяют по-новому увидеть мир, создают настроение стихотворения («скользящий обрыв», «непорочные сны», «на томительной грани»).)

III. Чтение и анализ стихотворений Д. Мережковского

«Родное» и «Не надо звуков»

1. Слово учителя о Д. Мережковском.

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941) - поэт, прозаик, критик, религиозный философ.

Родился в Петербурге в многодетной семье чиновника Дворцового Ведомства, который ушел в отставку в чине действительного тайного советника.

В 1884 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.

В 1888 знакомится с Зинаидой Гиппиус, через год ставшей его женой и единомышленником.

В 1890-е Мережковский начал сотрудничать в журнале «Северный вестник», где печатались первые символисты. Выпустил сборник стихов «Символы. (Песни и поэмы)». Стал одним из основоположников символизма в русской литературе.

Всю жизнь Мережковского волновала судьба христианской религии, провозвестия которой он искал в историческом прошлом человечества. Попыткам оживить религиозную мысль в России были посвящены организованные им и 3. Гиппиус вместе с В. Розановым и Д. Философовым известные петербургские «Религиозно-философские собрания», которые из-за резкости и остроты выступлений просуществовали недолго: в апреле 1903 года их запретила синодальная власть.

В 1906-1914 годах Мережковские жили в Париже, периодически приезжая в Россию.

Европейскую известность принесла писателю трилогия «Христос и Антихрист»; «Смерть богов (Юлиан Отступник)», 1896; «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)», 1902; «Антихрист (Петр и Алексей)», 1905.

Перу Мережковского принадлежат литературно-критические исследования, статьи, множество работ в области духовно-религиозной публицистики и литературной критики.

Октябрьскую революцию Мережковский не принял и в 1920 году окончательно эмигрировал в Париж, где жил до конца своих дней.

В эмиграции Мережковский отличался своим активным антисоветизмом. В художественном творчестве он все более уходит в прошлое. В далеком прошлом он стремится найти объяснение настоящему и прозреть будущее человечества. Книги последних лет, написанные в форме художественно-философской прозы, посвящены этой цели.

Все его творчество, отмеченное напряженным вниманием к нравственно-религиозной проблематике, было лишь одним из проявлений той глубокой духовной жизни, которая была свойственна русской интеллигенции начала XX века.

2. Чтение наизусть стихотворения «Родное».

3. Беседа по стихотворению.

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Найдите в тексте эпитеты, сравнения, которые помогают поэту передать грустное, щемящее чувство печали. (Стихотворение проникнуто чувством светлой печали. Это чувство создается и неторопливой интонацией, и эпитетами («унылое», «молчанье», «печальные», «однообразных», «задумчивый», «полное тоски», «робкие, беспомощные слезы», «бесстрастной» и т. д.), и особым синтаксисом: большинство предложений - назывные, «безглагольные», что придает ощущение покоя, тишины, недвижности, неизменности. Необычность интонации создается чередованием восклицаний и многоточий. Обращение играет роль олицетворения: «О, бледный май, задумчивый, как осень!» Сравнение в этом предложении соединяет противоположности («май» — «осень»).)

- С чем сравнивает Мережковский дождь? («Как робкие, беспомощные слезы, / Струится теплый дождь во тьме ночной» сравнение является в то же время олицетворением.)

4. Чтение наизусть стихотворения «Не надо звуков».

5. Беседа по вопросам.

- Какое настроение передает нам поэт в стихотворении?

- О каком состоянии собственной души рассказывает? (Образы и настроение этого стихотворения родственны образам стихотворения «Родное», но все же образы природы играют здесь второстепенную роль. На первом плане - философские размышления, взгляд в небо, обращенный к Богу, желание постичь высшее: «Учись тому теперь, что выше / Земных желаний, дел и слов».)

IV. Чтение и анализ стихотворений Н. Заболоцкого «Вечер на Оке» и «Уступи мне, скворец, уголок»

1. Слово учителя о Н. Заболоцком.

Николай Алексеевич Заболоцкий родился в Казани, где его отец служил агрономом. Учился в реальном училище в Уржуме, в Вятской губернии. Рано начал писать стихи. Как поэт сформировался к середине 20-х годов в Ленинграде, где он учился в педагогическом институте. Еще студентом активно включился в литературную жизнь, был одним из создателей авангардной литературной группы - Объединение реального искусства (Оберну).

В 1929 году вышла первая книга Заболоцкого «Столбцы». Уже тогда особое значение в его творчестве приобретает мир природы: он волшебен, одушевлен, «очеловечен». Даже первые, внешне наивные, легкие стихотворения поэта приближаются к философскому осмыслению природы, которое станет главной темой творчества Заболоцкого.

Как и у большинства бывших «обериутов», судьба Заболоцкого оказалась трагической: в 1938 году он был арестован по сфабрикованному обвинению и несколько лет провел в лагерях и ссылке. Г оды заключения наложили неизгладимую печать на его судьбу, на его творчество.

После возвращения из ГУЛАГа в 1946 году Заболоцкий возвращается к своей излюбленной теме: родство природы и духовной жизни.

Поэт отказывается от демонстративной сложности в своем творчестве, стремится к большей ясности. Ощущение божественного начала, пронизывающего все мироздание, всю природу, обостряется в поздних стихах.

В художественном мире Заболоцкого происходит взаимосближение, взаимообогащение человека и природы. Здесь речь не просто об образном параллелизме, о сопоставлении происходящего в природе с тем, что творится в душе человека. Автор не только слышит природу, вглядывается в нее, примечает мельчайшие детали, но и включается в диалог с природой, видит красоту этой жизни, иногда неявную для окружающих.

Человек и природа - явления одного порядка, они не противопоставлены друг другу, они вступают в перекличку. В природе все мудро и гармонично устроено, природа пронизана любовью. Человеку надо только постараться быть более чутким, научиться видеть и слышать красоту природы, понимать ее язык.

2. Чтение наизусть стихотворения «Вечер на Оке».

3. Беседа по стихотворению.

- Почему подлинная радость очарования русского пейзажа открыта не всем и даже не каждому художнику?

- Что происходит с природой, когда «вечерний луч таинственно блеснет»?

- Какие тропы использует поэт? (Все стихотворение построено на олицетворении. Природа более одухотворена, чем сами «неочарованные» люди. Все в природе чувствует, дышит, трудится: природа, «обремененная работой, / Трудом лесов, заботами полей», открывает внимательному, чуткому человеку свою красоту. По тонкости, искусности работы природа сравнивается с ювелиром.

В стихотворении удивительно связаны небо и земля, небесное и земное: «вздохнут леса, опущенные в воду» (так поэт передает отражение леса в воде), связаны огонь и вода («загорится влажно и светло»; «дали / Речных лугов, затонов и излук» и рядом - «Горит весь мир, прозрачен и духовен»). За «плотной завесой» обыденности «неочарованный» человек не видит красоты природы. Поэт призывает вглядеться в ее «живые черты», ощутить радость жизни, почувствовать ее красоту.)

4. Чтение стихотворения «Уступи мне, скворец, уголок».

- С кем ведет диалог поэт в стихотворении? В чем его смысл?

- Какая картина мира открывается поэту и вам? Что происходит в природе? (В диалоге с вестником весны, скворцом, поэт выражает переполняющие его чувства восхищения вечным обновлением жизни, душевное волнение, радость от общения с природой. Это и диалог с собственной душой. Все стихотворение пронизано восклицательной интонацией. Все в природе переплетено и взаимосвязано: листья кленов сравниваются с крыльями бабочек, душа человека стремится слиться с душой природы, достать до звезды, приобщиться к мирозданью, повернуться к нему лицом.)

V. Чтение и анализ стихотворений Н. Рубцова «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...»

1. Слово учителя о Н. Рубцове.

Николай Рубцов (1936-1971) - одна из ярких фигур современной поэзии. За свою недолгую жизнь он успел издать только четыре сборника. Первый же сборник - «Звезда полей» (1967) явил читателю сложившегося поэта с самостоятельным, свежим голосом. Рубцов еще в войну потерял родителей, вырос сиротой, в детдоме.

Первым сборником Николая Рубцова была самодельная книга «Волны и скалы» (1953-1962), представленная автором на конкурс при поступлении в Литературный институт. Большинство стихотворений этого сборника было написано во время службы Рубцова на Северном флоте и посвящено морю и морякам.

В последующих книгах поэтические образы Рубцова станут более традиционными и органичными, юношеская страсть ко всевозможным резкостям и излишней красивости уступит место сознательному и глубокому поиску гармоничного сочетания символов.

1962 год, связанный с поступлением в Литературный институт, считается этапным в жизни Рубцова. С него начинается московский период творчества, который характеризуется прежде всего созданием собственного поэтического стиля на фоне углубления приверженности к классической традиции. Именно в это время к Рубцову приходит глубинное знание и понимание русской поэзии.

К концу 1964 года, когда Николай Рубцов подготовил для издательства свою первую книгу, за плечами его было целое десятилетие работы над стихами, публикации в альманахе «Полярное сияние» (1958), литобъединениях Северного флота, в коллективных сборниках «На страже Родины любимой» (1958) и «Первая плавка» (Л., 1961), во флотских и ленинградских газетах.

В сборник «Звезда полей» (1967) вошли лучшие произведения поэта: «Видение на холме», «Русский огонек», «Журавли» и другие. Далее появился сборник «Душа хранит» (1969) - это книга о состоянии души лирического героя, молодости, любви, обращение к которой так характерно для русской поэзии.

Жизнь поэта трагически оборвалась в расцвете его творчества. Стихи Рубцова живут уже вдвое больше своего создателя, и им предстоит еще долгая жизнь.

2. Чтение наизусть стихотворений «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

3. Беседа по стихотворениям.

- Что говорит поэт о прошлом России?

- В чем выражается его любовь к Родине? Какие литературные приемы и средства использует автор для выражения своего чувства? (В стихотворении «По вечерам», проникнутом ностальгией по прошлому, оживает «былая Русь». Восклицание в начале стихотворения: «Какая грусть!» сменяется радостным пониманием того, что не все кануло безвозвратно. Образы-символы придают общей картине объемность, глубину: «развалины собора» символизируют «былую Русь», «образ свободы» восходит к пушкинскому; с этим же образом связан метонимический образ коней (часть вместо целого - «стремена»). Восклицания усиливают эмоциональность стихотворения.

В стихотворении «Встреча» проводится параллель между жизнью человека и жизнью страны. Стихотворение построено как перекличка двух реплик лирического героя. Ключевые слова обрамляют строфу: «изменился» - «изменилась». Повторяются и другие слова с этим же корнем: «меняя» (анафора пятой и шестой строк).

Стихотворение «Привет, Россия...» тоже о родине. В этом стихотворении-обращении преобладает восклицательная интонация. Важное значение имеет образ-символ ветра: это образ судьбы, образ перемен, непокоя; он яснее высвечивает образ лирического героя, борющегося с жизненными бурями. Образу бури противопоставлен образ любви. Слово «любовь» дважды начинает строку (анафора в третьей строфе). Любовь к родине лирического героя Рубцова близка к выражению этого чувства в творчестве Есенина. Даже образы неизменны: «овины», «изба», «поле», «низкий дом», «простор». Родина для Рубцова воплощена в этих простых, вечных словах, в «достославной старине».)

VI. Поэты Русского зарубежья о Родине

1. Чтение фрагмента статьи В. Коровина «Поэты русского зарубежья о Родине» (с. 264—265). (Возможен пересказ этого фрагмента одним из учеников.)

2. Чтение наизусть отрывка стихотворения Николая Оцупа «Мне трудно без России...».

3. Слово учителя о З. Гиппиус.

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945), поэтесса, прозаик, критик. Родилась 8 ноября в городе Белев Тульской губернии. Получила домашнее образование. После смерти отца семья переехала в Москву, затем в Ялту и Тифлис, где началось ее увлечение классикой, особенно Ф. Достоевским.

Летом 1889 года вышла замуж за Д. Мережковского, вместе с которым переехала в Петербург. Здесь началась активная литературная деятельность, появились первые стихи в «Северном вестнике», вокруг которого группировались петербургские символисты «старшего поколения».

Раздумья на «вечные темы» - «о человеке, любви и смерти» - определили тональность многих стихов Гиппиус 1900-х годов.

В 1901-1902 годах стала одним из организаторов Религиозно-философских собраний, смысл которых был в объединении интеллигенции и представителей Церкви с целью «религиозного возрождения» страны. Многие стихи этого времени выражают ее духовные стремления, общие с идеями Мережковского, другие - свободны от всякой мистики и религии («Сосны», «Дождичек» и др.). Гиппиус выступила и как критик, опубликовав «Литературный дневник» - сборник критических статей.

После революции 1905 года вопросы общественные начинают занимать все большее место в ее рассказах. В 1908-1912 гг. опубликовала сборники рассказов «Черное по белому», «Чертова кукла», «Лунные муравьи» и др.

Октябрьскую революцию Гиппиус встретила крайне враждебно, в 1919 году ей вместе с Мережковским удалось выехать сначала в Варшаву, а затем в Париж. В эмиграции выступала в статьях и стихах с резкими нападками на советский строй. Один сборник «Стихи» (1922) вышел в Берлине, в 1939 году в Париже вышла книга стихов «Сияния». Два тома воспоминаний «Живые лица» были изданы в Праге в 1925 году.

4. Чтение наизусть стихотворений «Знайте!», «Так и есть».

Пафос стихотворений Гиппиус - в вере в будущее России, в утверждении невозможности жизни без Родины. В стихотворении «Знайте!»

пафос поддерживается анафорой и эпифорой (одинаковыми окончаниями строк), выраженной глаголами в повелительном наклонении, расположенными зеркально, и усиленными восклицательной интонацией: «знайте! - верьте! - верьте! - знайте!»

Анафора пронизывает все стихотворение «Так и есть». Все предложения, каждое из которых составляет отдельную строку, построены одинаково.

4. Чтение наизусть стихотворения Дона Аминадо. «Бабье лето».

Стихотворение проникнуто ностальгией. «Чужому» противопоставлено «свое»: «милый единственный прах». Образ Родины как бы удваивается: «Русское лето в России». Назывные предложения передают картины воспоминаний лирического героя. Это почти незаметные мелочи: «запахи пыльной травы», «пастушья жилейка», «поздний и горький волчец». Запахи и звуки, как известно, вызывают зрительные образы. Так образ России в стихотворении Дона Аминадо возникает из запахов и звуков. Последние две строки - несбыточное желание лирического героя. Невероятность исполнения желания показана сочетанием несочетаемого: «Эх, если б узкоколейка / Шла из Парижа в Елец».

5. Чтение стихотворения И.А. Бунина «У птицы есть гнездо...»

В стихотворении выражены ностальгические чувства, смешанные с чувством протеста против несправедливости, неестественности изгнания. У каждого живого существа есть дом. Поэт не явно противопоставляет этому бездомность человека. Сравнение не выражено синтаксически. Неоспоримые факты: «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора» - просто констатируются. Тем сильнее чувства горечи, досады, гнева, выраженные в коротких четных строках. Лексические противопоставления («молодому» - «ветхою», «родному дому» - «чужой, наемный дом»), лексические повторы («горько» - «горестно»), зеркальное построение фразы («У птицы есть гнездо, у зверя есть нора» - «У зверя есть нора, у птицы есть гнездо») показывают неотступность мыслей о несправедливости изгнания. Восклицательная интонация поддерживается лексически: «Как бьется сердце горестно и громко». Ритм стихотворения напоминает этот тревожный стук сердца.

VII. Итог урока

- Каким настроением проникнуты стихотворения поэтов- эмигрантов о родной стороне?

- Почему им «трудно без России»? Что вспоминают они на чужбине?

Домашнее задание

1. Прочитать статью В. Коровина «Литература и история» (с. 268-271), ответить на вопросы с. 271.

2. Перечитать трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о У. Шекспире.