Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 6. Повесть о Шемякиной суде

Цели: показать идейно-художественное своеобразие повести «Шемякин суд» как сатирического произведения; развивать навыки анализа текста, навыки монологической речи, выразительного чтения, описания иллюстраций.

Методические приемы: беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение по ролям, элементы анализа текста, рассказ по иллюстрациям.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Чтение и анализ нескольких сочинений.

2. Беседа по «Житию Сергия Радонежского» (по вопросам пособия).

3. Беседа по статье «Повесть о Шемякином суде».

- Как вы понимаете, что такое демократическая литература?

- Кто был героем демократической литературы?

II. Рассказ учителя о демократической литературе

Русская литература на рубеже XVII-XVIII веков представляла собой очень пеструю картину, характерную для переходного времени. Происходило расслоение литературы: параллельно с литературой дворянской быстро развивалась литература демократическая, с каждым годом расширяясь в объеме и все больше привлекая к себе общественное внимание. Эта литература создавалась в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений этой литературы были простые люди, так называемый «маленький человек», ничем не знаменитый, часто обездоленный, бедный, бесправный.

В истории русского литературного языка демократическая литература XVII-XVIII веков оставила глубокий, неизгладимый след. В выработанный предшествующим развитием книжный язык она влила две мощные струи - речь народно-поэтическую и живое разговорное просторечие, что способствовало формированию литературного языка эпохи.

Одним из произведений демократической литературы является «Повесть о Шемякином суде». Имя героя повести связывалось с именем галицкого князя Дмитрия Шемяки, ослепившего своего брата московского князя Василия II и прослывшего неправедным судьей. Имя Шемяки стало нарицательным.

IIL Чтение повести по ролям заранее подготовленными учениками

IV. Беседа по вопросам учебника-хрестоматии (с. 35)

Дополнительное задание:

- Попробуйте определить жанровые особенности «Шемякина суда». («Шемякин суд» определен как сатирическая повесть, но произведение близко к фольклору, напоминает бытовую сказку: герои-простолюдины, хитрость и смекалка главного героя, обернувшие дело в его пользу. «Шемякин суд» носит некоторые черты притчи: назидательность, противопоставление бедности и богатства, внешняя неэмоциональность повествования, построение фраз (анафоры), параллелизм эпизодов. Иллюстрированный вариант произведения напоминает современные комиксы.)

V. Работа с иллюстрациями

Задание группам: рассмотреть иллюстрации к повести «Шемякин суд», пересказать несколько эпизодов, изображенных на них, близко к тексту.

Домашнее задание

1. Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развернутый ответ, включив выражение «Шемякин суд» как поговорку.

2. Прочитать повесть Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь».