Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 66. Джонатан Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

Цели: кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Свифта; выявить глубинное содержание его романа; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учеников, пересказ, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет Дж. Свифта, издания его произведений, иллюстрации к его романам.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

Пересказ статьи учебника «Дж. Свифт», беседа по вопросам (с. 291).

II. Слово учителя о Свифте

(Можно воспользоваться статьей В. Муравьева в «Библиотеке мировой литературы для детей».)

Судьба Джонатана Свифта парадоксальна. Он англичанин по происхождению, но жил в Ирландии, ненавидел католицизм, но жил в католической стране. Человеческое достоинство Свифта оскорбляли нищета, грязь, невежество, процветавшими в Ирландии, самой нищей тогда стране Европы. Для Свифта невыносима была провинциальность мышления в этой провинциальной стране. Он ненавидел этот остров, ибо его населяли рабы. Кто же виноват в том, что эти люди рабы? Свифт разрешал этот вопрос так: виновны те, кому выгодно такое положение вещей.

В Дублине, столице Ирландии, вышел анонимный памфлет. Его автор размышлял: «...можно надеяться, что в конце концов насилие научит разуму и дураков!». Все узнали манеру Свифта, этого «сумасшедшего священника», как называли его чиновники. И скоро по всей Ирландии пошла странная весть об английском декане, защищающем дело порабощенной Ирландии.

В Дублине Свифт был больше чем национальным героем - он был национальным символом свободы. 19 октября 1745 года жители Дублина пришли проститься с суровым деканом. Кто-то постоял у тела, наклонился, отрезал прядь волос и бережно спрятал у себя на груди. Люди образовали очередь к телу, и каждый получил маленькую прядь седых мягких волос. Так простился ирландский народ со своим великим защитником, автором веселой книги, полной ненависти к угнетателям и поработителям.

Книга о Гулливере вышла тоже анонимно в 1726 году. В ней много загадок. Первая из них - о каком Гулливере следует говорить? Гулливер в стране лилипутов вызывает сочувствие. Во второй части Гулливер сам стал лилипутом для страны великанов, героем комических положений. В третьей части он внимательный наблюдатель идиотизма страны Лапуты, а в четвертой - он в стране разумных лошадей, в услужении которым находятся гнусные человекообразные йэху. Лошадь, спасшая Гулливера, узнала в нем самом подобие йэху. Вернувшись в Англию, Гулливер не мог выносить общества местных «йэху» и отдыхал от них в конюшне.

Сатирик Свифт считал, что человек еще не заслужил право считаться существом разумным, а в лучшем случае - способным к разумности. Свифт хотел сказать: я убедился, что вы не хотите и не можете перестать быть йэху. И все же я пишу эту книгу, следуя властному велению: скажи, скажи миру еще раз, может быть, захотите вы, может быть, сумеете вы превратиться из йэху в человека!

III. Краткий пересказ второй, третьей и четвертой частей о путешествиях Гулливера

IV. Выразительное чтение фрагментов романа и беседа по вопросам

Опираемся на вопросы и задания учебника № 1-5 (с. 308).

Дополнительные вопросы:

- В каких эпизодах вы видите сатиру на современные Свифту порядки, а в каких - на общечеловеческие особенности?

- Почему Г улливер не удивляется ничему из того, что он видит, хотя мир вокруг него неразумен?

- Как вы понимаете переносный смысл колышек и веревочек, связывающих Гулливера в стране лилипутов?

- В чем актуальность романа Свифта? Что вам напоминает современную жизнь, современные проблемы общества?

- Какова доля фантастики в романе?

- Какие эпизоды и описания вам кажутся сатирическими, а какие - юмористическими?

V. Чтение фрагмента статьи Н. Михальской «Свифт и его роман «Путешествия Гулливера»» (с. 307-308)

Ответим на вопрос учебника № 6 (с. 308).

Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника «Вальтер Скотт» (с. 309-311), ответить на вопросы (с. 311).

2. Прочитать отрывки из романа В. Скотта «Айвенго».

3. Прочитать материалы о В. Скотте в пособии «Читаем, думаем, спорим...» (с. 266-270), ответить на вопросы.