Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 67. Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

Цели: расширить понятие о жанре исторического романа; рассказать о Вальтере Скотте как родоначальнике исторического романа, о его концепции истории и человека в романе; развивать навыки анализа текста.

Методические приемы: рассказ учителя; беседа по вопросам; сопоставительный анализ текстов.

Оборудование: портрет писателя, издания книг Вальтера Скотта; иллюстрации к роману.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Пересказ статьи учебника «Вальтер Скотт».

II. Слово учителя о писателе и его творчестве (с элементами беседы)

Вальтер Скотт считается родоначальником исторического романа. Необычный ракурс исторического материала, свойственный Скотту, Пушкин определял словом «домашний» - представление действительности «домашним образом».

Центральный персонаж романов Скотта - не выдающийся герой, а человек относительно заурядный, «средний», причем это обычно не историческое лицо, а вымышленный персонаж.

Особенностью повествования в историческом романе Вальтера Скотта является его авторская позиция. Автор заявляет, что он прежде всего историк. Он приводит мемуарные и документальные свидетельства, называет источники, подчеркивает объективность изображаемого. Скотт как историк соблюдает временную дистанцию, повествует о прошлом, например: «В ту полную опасностей эпоху, когда...», подчеркивает общность прошлого и будущего. Писатель часто обращается к жизненному опыту своих современников ради усиления ощущения достоверности.

Современники признавали в Вальтере Скотте высшую степень жизненной достоверности, полноты и естественности. Его исторический роман дал импульс и русским авторам, в частности Пушкину с его «Капитанской дочкой».

- Что заставляет нас относить к историческому жанру столь разные произведения, как романы «Айвенго», «Капитанская дочка», поэму «Песня про купца Калашникова»? (Все эти произведения можно изучить в одном блоке.) (Действие романа «Айвенго» происходит в XI веке, события «Капитанской дочки» относятся к временам пугачевского бунта, удалены более чем на пятьдесят лет от времени ее написания; в «Песне про купца Калашникова» Лермонтов переносит читателя в эпоху правления Ивана Грозного. То есть исторические произведения создаются гораздо позже эпохи, в них описанной, это взгляд на исторические события со значительного временного расстояния. Авторы поэтому имеют возможность осмыслить события прошлого по-новому, объективно, со стороны. Писатели опираются на изученные ими исторические документы, и в произведении возникают реалии прошлого, подробно описываются быт и нравы эпохи.)

Автор основывается на собственной исторической концепции, так или иначе выражает свое отношение к реальным историческим персонажам. Исследователи творчества Скотта отмечают, что в своих романах писатель осмысляет философские идеи исторического развития. С точки зрения Скотта, история развивается по особым законам. Общество проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравственному состоянию. Эти периоды жестокости связаны с борьбой покоренных народов со своими покорителями. В результате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным.

III. Беседа по первым четырем главам романа «Айвенго»

Описаемся на вопросы учебника (с. 353).

IV. Беседа по всему роману

Страшные плоды завоеваний описаны в главе 23, где цитируется «Саксонская хроника». Прочитаем отрывки из нее.

- О каком историческом романе напоминает это описание? (Описание «страшных дел» перекликается с описанием жестокого подавления бунта в «Капитанской дочке» Пушкина.)

Зачитываем отрывки из пропущенной главы этого романа.

- Сопоставим исторический роман с древнерусской летописью или западноевропейской хроникой. Что между ними общего и чем они различаются? (Общее то, что рассказ ведется о событиях прошлого, но летопись и хроника создают впечатление независимого объективного повествования. Летописец ничего не сочиняет, он рассказывает о том, что было, по его мнению, на самом деле. Рассказывает последовательно и обстоятельно, стремясь создать целостную картину мира. Хроника напоминает личный дневник, но посвящена она не жизни отдельного человека, а истории каких-то земель, правлению европейских государей и жизни народа в разные периоды правления. В историческом романе тесно переплетаются вымысел и исторические факты, действуют реальные исторические и вымышленные персонажи.)

- Какие признаки рыцарского романа можно найти в «Айвенго»? (Рыцарь Айвенго схож с героями рыцарских романов. Вальтер Скотт выполняет «научно-популярную» функцию, сообщая исторические сведения о жизни средневековой Англии, в нем соединяются рассказы о крестовом походе и кодекс рыцарской чести, в центре романа - любовная интрига.)

- Почему же «Айвенго» все-таки нельзя назвать рыцарским романом? (Во-первых потому, что он написан в XIX веке, а не в эпоху средневековья; во-вторых, в нем нет ничего фантастического или волшебного, зато перед читателями разворачивается живописная картина исторических событий. В основу романа положено традиционное для Скотта переплетение любовной и политической интриг. В центре повествования - влюбленная пара - рыцарь Айвенго и леди Ровенна, судьба и благополучие которых зависит от хода истории.)

- Читать о любви всегда интересно. Посмотрим на роман В. Скотта с этой точки зрения. От чего зависит счастье влюбленных? Каков заглавный герой романа? (Счастье влюбленных зависит от того, какой оборот примут исторические события, кто победит в историческом конфликте. Конфликт разворачивается между двумя враждующими лагерями: норманнами, завоевавшими Англию в конце XI века, и англосаксами, владевшими ею уже в течение нескольких веков и вытеснившими в свою очередь племена бриттов. На фоне живописных исторических событий действует герой, верный кодексу чести, в любой ситуации поступающий согласно чувству долга и хранящий верность прекрасной возлюбленной.)

- Какие поступки, соответствующие рыцарскому кодексу чести, совершает Айвенго? (Под маской паломника-пилигрима – он единственный, кто, сжалившись над слабым стариком ростовщиком Исааком, уступает ему место у очага; анонимно вызывает на бой рыцаря Храма непобедимого Буагильбера; заступается за честь сына Седрика (то есть за свою собственную, но опять же анонимно); спасает Исаака от ограбления и смерти; побеждает в нескольких поединках рыцарей-тамплиеров; сражается вместе с Ричардом Львиное Сердце; принимает участие в крестовом походе; спасает красавицу Ревекку, на протяжении романа не изменяя рыцарским понятиям чести.)

- Для успеха романа важно заинтриговать читателя, заставить поверить в тайну и захотеть проникнуть в ее разгадку. Какие загадки и тайны приходится разгадывать читателю в романе? (Тайна сына Седрика Сакса; тайна пилигрима; тайна Рыцаря, Лишенного Наследства; тайна Черного Рыцаря.)

- Вспомним определения рыцарской чести и составляющие кодекса чести средневековых рыцарей. (Обязанность истинного рыцаря - быть сторонником слабейшей партии. Строгие понятия о рыцарской чести запрещали совершать какое-либо насилие над рыцарем, находившемся в беспомощном состоянии. Человеку, искушенному в рыцарских подвигах, трудно оставаться в бездействии, подобно какому-нибудь монаху или женщине, в то время как вокруг него другие совершают доблестные подвиги.

Награда рыцаря - слава, она увековечит имя героя. Рыцарский дух отличает доблестного воителя от простолюдина и дикаря, он учит ценить свою жизнь несравненно ниже чести, торжествовать над всякими лишениями, заботами и страданиями, не страшиться ничего, кроме бесславия. Рыцарство - источник чистейших и благородных привязанностей, опора угнетенных, защита обиженных, оплот против произвола властителей. Без него дворянская честь была бы пустым звуком.

Свобода находит лучших покровителей в рыцарских копьях и мечах.)

- Какой поступок невозможен для истинного рыцаря? Кто нарушает законы рыцарства? (Самое страшное преступление рыцаря - измена чести и долгу. Преступление карается смертью (Фон де Беф и Бриан де Буагильбер), наказание неизбежно.)

- Кого из героев романа, кроме Айвенго, можно назвать истинным рыцарем? Какие качества он проявляет? (Это Ричард Львиное Сердце. Его больше всего привлекает жизнь простого странствующего рыцаря, ему дороже всего слава, которую он завоевывает в одиночку, нежели победа, одержанная во главе стотысячного войска. Ревекка, наблюдавшая из башни за сражением, говорит о нем: «Он бросается в битву, точно на веселый пир. Не одна сила мышц управляет его ударами - кажется, будто он всю душу вкладывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека побеждают сотни людей».)

Читаем отрывок из главы 41, в котором писатель говорит об отличии исторического прототипа от его литературного двойника.

- Почему Скотт изменил реальный исторический персонаж? (Писатель отдает себе отчет в том, что реальный Ричард I вовсе не был романтическим рыцарем без страха и упрека. Этот герой, так же как и вымышленный Айвенго, нужны автору для воплощения собственных идей, собственной концепции истории и человека.)

Обратимся к женским образам. Найдем портреты героинь, описание их характеров.

- Какие качества романтических героинь свойственны Ревекке и Ровене? (Белокурая леди Ровена представляет собой типичный романтический образ прекрасной дамы, ради которой рыцарь совершает свои подвиги и которая в финале с блеском играет роль заслуженной награды.

Образ красавицы еврейки Ревекки более сложен. В силу своего происхождения поставленная в особое положение, смелая и великодушная Ревекка высказывает независимые суждения по поводу происходящих событий и явлений. Вступая в спор с Айвенго, в которого она тайно влюблена, Ревекка называет рыцарские подвиги жертвоприношением демону тщеславия и самосожжением перед Молохом. Ревекка деятельна: она врачует раны, исцеляет больных. У нее есть свои понятия о чести: она упрекает Буагильбера в том, что он собирается ради нее изменить своему Ордену и своей вере. Она в ситуации выбора между жизнью и смертью ведет философские споры с неукротимым храмовником о роли судьбы.

Ревекка очень умна, ей порой принадлежат слова, которые хотел бы высказать сам автор: «Люди нередко сваливают на судьбу последствия своих собственных бурных страстей». Она объективно и в то же время поэтически оценивает характер своего жестокого похитителя Буагильбера: «У тебя сильная душа; иногда в ней вспыхивают благородные и великие порывы. Но она - как запущенный сад, принадлежащий нерадивому хозяину: сорные травы разрослись в ней и заглушили здоровые ростки».)

V. Итог урока

Итак, каждый герой получил по заслугам: Ричард Львиное сердце - славу и память потомков, Айвенго - славу и возлюбленную, Ревекка, отказавшаяся от несчастной страсти, - душевный покой.

Роман завершается свадьбой Айвенго и Ровены, и присутствующие на бракосочетании норманны и саксы понимают, что «мирными средствами могли добиться гораздо больших успехов, чем в результате ненадежного успеха в междоусобной войне», «увидели в союзе этой четы залог будущего мира и согласия двух племен; с того времени эти враждующие племена слились и потеряли свое различие».

Таким образом свадьба Айвенго и Ровены завершает как любовную, так и политическую сюжетные линии романа.

Домашнее задание

Написать сочинение по роману В. Скотта «Айвенго».

Материал к сочинению «Герой и история в романах В. Скотта “Айвенго” и А.С. Пушкина “Капитанская дочка”» Тезисный план сочинения

1. В. Скотт и А.С. Пушкин - авторы исторических романов. Влияние творчества Скотта на русскую прозу.

2. Айвенго и Гринев. Правила дворянской чести в «Капитанской дочке» и кодекс истинного рыцаря в «Айвенго».

3. Идея Скотта о закономерностях развития общества (общество проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравственному состоянию). Рассуждения Гринева (авторская позиция), полемизирующая с этой идей (глава «Пугачевщина»): «...лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

4. Эпиграфы к главам: сравнение нескольких эпиграфов; их роль.

5. Гурт (раб, а затем вольный оруженосец Айвенго) и Савельич. Чем они похожи и чем отличаются?

6. Общее в принципах построения романов Скотта и Пушкина: в центре повествования - влюбленная пара, чья судьба зависит от поворота исторических событий; два враждующих лагеря, между которыми находится герой.

7. Во что верит Айвенго и во что верит Гринев?

8. Какова роль случая в романах В. Скотта и А.С. Пушкина? Какие случайности управляют судьбой Айвенго (случайная встреча с Буа- гильбером и приором, которых он отводит в дом своего отца; случайно Черный Рыцарь оказывается на турнире и спасает Айвенго...) и Гринева (случайно его спасает мужик, оказавшийся Пугачевым; Пугачев случайно узнает Савельича, случайно Гринев узнает, что Маша в руках Швабрина...)

9. Мое отношение к героям романов Скотта и Пушкина и к историческим романам вообще.

(По материалам статьи М. Павловой в газете «Первое сентября (Литература)», 2001, № 4)

Урок 68. Подведение итогов учебного года, задания на лето

На заключительном уроке можно воспользоваться материалами пособия «Читаем, думаем, спорим...» (викторины, дополнительные материалы).