Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 2. Литература и другие виды искусства

Цели: закрепить понятие о художественном образе; показать отличие литературы от других видов искусства; дать понятие об условности искусства; развивать навыки анализа текста, монологической речи.

Методические приемы: пояснения учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам к статье «Искусство слова».

Дополнительные вопросы и комментарии:

- Что является характерной особенностью художественной литературы? (Воспроизведение жизни в образах, в картинах.)

- Что такое художественный образ? (Образ - это картина жизни, созданная писателем (художником) и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями.)

- Как вы понимаете выражение «картина жизни»? (Картина жизни - художественное отражение жизни, ее преображение творческим воображением писателя. Это не точная копия действительности, не фотография, даже тогда, когда писатель рисует какой-либо действительно существующий в жизни предмет. Создавая художественный образ, писатель «отбирает» события, иногда нарушает их естественно-хронологическую последовательность, некоторые качества героя выделяет, выдвигает на первый план, раскрывает мысли и чувства героя, делится своими мыслями и переживаниями. Творческое воображение не искажает правду, а помогает писателю полнее и глубже воспроизвести ее, обобщает явления и факты жизни.)

- Какие образы занимают в литературе центральное место? (Центральное место в литературе занимают образы людей, то есть картины человеческой жизни, изображение характеров, поступков, мыслей, переживаний, столкновений действующих лиц, их отношений друг к другу, к обществу и природе.)

II. Слово учителя об отличительных чертах художественной литературы (с элементами беседы)

- В чем отличие художественной литературы от других видов искусства? (Пересказ соответствующего параграфа статьи учебника, обсуждение.)

Писатель рисует картину с помощью слов. Картина жизни, в отличие от живописной картины художника, подвижна, дается в изменениях, в движении. Художник слова не только запечатлевает портреты, поступки, события, но и воспроизводит мысли и чувства героев и свои собственные, передает звуки и запахи мира.

Вот фрагмент рассказа А. Платонова «Возвращение»: «Он дышал устоявшимся родным запахом дома - тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же и прежде, четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него...»

Описания звуков и запахов влияют на наши органы чувств: мы словно слышим, обоняем мир, изображенный писателем.

Писатель никогда не пишет «просто так», чтобы только «похоже» или «точно» воспроизвести какой-то предмет или какое-то явление. Он тогда берется за перо, когда взволнован сам и хочет поделиться своими мыслями и чувствами с читателем, вызвать его ответные раздумья и переживания. Каждая картина, каждый образ несут на себе следы неповторимой личности автора. Свои оценки, свое отношение к жизни художник нередко выражает в прямой форме: «Здравствуй, солнце да утро веселое!» (Никитин); «Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен...» (Паустовский). Но о его взглядах и чувствах мы можем судить и на основании обрисовки действующих лиц, их столкновений, поступков, речи («Хамелеон» Чехова).

Даже родственные или близкие друг другу явления разные писатели изображают по-разному («Зимнее утро» Пушкина и «Встреча зимы» Никитина). Вот почему каждое художественное произведение говорит не только об окружающем мире, о людях, но и о самом писателе, о его волнениях, вкусах, симпатиях и пристрастиях. Эта мысль в поэтической форме выражена в стихотворении Валентина Берестова:

- Считаете ли вы, что искусство слова властвует над временем и пространством? Докажите свою мысль.

- Почему ни живописец, ни скульптор не могут показать своих героев в движении, в изменении, в развитии?

- Что можно и чего нельзя перевести на «язык кино»?

- В чем вы видите условность искусства? (Обсуждение, пересказ соответствующего параграфа статьи учебника.)

III. Подготовка к сочинению-рассуждению

- Почему человеку в трудные минуты хочется обратиться к любимым героям?

- Какую роль играет книга в вашей жизни?

IV. Итог урока

Изображение самых многогранных характеров, самых невероятных происшествий, самых сложных отношений между людьми подвластны только художнику слова. Одно из главных назначений литературы - доставлять эстетическое наслаждение читателю. Это не относится лишь к изображению чего-то радостного, приятного. Сцены, изображающие борьбу добра и зла, трагические эпизоды влияют на душу читателя, вызывают сочувственный отклик, возвышают.

Условность - одна из отличительных черт искусства. Условность не мешает отображению явлений жизни. Читатель вступает с писателем в своеобразный диалог, путешествует по миру, созданному воображением писателя, подключая и свое воображение, свои мысли и переживания. Познавая художественный, воображаемый мир, читатель познает и действительный, реальный мир.

Литература изображает мир видимый и внутренний мир человека.

Домашнее задание

1. Написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Книга в моей жизни».

2. Ответить на вопросы учебника (с. 13).

3. Прочитать статью учебника «Народные песни» (с. 14-16).

Дополнительный материал*

* Беленький Г.И. Литература 8 кл.: Методические советы.

До сих пор в эстетике нет единого мнения о предмете и специфике искусства, в частности художественной литературы. Многие исследователи разделяют концепцию В.Г. Белинского (искусство есть «мышление в образах»; различие между искусством и наукой «вовсе не в содержании, а только в способах обрабатывать данное содержание»). Б. Рунин специфику искусства видит в самовыявлении художника, в том субъективном начале, которое пронизывает каждое произведение искусства.

Существует множество теорий знаковой природы искусства, художественного моделирования как основы искусства и т. д.

Сложен и вопрос о месте художественной литературы среди других видов искусства, обсуждаемый не один десяток лет, а то и не одно столетие. Естественно, постичь все эти проблемы даже в известном приближении учащиеся средней школы не в состоянии. Но полностью обойти их даже на этой ступени образования невозможно.

За исходную мы принимаем мысль, в свое время сформулированную В.Г. Белинским, о том, что основу специфики искусства составляет его образность, то есть способность в особой форме отражать действительность, познавая ее законы и закономерности.