Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Уроки 3-4. Исторические и лирические народные песни

Цели: повторить изученное о фольклоре; дать представление о разнообразии исторических и лирических песен, их жанровых особенностях.

Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы, повторение изученного, элементы анализа текста.

Оборудование: издания исторических и лирических песен.

Ход уроков

(См. материалы уроков 2, 3 по программе В.Я. Коровиной.)

I. Проверка домашнего задания

Чтение и анализ статьи учебника «Народные песни» (с. 14—16).

II. Чтение и обсуждение исторических песен (с. 16-19)

1. Песня «Ермак готовится к походу на Сибирь».

- Объясните, почему слагались песни про Ермака? (Из учебника истории вы знаете, что поход Ермака был организован на средства купцов Строгановых, заинтересованных в торговых делах с сибирскими охотниками за пушниной.)

- Как эти события передаются в песне? Какие исторические, географические реалии в ней отражены?

- Какие свойства былинного богатыря присущи Ермаку?

- Что роднит эту песню с былинами? (Герою исторической песни - Ермаку - присущи черты былинных героев, масштаб его личности соответствует масштабу героев былин. В песне отсутствует рифма, это речитативный стих, в котором разное количество слогов и ударений. Как и былина, песня исполняется напевно, характерной особенностью являются повторы, устоявшиеся поэтические формулы:

На Яик идите - переход велик,

На Казань идите - Грозен Царь стоит,

Грозен царь Иван сын Васильевич.

Он на нас послан рать великую,

Рать великую - в сорок тысячей.)

- В чем отличие исторической песни от былины? (Историческая песня рассказывает о конкретных исторических лицах и событиях, в былине же преобладает вымысел.)

- Найдите в песне постоянные эпитеты. (Постоянные опыте- ты: злата труба, лето теплое, зима холодная, грозен царь, рать великую, царю белому, православному, головы повинные, казаки... люди вольные.)

2. Песня «Сборы Петра I против шведов».

- Найдите общие образные выражения в песнях о Ермаке и о Петре I. (В песне о Ермаке: «Не злата труба вострубила им, / Не она громко взговорила речь»; в песне о Петре I: «Как не золотая трубонька вострубила, / Не серебряная сиповочка возыграла». В песне о Ермаке: «Царю белому, православному»; в песне о Петре I: «Батюшка православный царь».)

- Найдите в песне слова и выражения, характерные для былин. («Ох вы гой ecu...»; обилие слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами: трубонька, батюшка, платьице, грамотку, столики, поильце, драгунушек, гусарушек, пехотушек.)

3. Песня «О Полтавской битве».

- Назовите художественные приемы песни. (Образный и синтаксический параллелизм: «Запалит шведская сила /Из большого снаряда - из пушки; / Запалит московская сила / Из мелкого ружья - из мушкета»; сопоставление через отрицание: «Не крупен чеснок рассыпался: / Смешатся шведская сила»; анафора (единоначатие): две строки начинаются со слова «запалит», две — со слова «распахана», три - со слова «солдатскими»; эпифора (единая концовка строк: три строки кончаются на слово «сила», пять строк - на слово «пашня».)

- С чем сравнивается битва в песнях «Сборы Петра I против шведов» и «О Полтавской битве»? (В первой песне - с пиром, во второй - с пахотой.)

III. Чтение и обсуждение лирических песен (с. 19-22)

- Какое значение имеют прямая речь и диалог в лирических песнях?

- В чем своеобразие лексики лирических песен?

- Найдите олицетворения в лирических песнях. Как достигается олицетворение?

Домашнее задание

1. Прочитать рассказ К.Г. Паустовского «Колотый сахар».

2. Ответить на вопросы учебника (с. 27-28).

3. По желанию: прочитать раздел «Для любознательных» (с. 28-30); подготовить сообщения об авторах и исполнителях песен.