Цели: повторить изученное о фольклоре; дать представление о разнообразии исторических и лирических песен, их жанровых особенностях.
Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы, повторение изученного, элементы анализа текста.
Оборудование: издания исторических и лирических песен.
Ход уроков
(См. материалы уроков 2, 3 по программе В.Я. Коровиной.)
I. Проверка домашнего задания
Чтение и анализ статьи учебника «Народные песни» (с. 14—16).
II. Чтение и обсуждение исторических песен (с. 16-19)
1. Песня «Ермак готовится к походу на Сибирь».
- Объясните, почему слагались песни про Ермака? (Из учебника истории вы знаете, что поход Ермака был организован на средства купцов Строгановых, заинтересованных в торговых делах с сибирскими охотниками за пушниной.)
- Как эти события передаются в песне? Какие исторические, географические реалии в ней отражены?
- Какие свойства былинного богатыря присущи Ермаку?
- Что роднит эту песню с былинами? (Герою исторической песни - Ермаку - присущи черты былинных героев, масштаб его личности соответствует масштабу героев былин. В песне отсутствует рифма, это речитативный стих, в котором разное количество слогов и ударений. Как и былина, песня исполняется напевно, характерной особенностью являются повторы, устоявшиеся поэтические формулы:
На Яик идите - переход велик,
На Казань идите - Грозен Царь стоит,
Грозен царь Иван сын Васильевич.
Он на нас послан рать великую,
Рать великую - в сорок тысячей.)
- В чем отличие исторической песни от былины? (Историческая песня рассказывает о конкретных исторических лицах и событиях, в былине же преобладает вымысел.)
- Найдите в песне постоянные эпитеты. (Постоянные опыте- ты: злата труба, лето теплое, зима холодная, грозен царь, рать великую, царю белому, православному, головы повинные, казаки... люди вольные.)
2. Песня «Сборы Петра I против шведов».
- Найдите общие образные выражения в песнях о Ермаке и о Петре I. (В песне о Ермаке: «Не злата труба вострубила им, / Не она громко взговорила речь»; в песне о Петре I: «Как не золотая трубонька вострубила, / Не серебряная сиповочка возыграла». В песне о Ермаке: «Царю белому, православному»; в песне о Петре I: «Батюшка православный царь».)
- Найдите в песне слова и выражения, характерные для былин. («Ох вы гой ecu...»; обилие слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами: трубонька, батюшка, платьице, грамотку, столики, поильце, драгунушек, гусарушек, пехотушек.)
3. Песня «О Полтавской битве».
- Назовите художественные приемы песни. (Образный и синтаксический параллелизм: «Запалит шведская сила /Из большого снаряда - из пушки; / Запалит московская сила / Из мелкого ружья - из мушкета»; сопоставление через отрицание: «Не крупен чеснок рассыпался: / Смешатся шведская сила»; анафора (единоначатие): две строки начинаются со слова «запалит», две — со слова «распахана», три - со слова «солдатскими»; эпифора (единая концовка строк: три строки кончаются на слово «сила», пять строк - на слово «пашня».)
- С чем сравнивается битва в песнях «Сборы Петра I против шведов» и «О Полтавской битве»? (В первой песне - с пиром, во второй - с пахотой.)
III. Чтение и обсуждение лирических песен (с. 19-22)
- Какое значение имеют прямая речь и диалог в лирических песнях?
- В чем своеобразие лексики лирических песен?
- Найдите олицетворения в лирических песнях. Как достигается олицетворение?
Домашнее задание
1. Прочитать рассказ К.Г. Паустовского «Колотый сахар».
2. Ответить на вопросы учебника (с. 27-28).
3. По желанию: прочитать раздел «Для любознательных» (с. 28-30); подготовить сообщения об авторах и исполнителях песен.