Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 5. Авторы и собиратели народных песен. Рассказ К.Г. Паустовского «Колотый сахар»

Цели: показать роль народных песен в литературе, в духовной жизни народа; развивать навыки анализа текста.

Методические приемы: беседа по вопросам, пояснения учителя, элементы анализа текста, сообщения учеников.

Оборудование: издания исторических и лирических песен, сборники авторской песни; фонозаписи песен.

Ход урока

I. Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Колотый сахар»

1. Беседа по вопросам учебника (с. 27-28).

2. Слово учителя.

В рассказе преобладают неяркие, бледные, скромные краски. Ими автор рисует и неброскую северную природу, и портреты жителей городка. Тем ярче выделяется внутренняя красота героев рассказа: старика, старухи, девушек, детей. Эти герои живут в гармонии с природой, с людьми. На этом фоне фигура «толстого равнодушного человека, стриженного бобриком», выглядит чуждой, контрастной всем остальным героям. Милиционер, которого привел этот человек, оказался, в отличие от чужака, вовсе не равнодушным. Ему не нужны документы, бумажки, удостоверяющие личность старика. «Я тебя и так вижу, - говорит он старику. - Сиди, дедушка, отдыхай». Милиционеру становится стыдно не только за себя, но и за «стриженного бобриком». Пытаясь загладить свою невольную вину перед стариком, милиционер передает для него сверток с колотым сахаром и баранки, при этом он, совестливый человек, густо краснеет.

Старик - собиратель песен, хранитель души народа. Истинный поэт тоже выражает душу народа, его чаяния и надежды. Именно поэтому простой ямщик, дед старика, и Пушкин находят общий язык.

Добротой полна жизнь героев; речь их напевна, выразительна, приветлива. Вот как обращается хозяйка дома к случайному приезжему: «Ночуй, желанный. Ночуй, будь гостем дорогим». Ключевой фразой рассказа можно считать слова старика: «Все, родимый, надо от сердца делать».

II. Сообщения учеников о поэтессе, авторе и хранительнице народных песен, плачей крестьянке Ирине Андреевне Федосовой

(Материал см. в пособии «Читаем, думаем, спорим...».)

III. Чтение и обсуждение рассказа М. Горького «Вопленица»

- Какие переживания героинь вылились в песне?

- Почему им захотелось сложить песню?

- О чем грустят женщины, о чем мечтают? Как их мечты, выраженные в песне, соотносятся с обыденной жизнью, воспроизводимой писателем?

- Какие строки сочинила Устинья, а какие горничная? Как вы это объясните?

- По каким признакам вы отнесете эту песню к народной?

IV. Слово учителя о связи литературы с народными песнями

Народные песни, исторические и лирические, - неиссякаемый источник вдохновения для писателей всех времен. А.С. Пушкин широко использовал народные песни в повести, которую вы уже прочитали и которую нам предстоит изучать - «Капитанская дочка». Писатель предпослал каждой главе строки народных песен. «Песня про царя Ивана Васильевича...» М.Ю. Лермонтова стилизована под народную историческую песню. Многие стихотворения Н.А. Некрасова настолько близки фольклору, что стали восприниматься как народные песни. Ведь у каждой народной песни был автор, но его имя забылось, растворилось в народе, а песня осталась.

Иногда писатель так искусно стилизует свой поэтический текст, что его невозможно отличить от подлинной народной песни.

Интересна история написания Пушкиным цикла «Песни западных славян». Прочитаем материалы учебника-хрестоматии, посвященные П. Мериме (том II, с. 250-254).

Народные песенные традиции сохраняются и сегодня, например, в авторской песне.

V. Прослушивание авторских песен и комментарии к ним заранее подготовленных учеников

Домашнее задание

Прочитать материалы учебника на с. 31-34.