Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 6. Люди Древней Руси

Цели: развить понятие о древнерусской литературе; помочь осмыслить закономерности ее развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы.

Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы, повторение изученного.

Оборудование: выставка книг различных изданий, фотографии древних книг (можно использовать альбом «Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник»: Киев, 1984), репродукции картин В. Васнецова: «Нестор-летописец», «Богатыри»; М. Врубеля «Микула Селянинович».

Эпиграф:

«Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто...мы изучаем ее в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как думают иные». (И.С. Тургенев)

Ход урока

(См. материалы уроков 4—6 по программе В.Я. Коровиной.)

I. Комментированное чтение фрагментов статьи А.Н. Толстого «Родина» («Земля “оттич и дедич”»)

Обратим внимание на дату написания статьи — 1941 год. Статья создавалась в самые трудные для страны дни Великой Отечественной войны, когда враг был на подступах к Москве. Обращение к русской старине, к делам отцов и дедов («оттич и дедич»), к их воинским и трудовым подвигам давало силы военному поколению выстоять в борьбе за родную землю, сохранить свою культуру, свой язык, не посрамить чести своих великих предков.

Прокомментируем и эпиграфы, взятые из произведений А.С. Пушкина к теме «Русская старина» (с. 31).

II. Беседа

- Что вы узнали о русской старине в предшествующие годы, каких героев вы помните? (Князь Олег - герой летописи и пушкинской баллады; Кожемяка - победитель в единоборстве с печенегами; Евпатий Коловрат, выросший в легендарную фигуру богатыря; мудрая княгиня Ольга, отомстившая древлянам за смерть своего мужа; беззаветно любящие друг друга Петр и Феврония из одноименной повести; летописец Пимен из пушкинского «Бориса Годунова», купец Калашников из «Песни...» Лермонтова...)

- Для чего нужно знать древнерусскую литературу?

III. Слово учителя о древнерусской литературе

Период древнерусской литературы составляет семьсот лет из тысячелетней истории русской литературы. Литература Древней Руси - это единое целое при всем многообразии жанров, тем, образов, это средоточие русской духовности и патриотизма. На страницах произведений древних авторов ведется речь о важнейших философских, нравственных проблемах, прославляется мудрость, доброта, храбрость, самоотверженность людей, красота русской земли.

Древнерусская литература возникла не на пустом месте. Ее появление было подготовлено развитием языка, устного народного творчества, культурными связями с Византией и Болгарией и обусловлено принятием христианства как единой религии. В эпоху Киевской Руси происходило становление русской национальной литературы, складывались ее традиции, формировались жанры.

IV. Итог урока

- Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература? (Она возникла в Xвеке в связи принятием Христианства, ее источником была Библия.)

- В чем отличие древнерусской литературы от литературы нового времени? (Рукописная форма. Строгие каноны повествования. Тесная связь с религией и деловой письменностью.)

- Кто были герои древнерусской литературы?

- Назовите жанры древнерусской литературы, кратко поясните их особенности.

Домашнее задание

1. Прочитать «Житие преподобного Сергия Радонежского» (с. 35-45).

2. Прочитать статью учебника «Языком живописи» (с. 45-46).

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о житийной литературе.