Цели: дать понятие о жанре жития; раскрыть историческую основу «Жития Сергия Радонежского»; показать художественные особенности произведения; развивать навыки анализа текста.
Методические приемы: сообщение ученика, беседа, элементы анализа текста.
Оборудование: репродукция картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Ход уроков
(См. материалы уроков 4—6 по программе В.Я. Коровиной.)
I. Чтение статьи учебника «Люди Древней Руси» (с. 34)
II. Сообщение ученика о жанре жития
III. Слово учителя о Сергии Радонежском
(По книге Г.И. Беленького «Уроки литературы в 8 классе. Методические советы».)
Сергий Радонежский жил в трудное время татарского ига. «Начинающаяся русская культура была растоптана ордынским нашествием, тьма одичания, умственного и духовного, налегла на нашу родину, и вся наша, хотя и зачаточная, образованность испытала паралич (...) Люди потеряли веру в добро и угрюмо отъединялись в своем горе, в своем озлоблении: человек человеку волк» (Отец С. Булгаков. Благодатные заветы Преподобного Сергия русскому богословствованию // Сергий Радонежский: Сб. - М., 1991. С. 346, 355).
Русские князья постепенно объединялись вокруг Москвы, но время от времени между ними возникали конфликты. По поручению митрополита Сергий ходил к мятежным князьям в Нижний Новгород, Рязань, Тверь, ростов, убеждая сохранить единство. А когда на Русь вторглось войско Мамая, он благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву и послал в помощь ему двух монахов, бывших воинов - Пересвета и Ослабю.
С братом Стефаном в 1340 году Сергий построил в лесу церковь Святой Троицы, вокруг которой образовался монастырь-Троице-Сергиева лавра. Он был инициатором и других пустынных монастырей.
Справка: Следует различать слова пустыня - необитаемые просторы и пустынь - одинокое жилье богомольцев, удалившихся от мира.
Историк В.О. Ключевский писал: «Городские и пустынные монастыри различались между собой (..) общественным значением, духом складывавшегося в тех и других быта, даже самым происхождением. Городские (...) монастыри обыкновенно созидались набожным усердием высших церковных иерархов, также князей, бояр, богатых горожан, людей, которые (..) не входили в состав созданного ими монастырского братства (...) Живя среди мира (...) для его религиозных нужд, такие монастыри и назывались мирскими. Другие (...) основывались людьми, которые, отрекшись от мира, уходили в пустыню; там становились руководителями собиравшегося к ним братства и сами вместе с ним изыскивали средства для построения и содержания монастыря. (..) Пустынный монастырь воспитывал в своем братстве особое настроение; складывался особый взгляд на задачи иночества. Основатель его некогда ушел в лес, чтобы спастись в безмолвном уединении. (...) К нему собирались такие же искатели безмолвия и устрояли «пустын- ку». (Ключевский В.О. Собр. соч.: В 9 т. - М., 1988. т. И. С. 234.)
Таким пустыннолюбцем и стал Сергий. Не всякому было дано вынести трудности лесной жизни. Брат Сергия Стефан не выдержал испытаний и ушел в более благоустроенный московский Богоявленский монастырь.
Главное влияние на современников Сергий оказывал своей праведной жизнью. Вокруг него, как говорят исследователи, царила атмосфера трудолюбия, мысли и молитвы. Для окружающих его монахов он был не только духовным наставником, но и поваром, и огородником, и мельником, и плотником, и кладезником, и сапожником. Простой народ видел это и тянулся к старцу.
IV. Комментированное выборочное чтение и беседа по тексту
«Жития...»
- Какое имя носил Сергий от рождения? (Варфоломей.)
- Какие факты жизни святого вам кажутся достоверными, а какие - фантастическими, чудесными? (Чудесные факты: крик ребенка в чреве матери («преславное чудо»), почитание им Господа Бога еще в материнской утробе, чудотворная встреча со старцем в детстве, приобретение Варфоломеем разума и мудрости после благословения старца, искушения Сергия в пустыни, пророческий дар святого: «Он видел издалека, с расстояния во много дней ходьбы», чудесная кончина Сергия, чудесные дела после его смерти.)
- Как оценивал деятельность святого писатель Борис Зайцев?
- Чему учит Сергий Радонежский?
- Что удивило вас в характере Сергия?
- Какое значение имеет преподобный Сергий для русского народа и государства?
V. Работа с репродукцией
- Какой момент изображен на картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»?
- В чем особенности композиции картины?
- Как изображены на картине герои?
- В чем особенность пейзажа?
- Как о пейзаже пишет К.Г. Паустовский?
Домашнее задание
1. Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Сергий Радонежский - воплощение национального нравственного идеала»; «Мое впечатление от картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
2. Прочитать вступительную статью учебника к «Житию Аввакума» (с. 46—47).
3. Прочитать «Житие Аввакума, им самим написанное» (с. 47-52).
4. Прочитать материалы разделов «Для любознательных» и «Приглашаем в библиотеку» (с. 52-56) (по желанию).
Дополнительный материал В.О. Ключевский о Сергии Радонежском*
* Ключевский В.О. Значение Преподобного Сергия для русского народа // Сергий Радонежский: Сб. - М., 1991. С. 398-399.
«Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна. Так думали тогда все на Руси, и это мнение разделял православный Восток. (...) Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч (...) Впечатление людей XIV века становилось верованием поколений, за ними следовавших. Отцы передавали воспринятое ими воодушевление детям, а они возводили его к тому же источнику, из которого впервые почерпнули его современники. Так духовное влияние Преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем, вошло в состав духовного богатства народа (...) При имени Преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».
Развитие жанра жития в древнерусской литературе*
* Древнерусская литература. Учебно-методическое пособие. Глазов, 2001.
Житие - один из самых устойчивых и традиционных жанров русской литературы. Первые переводы житийных произведений были доставлены из Византии и появились на Руси вместе с Библией и другими христианскими книгами в конце X - начале XI века. По мере распространения древнехристианской книжности особо известными стали жития Алексея, божия человека, святителя Николая, святого великомученика Георгия, которого на Руси стали называть Георгием Победоносцем. В XI веке создаются оригинальные житийные произведения, герои которых рождены на русской земле и составили ее гордость перед другими странами, исповедующими христианство. Это князья - братья Борис и Глеб, ценою своей жизни не нарушившие заповеди «не убий!» и не поднявшие оружия против брата Святополка, это преподобный Феодосии Печерский, церковный деятель и автор поучений; князья, подвижники христианства: Ольга, Владимир, Александр Невский.
К XIV-XV векам сложились традиции жанра жития в русской литературе: героем жития мог стать только выдающийся церковный или государственный деятель, всей своей жизнью доказавший преданность христианским заповедям и не согрешивший в своей жизни ни в большом, ни в малом. Такой «святой» человек мог после смерти быть удостоен церковью созданием его «жития». Рассказывать о таком человеке надлежало торжественным, «высоким слогом», соблюдая определенную последовательность: рождается герой в благочестивой верующей семье, уже в детстве проявляет серьезный интерес к церковному учению, рано осознает свое призвание и сознательно отказывается от мирской жизни, до самой смерти является религиозным подвижником и ведет аскетический образ жизни. Таково традиционное содержание жития святого.
Яркое воплощение жанрово-стилистических особенностей жанра жития проявилось в произведениях знаменитого Епифания Премудрого, написавшего в начале XV века «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского». Созданные в торжественно-панегирическом стиле «плетение словес», они дают полное представление об идеальном человеке с точки зрения автора, убежденного сторонника христианской морали. С. Пермского автор славит как просветителя и религиозного миссионера, а С. Радонежского как вдохновителя борьбы за освобождение от татарского владычества, «за веру христианскую». На фоне этих традиционных произведении выделяется своим многоплановым новаторством «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (1673).