Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 9. «Житие Аввакума, им самим написанное»

Цели: ознакомить учеников с личностью протопопа Аввакума; помочь ученикам понять язык произведения, показать его особенности.

Методические приемы: анализ творческих работ, комментированное чтение, беседа, работа с репродукцией.

Оборудование: репродукция картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова».

Ход урока

I. Чтение и анализ творческих работ

Пример описания картины:

Картина Михаила Васильевича Нестерова «Видение отроку Варфоломею» - одно из сокровищ русской культуры, хранящихся в Третьяковской галерее. Она создана в 1890 году и рассказывает о становлении выдающейся исторической личности. Сергий Радонежский сыграл большую роль в объединении враждующих русских князей накануне Куликовской битвы, основал Троице-Сергиеву лавру.

На картине Нестерова изображен эпизод встречи отрока Варфоломея (будущего Сергия Радонежского) со святым старцем. Вокруг головы старца - золотистое сияние, чуть заметное на фоне осеннего леса. Его темная одежда почти сливается с деревом. Лицо старца скрыто от зрителей. Зато лицо мальчика находится в центре картины. Этот деревенский пастушок с ясными синими глазами, белоголовый,

худенький, кажется олицетворением древней Руси. Спокойный, негромкий колорит картины, мягкий вечерний свет несут умиротворение. Художник бережно выписал каждый листик, каждую травинку, каждое деревце. Он нарисовал русский пейзаж с такой любовью, нежностью, что картина трогает до глубины души.

II. Работа с репродукцией

Рассмотрим репродукцию картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». (Она находится на втором форзаце учебника- хрестоматии.)

- Расскажите о содержании картины, пользуясь текстом учебника (с. 46-47).

- Что означает жест боярыни Морозовой?

- Как вы думаете, почему на лицах людей, провожающих сани боярыни Морозовой, написана такая широкая гамма чувств: сочувствие и тревога, растерянность и надежда, протест и издевка, любовь и ненависть?

- Какое впечатление производит на вас картина?

- Что вы знаете о расколе в русской православной церкви?

III. Слово учителя

Страсти, разгоревшиеся вокруг русской православной церкви, приведшие к ее расколу, к серьезным, трагическим переменам в судьбах многих людей, с точки зрения современного, далекого от религии человека, не очень понятны. Спор шел как будто о незначительном: как писать имя Сына Божия - Исус или Иисус; как креститься - двумя или тремя перстами; как при некоторых обрядах (например, при венчании) обходить аналой - слева направо или справа налево и т. п.

За семь веков в русских церквях сложились традиции, обряды, несколько отличные от православных греческих, которые были взяты за образец при принятии христианства. «Ошибки» были неизбежны — слишком давно русская православная церковь действовала самостоятельно, при переписке церковных книг случались разночтения, описки, с появлением книгопечатания такие разночтения распространились по стране. Патриарх Никон решил привести церковные книги и обряды в соответствие с греческими канонами. Многие воспротивились этому - и потому, что привыкли к соблюдению своих обрядов, и потому, что не хотели диктата иностранцев (греков, южных славян), к которым обратился Никон за помощью, и потому что просто не хотели перемен. Многие воспринимали церковные реформы Никона как знак к усилению гнета и противились этому.

Так возник раскол в русской православной церкви, сопровождавшийся бунтами, репрессиями, жестокостью. Никон не щадил своих идейных противников, был нетерпим и жесток в проведении своей линии и вызывал соответствующий отклик, провоцировал непримиримое отношение к себе.

Протопоп Аввакум (1621-1682) - глава раскольников, отстаивавший свои убеждения и погибший за них. Житие было написано Аввакумом в 1672-1673 годы во время его ссылки в Пустозерск. Это первое в истории древнерусской литературы произведение, построенное на основе автобиографии. До Аввакума было немыслимо, чтобы героем жития выступал сам автор, это считалось гордыней, страшным грехом.

Прочитаем страницы «Жития» и попробуем разобраться, какими качествами, кроме гордыни, обладал Аввакум, в чем заключалась его гордыня, почему академик Д.С. Лихачев называл Аввакума пророком, борцом, мучеником и страдальцем.

IV. Комментированное чтение отрывков из «Жития...»

1. Глава «Начало жизни».

- Что мы узнаем о герое из этой главы? (Аввакум откровенно рассказывает о себе, своей семье. Отец Аввакума был священником, однако не чурался «пития хмельного». Женился Аввакум по воле матери, после смерти отца; молился о том, чтобы жена была «помощницей ко спасению». О своей церковной карьере рассказывает бегло, без хвастовства.)

2. Глава «На церковном поприще».

Аввакум рассказывает о том, как разогнал плясунов с бубнами, домрами и медведями и их «хари» (маски) и бубны изломал. Здесь речь идет о скоморохах. Домострой, свод житейских правил и наставлений XVI века, считал греховными «песни бесовские, пляски, сказания, бубны, сопела и медведи, и птицы, и собаки ловчее говорящее, и коньское уристание». Аввакум действовал в духе Домостроя, но при этом проявил свой характер: не просто разогнал скоморохов, а разбил их инструменты; совладал даже с медведями, видимо, обладал недюжинной силой.

- Каким предстает Аввакум в эпизоде со скоморохами и других эпизодах главы? (Аввакум предстает непримиримым, бескомпромиссным, сильным, убежденным в своей правоте. Он верен своим убеждениям, силен духом, терпелив, это позволяет ему переносить физические и нравственные муки, издевательства, пытки, голод, неволю.)

Необычно для своего времени упоминание в тексте жития мелких тварей: мышей, тараканов, сверчков, блох. Аввакум соединяет в своем произведении высокое и низкое, церковную и просторечную лексику.

3. Глава «В сибирской ссылке».

- Какие мучения и испытания пришлось вынести Аввакуму в сибирской ссылке?

- Как реагировал Аввакум на пытки и издевательства?

- О чем говорит подробное описание автором природы Сибири?

- Какие чувства вызывало у вас чтение этой главы?

4. Глава «Возвращение из ссылки».

- Какими качествами обладала жена протопопа Аввакума? Стала ли она его «помощницей ко спасению»?

- О каких человеческих свойствах протопопа можно судить по эпизоду с черной курочкой?

Эпизоды, в которых Аввакум рассказывает о своей жене и детях, говорят о его человеколюбии, широкой доброй душе. Его глубоко трогает все, что он видит, при этом он остается человеком несгибаемой воли, борцом за веру, за правду, как он ее понимает.

Не надо думать, что Аввакум свят и безгрешен. Это сложная, сильная, неординарная личность, во имя веры готовая и на предательство, и на насилие. Но сила духа, твердость в вере мятежного протопопа потрясают. «Аввакума называют первым ссыльным всероссийской каторги, потому что он вынес все мучения и не предал своей веры». (Ю. Азаров)

- Каковы особенности стиля и языка произведения? (В «Житии...» разнообразная лексика: это и высокая лексика, и разговорно-бытовая и даже просторечная, бранная. Житийное повествование превращается во взволнованный рассказ о прожитой жизни. Аввакум пишет эмоционально, но без причитаний и жалоб. Глубокая, сильная вера придает ему мужество во всех испытаниях.)

V. Слово учителя о других произведений Аввакума

В «Челобитной Аввакума царю Алексею Михайловичу» автор противопоставляет мнимым ценностям истинные. «Челобитная» полна едкой, язвительной иронии.

В письме к боярыне Морозовой перед нами гневный, высокомерный, непримиримый фанатик, ругающий последними словами «бабу», и в то же время друг, жалеющий и сочувствующий: «Ну, дружи со мной, не сердитуй же!».

В «Послании всем исповедующим старую веру» Аввакум старается поддержать своих единоверцев, влить в них уверенность в правоте старой веры, призывает к терпению: «Потерпим, братья, не поскучим, Господа ради...».

В отрывке из «Книги бесед» Аввакум гневно обличает никонианцев, обвиняет их в продажности, корыстолюбии, разврате, пьянстве, ругает их, противопоставляет им истинных христиан, готовых сгореть за веру.

VI- Чтение и обсуждение материалов учебника «Русские писатели о сочинениях протопопа Аввакума» (с. 54)

VII. Чтение отрывка из романа Д. Мордовцева «Великий раскол» (с. §5-56 учебника-хрестоматии)

VIII. Итог урока

«Житие протопопа Аввакума, им самим неписанное» можно назвать высшим достижением этого жанра, который на протяжении нескольких веков развивался от строгих канонов «словесной иконы» и торжественно-скорбного панегирика к признанию сложности человеческого характера и утверждению мирских ценностей жизни. Житийные произведения стали благодатной почвой для зарождения новых жанровых форм (бытовой повести, притчи, поучительного рассказа и других), в которых герой был изображен в ситуации нравственного выбора. Поступки героя, обусловленные его нравственными убеждениями, стали дополняться не только прямыми авторскими оценками с позиции христианской морали, но собственными монологами или «внутренней речью», раскрывающими его психологически сложные чувства.

Домашнее задание

1. Сопоставить стиль, язык, художественные особенности «Жития Сергия Радонежского» и «Жития протопопа Аввакума».

2. Подготовиться к литературной игре по теме «Древняя Русь».

Дополнительный материал*

«Житие протопопа Аввакума» - самое известное из многочисленных произведений талантливого писателя и идеолога старообрядчества Аввакума (1620-1682), в миру - Петрова. С юных лет избравший путь священника, Аввакум в 1652 году резко восстал против церковной реформы патриарха Никона. Все многочисленные и многолетние попытки Никона заставить Аввакума признать законность реформы и по- христиански смириться со своим церковными противниками не дали положительных результатов.

Прежде всего, житие Аввакума автобиографическое. Аввакум сам вспоминает события своей биографии и поясняет их, обращаясь к Епифанию и другим читателям, как к единомышленникам, сочувствующим ему и разделяющим его убеждениям. По форме «Житие» Аввакума можно назвать исповедью мученика, который, не надеясь на справедливый земной суд, все-таки хотел поведать своим современника о всех выпавших на его долю страданиях. При этом документальная основа сюжета сочетается с художественным талантом автора, который обращает внимание на детали и подробности, важные для понимания идейного смысла произведения. Например, Аввакум предельно искренне рассказывает, как трудно было ему в юности избежать многих «дьявольских искушений». Он с любовью пишет о своей матушке, которая особой верой в бога и кротким нравом определила жизненный выбор сына. Мать успела найти для своего сына такую невесту, которая стала его «ангелом-хранителем» во всех испытаниях. Аввакум с благодарностью пишет о матери и жене Анастасии Марковне, которые преданно любили его и всегда поддерживали в трудных испытаниях судьбы.

* Древнерусская литература. Учебно-метод пособие. Глазов, 2001.

За свое несогласие с церковной реформой Аввакум с семьей был сослан в Забайкалье, в дикую и суровую Даурию. Под пристальным надзором воеводы Пашкова он пребывал там несколько лет, и много раз семья его была в опасности.

Новаторскими для жанра жития были язык и стиль Аввакума. Благодаря умелому употреблению разговорно-бытовой и даже просторечной, бранной лексики, житийное повествование превращается в взволнованный рассказ о прожитой жизни, с эмоционально выраженным отношением к друзьям и «мучителям», к «еретику» Никону и царю Алексею Михайловичу. Свой стиль Аввакум скромно называет «вяканьем» и «ковыряньем», но читатель ощущает особый «русских дух» его письма. Аввакум, защищая старую веру, взывает к национальному чувству читателя. «Ты ведь, просторечию нашему, понеже люблю свой русский природный язык». Он восстает против того, что «борзой кобель Никон устроят все по фряжскому, сиречь по немецкому». Чувство национального достоинства «водит» его перо.