Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 7. Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»

Цели: кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Карамзина; дать понятие о сентиментализме как литературном направлении; ознакомить с исторической основой повести «Наталья, боярская дочь»; развивать навыки выразительного чтения.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет Н.М. Карамзина.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Рассказ о впечатлениях, которые произвела повесть «Шемякин суд», с использованием выражения «Шемякин суд» как поговорки.

II. Слово учителя о Н.М. Карамзине

Н.М. Карамзин родился 1(12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан сеще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактирован первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума».

После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П. Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лет начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе.

Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать «Московский журнал», выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина — «Письма русского путешественника», повести «Наталья, боярская дочь», «Бедная Лиза». С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

Начиная с издания «Московского журнала» Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьезной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почетную и уважаемую.

Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму - сентиментализм, который, обращая главное внимание на изображение мира души, противопоставлял богатству кармана богатство чувств. Время требовало от литературы понимания «языка сердца», умения говорить на этом языке. Мысль Карамзина о том, что надо «писать, как говорят, и говорить, как пишут», сохранила свое значение и в наше время.

III. Слово учителя о сентиментализме. Словарная работа

Откроем словарь иностранных слов. Слово «сентиментализм» происходит от французского «sentiment» (восходит к латинскому корню) - «чувство», «чувствительность». Это литературное течение в европейской литературе конца XVIII - начала XIX веков.

Друг Пушкина, поэт П.А. Вяземский определил сентиментализм как «изящное изображение основного и повседневного». Сентименталисты, в отличие от приверженцев классицизма, отдавали приоритет чувствам, а не разуму, воспевали простого человека, с его богатым внутренним миром, переживаниями, чувством собственного достоинства. Отсюда и эмоциональный характер повествования в произведениях этого литературного направления. Сентиментализм выступил против отвлеченности и рассудочности произведений классицизма. Для этого течения характерно стремление изобразить психологию человека, жизнь его души.

Литература сентиментализма обращена к повседневности, к частной жизни людей. Поэтому жанры, характерные для сентиментализма - элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), дневник, путешествие, повесть, - во многом имитируют непосредственные переживания человека, записи, продиктованные непосредственным движением сердца.

Одной из характерных черт русского сентиментализма является идиллическое изображение деревни, крестьянства. Идеальной, нравственно чистой изображается жизнь простых людей на лоне природы. В связи с этим особую роль в произведениях сентиментализма играет пейзаж. Человек должен жить в согласии, в гармонии с природой, следовать естественным желаниям, черпать в природе умиротворение. Контрастом выступает город - средоточие зла, неестественной жизни, пустой суеты.

В некоторых произведениях сентиментализма звучит протест против социальной несправедливости, против унижения «маленького человека». Внимание сентименталистов к психологии человека сыграло большую положительную роль в развитии русской литературы.

IV. Рассказ учителя об исторической основе повести «Наталья, боярская дочь»

Историческое прошлое всегда интересовало Карамзина. В течение двадцати лет он работал над многотомной «Историей государства Российского», в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков.

Главный исторический труд Карамзина - «История государства Российского». Но история государства состоит из истории отдельных людей, великих и обычных, выдающихся и неприметных. Повести «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница» рассказывают о русской старине, о людях, таких, какими их представлял писатель.

Повесть «Наталья, боярская дочь» переносит нас в Москву XVII века, во времена царствования Алексея Михайловича. Важно помнить, что не только для нас, но и для самого писателя это глубокая древность, «древние патриархальные времена».

Прочитаем начало повести и постараемся понять, с каким чувством Карамзин вводит приметы русской старины в свое повествование.

V. Выразительное чтение начала повести и обсуждение

- С какой целью Карамзин обращается к русской старине? (Писатель видит в русской старине идеал общественного устройства, «достойный подражания во всяком веке и во всяком царстве», в изображении идеального государства проявляется патриотизм Карамзина, стремление улучшить современное ему общество.)

- Каким предстает перед читателем боярин Матвей? (Отец героини, боярин Матвей, с первых же строк характеризуется как «умный, верный слуга царский.,, великий хлебосол», покровитель и заступник своих бедных соседей, мудрый советник царя, человек с чистыми руками, чистым сердцем и чистой совестью, щедрый и дружелюбный, «верный друг человечества».)

- Можем ли мы судить об отношении автора к героям? Каково это отношение? (Автор откровенно любуется своими героями. Еще до появления на страницах повести главной героини читателю становится понятно, что у идеального отца и человека может быть только идеальная дочь. Автор передает свое восхищение и прямым текстом, и обилием возвышенной лексики и эмоциональных эпитетов.)

Домашнее задание

1. Прочитать отрывок из статьи В.И Федорова в рубрике «Поразмышляем над прочитанным...» (с. 71-75).

2. Ответить на вопросы и выполнить задания учебника, задания рубрики «Будьте внимательны к слову» (с. 75-76).

Дополнительный материал

Н.М. Карамзин - реформатор русского литературного языка

H. М. Карамзин стал известен русскому читателю не только как автор полюбившихся произведений, но и как реформатор русской прозы, русского языка.

Разговорный язык культурного человека конца XVII - начала XIX века был, как правило, французским. После петровских преобразований в России возник разрыв между духовными запросами просвещенного общества и семантическим строем русского языка. Все образованные люди вынуждены были говорить по-французски, ибо в русском языке не хватало слов и понятий для выражения многих мыслей и чувств.

Приведение лексического состава русского языка в соответствие с западно-европейскими идеями и понятиями было тогда задачей общенациональной значимости.

Перед Карамзиным возникла прежде всего проблема расширения словарного состава литературного языка, которую он успешно решал тремя путями:

I. Обладая незаурядным стилистическим чутьем, Карамзин ввел в русский язык такие варваризмы (прямые заимствования иностранных слов), которые органически прижились в нем: «цивилизация», «эпоха», «момент», «катастрофа», «серьезный», «эстетический», «моральный», «тротуар» и многие другие.

2. Многие русские слова и понятия Карамзин создавал из русских корней по образцу иностранных: «in-flunсе» - «в-ли-яние»; «devoluppe-ment» - «раз-ви-тие»; «raffine» - «утонченный»; «touchant» - «трогательный» и т. д.

3. Наконец, Карамзин изобрел слова-неологизмы по аналогии со словами французского языка: «промышленность», «будущность», «общеполезный», «усовершенствованный» и др.

Глубоко реформировал Карамзин и сам строй русской литературной речи. Он решительно отказался от тяжелой и несоответствующей духу русского языка немецко-латинской синтаксической конструкции, введенной Ломоносовым. Вместо длинных и неудобопонятных периодов Карамзин стал писать ясными и краткими фразами, используя как образец легкую, изящную и логически стройную французскую прозу. Из статьи Н.М. Карамзина «Что нужно автору?»

Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении и часто - против воли своей. (...)

Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого - и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо...

Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими границами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских...